Социальная психология. Свенцицкий А.Л. Социальная психология - файл n1.doc Свенцицкий социальная психология

Социальная психология: учеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 336 с.
ISBN 5-482-00060-5

Данный вариант учебника отличается тем, что отдельные главы, разбросанные по разным частям архива, наконец, сведены воедино в одном файле.

Глава
2. История развития социально-психологического знания
Поиск причин социального поведения: от античности до XX в
Оформление социальной психологии в самостоятельную науку
Основные теоретические подходы в западной социальной психологии
Развитие отечественной социальной психологии
Краткое содержание
Ключевые понятия

Глава
3. Методы социальной психологии
Этапы социально-психологического исследования
Корреляционное и экспериментальное исследования
Наблюдение
Методы опроса
Анализ документов
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения

Глава
4. Личность в социальном мире
Понятие о личности
Я-концепция и самооценка
Социальная идентичность как часть Я-концепции
Саморегуляция
Концепция социальной роли
Выполнение социальных ролей
Взаимовлияние личности и социальной роли
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения

Глава
5. Социализация
Природа социализации
Теории социализации
Агенты социализации
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения

Глава
6. Социальная установка и поведение
Понятие установки
Формирование и изменение установок
Концепция диспозиционной регуляции поведения личности
Есть ли связь между установками и поведением?
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения

Глава
7. Социальные группы: основные характеристики
Группа как объект социально-психологического анализа
Функции группы
Размер группы
Групповая структура.
Внутригрупповые коммуникации
Социометрия как метод изучения групповой структуры
Классификации групп
Организация как социальная группа
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения

Глава
8. Групповые влияния на индивидуальное поведение
Фазы группового членства
Влияние групповых норм на личность
Конформность: влияние большинства
Конформность: влияние меньшинства
Референтные группы и личность
Социальная фасилитация
Социальное расслабление
Социальная фасилитация и социальное расслабление
Деиндивидуализация
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения

Глава
9. Групповая динамика и групповая эффективность
Понятие о групповой динамике
Психологическая совместимость членов группы
Принятие решений в группах
Плюсы и минусы группового принятия решений
Лидерство и руководство в группах и организациях
Социально-психологический климат группы
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения

Глава
10. Общение и социальное познание
Понятие об общении
Основные аспекты коммуникативного процесса
Невербальная коммуникация
Формирование первого впечатления о человеке
Социальные категории и стереотипы
Каузальная атрибуция
Социальное взаимодействие и общение
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения

Глава
11. Межличностное влияние и социальная власть
Определение понятий
Зависимость, неопределенность и власть
Каким образом люди подвергаются влиянию?
Основы социальной власти (психологические
аспекты)
Авторитет власти легитимности
От послушания - к агрессивности
Проблемы и перспективы исследований влияния и власти
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения
Литература

Свенцицкий А. Л.

Социальная психология: учеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 336 с.

ISBN 5-482-00060-5

В учебнике содержится систематическое изложение основ социаль­ной психологии. Освещаются такие фундаментальные проблемы, как социальная психология личности, взаимовлияние личности и группы, общение и социальное познание, межличностное влияние. Обстоятель­но рассмотрена также история развития социально-психологического знания, дан обзор основных методов социальной психологии. Содержа­ние данного учебника соответствует программе курса и основано на ма­териалах отечественных и зарубежных социально-психологических исследований, включая самые современные работы.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей, всех интересующихся проблемами социальной психологии.

Внукам моим -

Марте, Леонтию, Ерофею, Арсению

ПРЕДИСЛОВИЕ

Отечественная социальная психология в процессе своего ста­новления и развития прошла непростой путь. Теоретическая мысль российских социологов, философов и психологов конца XIX - начала XX в., затрагивавших социально-психологичес­кие проблемы, не привела к выделению социальной психологии в качестве самостоятельной науки. Попытки формирования "марксистской социальной психологии" в 1920-е гг. не увенчались успехом по целому ряду объективных и субъективных причин (подробнее см. в гл. 2 данной работы). Длительный перерыв в развитии отечественной социальной психологии с конца 1920-х до конца 1950-х гг. привел к нашему отставанию (будем называть вещи своими именами) от мировой науки.

Современному российскому студенту, осваивающему азы пси­хологической науки, наверное, будет удивительно узнать, что в течение продолжительного периода социальную психологию у нас нигде не преподавали. Автор этих строк окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государ­ственного университета в 1959 г., твердо усвоив (так учили!), что социальная психология - наука буржуазная и ей нет места в системе марксистской психологии. Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. И что бы ни утверждали пессими­сты, остановить научный прогресс никто не в силах. На волне общественно-политических перемен второй половины 1950-х на­чала 1960-х гг. в СССР становится возможным возрождение оте­чественной социально-психологической науки (в то время, разу­меется, на марксистской основе). С 1966 г. начинается преподава­ние курса социальной психологии на факультете психологии, только что открывшемся в Ленинградском государственном университете.

Автор этих строк, в то время младший научный сотрудник ла­боратории социальной психологии НИИ комплексных социаль­ных исследований Ленинградского университета, хорошо помнит свои преподавательские трудности того периода, когда ему при­шлось впервые взяться за чтение курса социальной психологии для студентов. Разумеется, не было никаких отечественных учебников по социальной психологии, не было ни у кого и опыта преподавания этой науки. Однако, как говорится теперь в народе, "процесс пошел". В Ленинграде (где была открыта первая лабо­ратория социальной психологии при университете в 1962 г.) и других городах начали проводиться исследования, на научных конференциях появляются доклады по социально-психоло­гической проблематике, растет сообщество исследователей -

В ту пору социальная психология привлекала не только психоло­гов, но также энтузиастов из других научных областей, выходят первые монографии по социальной психологии Б.Д. Парыгина, Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалева, А.А. Бодалева, Б.Ф. Поршнева. Эти труды не один год служили учебными пособиями по социаль­ной психологии.

Важной вехой развития отечественной социальной психологии и показателем ее зрелости был выход в свет первого учебника Г.М. Андреевой "Социальная психология" (М.: Изд-во МГУ, 1980), выдержавшего несколько переизданий и успешно выпол­няющего свои функции по сей день.

Кардинальные изменения, произошедшие в нашем обществе за минувшее десятилетие, не могли не коснуться и социальной психологии. Освобожденные от идеологического диктата одной господствующей партии, отечественные социальные психологи в своих работах стараются следовать в русле мировой науки. Это проявляется и в их теоретических изысканиях, и в эмпири­ческих исследованиях. Совершенствуется и подготовка дипло­мированных социальных психологов, которые, как показывает практика, ни в чем не уступают выпускникам зарубежных университетов.

В настоящее время нельзя пожаловаться на недостаток социально-психологической литературы. На полках книжных магазинов можно увидеть монографии отечественных и зарубеж­ных психологов, сборники их статей, учебные пособия. Однако все это не исключает выхода в свет новых и новых учебников. Ни один автор учебника по социальной психологии не может пре­тендовать на то, что его учебник исключительный и не имеет ни­чего общего с другими учебниками. Один учебник всегда в чем-то дополняет другой. Даже в средней школе считается полезным иметь не один нормативный учебник, а несколько, каждый из ко­торых может быть хорош по-своему, а окончательный выбор имеет право делать учитель. Тем более это касается высшей школы.

Настоящий учебник отражает основное содержание курса, читаемого автором в Санкт-Петербургском государственном уни­верситете и Балтийском институте экологии, политики и права. В основе излагаемого материала - данные отечественных и за­рубежных (главным образом, американских) социальных психо­логов. Каждая глава заканчивается кратким изложением ее со­держания, здесь же выделены ключевые понятия, на усвоение которых следует обратить внимание, и дан краткий список лите­ратуры для дополнительного чтения. В конце учебника приведен полный перечень использованной литературы, что позволит и студенту, и специалисту обратиться к первоисточнику для уг­лубления своих знаний.

Автор отдает себе отчет в том, что содержание данного учеб­ника страдает определенной неполнотой. Однако вопрос о том, какие разделы должен включать в себя учебник по социальной психологии, является открытым. Даже если обратиться к совре­менным американским учебникам по социальной психологии (а здесь накоплен большой опыт), то можно убедиться, насколько они непохожи по содержанию друг на друга. И в шутку, и всерь­ез автор всегда говорит своим студентам о том, что сколько есть в мире социальных психологов, столько есть и взглядов на содер­жание социальной психологии как науки. Однако основная стержневая проблематика, конечно, должна присутствовать во всех учебниках. Это вопросы социализации (становления инди­вида как личности), взаимовлияния людей друг на друга (как на индивидуальном, так и на групповом уровне), социального позна­ния и общения. В настоящем учебнике с различной степенью об­стоятельности рассматриваются все эти вопросы. Полнее, чем в других отечественных учебниках, представлены работы Санкт-Петербургской (Ленинградской) социально-психологиче­ской школы, основоположником которой был Е.С. Кузьмин. За­метное внимание мы уделяем методам социальной психологии. Это объясняется тем, что за последнюю четверть века не вышло в свет ни одной работы, где излагались бы достаточно подробно методы сбора и анализа первичной информации в эмпирическом социально-психологическом исследовании. Таким образом, зна­комство читателей с тем, как именно добывается материал, кото­рый затем приводит к построению теорий или разработке прак­тических рекомендаций, необходим для получения целостной картины социально-психологической науки.

Автор считает своим приятным долгом поблагодарить тех сту­дентов, внимание и заинтересованность которых на лекциях, во­просы и дискуссии на семинарах стимулировали работу над этой книгой. Глубоко признателен автор своим коллегам по кафедре социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, "эмоциональный климат" которой как нельзя луч­ше способствует творчеству. Пользуясь возможностью, искренне благодарю профессора А.А. Крылова, декана факультета психо­логии с 1976 по 2002 г., за внимание к научным начинаниям авто­ра и их поддержку.

Особая признательность - жене и верному другу Г.Т. Це-цульниковой, принимавшей участие в подготовке рукописи к пе­чати, ее первому читателю и критику.

А.Л. Свенцицкий Санкт-Петербург, август 2002 г.

Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

§ 1. Что такое социальный контекст?

Представьте себе такую картину. Земельное угодье, поле. На нем крестьянин, усердно обрабатывающий этот участок, как го­ворится, в поте лица своего. Но вот рядом появляется мальчиш­ка, достает из кармана своих штанов помидор и... запускает им прямо в голову крестьянина. Прямое попадание. А теперь вопрос к вам, уважаемый читатель: "Что будет испытывать крестьянин? Как он себя поведет? Какие действия предпримет?"

"Смотря какой крестьянин", -- скажут, возможно, многие. "Это зависит от его темперамента", - добавит человек, знако­мый с азами общей психологии. Если крестьянин - холерик, то он, видимо, бросится за мальчишкой, чтобы надрать ему уши. Если крестьянин - флегматик, то лишь постоит в задумчивости, оторванный от дела. Специалист по психофизиологии хорошо объяснит, почему у крестьянина посыпались искры из глаз. Од­нако ни первый, ни второй не возьмутся предсказать точнее воз­можное поведение крестьянина в данном примере.

Тогда-то и настанет черед социального психолога. "Начнем сначала, - прежде всего скажет он. - Нет крестьянина вообще, нет мальчишки вообще. Еще Вольтер говорил о том, что каждый из нас является созданием того времени, в котором он живет. По­этому каждого человека следует рассматривать в определенном социальном контексте, т.е. в тесной связи со всем его социальным окружением. Допустим, данный пример относится к периоду феодализма. Крестьянин трудится на участке земли, арендован­ном у феодала, а проказливый мальчишка - сын этого феодала. Каким бы темпераментом ни обладал крестьянин, вряд ли ему непременно захочется как-то проучить озорника. Возьмем иную эпоху. Крестьянин - это фермер, возделывающий собственный участок земли, а мальчишка - сын другого фермера, давно за­должавшего первому крупную сумму денег. Очевидно, в этом случае у нас больше оснований ожидать агрессивных реакций в адрес мальчишки со стороны крестьянина.

Данный пример (из работы В.Б. Ольшанского) убедительно свидетельствует о необходимости обязательно учитывать опре­деленный социальный контекст, в рамках которого осуществля­ется рассматриваемая нами ситуация взаимодействия тех или иных людей.

Даже если какой-либо человек в данный момент находится в одиночестве, он, тем не менее, пребывает или стремится пребы­вать в пределах определенного социального контекста, будучи

Общественным животным (как называл человека Аристотель еще в IV веке до нашей эры). Вспомните знакомый с детства роман о Робинзоне Крузо. Вскоре после того как мореплаватель попал на необитаемый остров, он решил завести календарь - неотъем­лемую принадлежность того общества, к которому сам принадле­жал. Робинзон каждый день делал ножом черту на столбе. При этом длинная черта означала воскресенье, а еще длиннее - пер­вое число каждого месяца. А теперь ответьте, пожалуйста, для чего Робинзон все годы пребывания на необитаемом острове ис­правно вел календарь? Зачем выделял воскресные дни? Смысл здесь был, и смысл этот - в социальной природе человека. На­помню, к слову, что преданный друг героя романа Пятница не имел вообще никакого понятия о календаре и нисколько этим не тяготился. Каждый из нас имеет свой социальный мир, влиянию которого мы все подвержены. С другой стороны, наш социальный мир испытывает определенные воздействия с нашей стороны. Это взаимовлияние и находится в центре исследовательского ин­тереса социального психолога, а социальный контекст является основой для понимания социального поведения человека.

§ 2. Предмет социальной психологии

Каждый из нас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Не­мало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вме­сте работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Кто-то попадается нам навстречу лишь один раз в жизни, особенно если мы живем в большом городе, а с сот­нями миллионов других людей, населяющих нашу планету, мы не встретимся никогда. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении.

С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностя­ми практики - поиском наилучших форм организации и взаимо­действия людей в различных областях - хозяйственной, поли­тической, военной, воспитательной, лечебной и т.д.

Почему различные люди по-разному воспринимают и оцени­вают одни и те же явления? Как формируются убеждения чело­века и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поступки людей? На какой основе мы можем доверять тому или иному человеку?

Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? А почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех ос­тальных? Каким образом можно согласовать действия несколь-

Ких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам даже близкие люди порой ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и люб­ви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенно­сти взаимоотношений людей сказываются на их здоровье?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается сегодня ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это нау­ка, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний. Итак, в центре исследовательского внимания социального психолога находятся последствия различного рода контактов между людьми, прояв­ляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, ли­цом к лицу. Они бывают и опосредствованными, например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, ра­дио, телевидения, кино, Интернета и др. Именно таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп и общества в целом.

Контакты между людьми могут быть случайными и сравни­тельно непродолжительными, например, разговор двух попутчи­ков в одном купе железнодорожного вагона. И наоборот, межлич­ностные контакты могут приобретать систематический и продол­жительный характер. Например, в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом исследовательского интереса соци­ального психолога могут выступать не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые вклю­чают в себя значительное количество распределенных на боль­шой территории людей. Например, нации, классы, партии, про­фессиональные союзы, крупные контингенты различных пред­приятий, фирм и т.п. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравните, например, ог­ромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнооб­разные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии.

Необходимо отметить, что те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отноше­ния могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации. Повсеместно наблюдаемые явления глобализации, характерные для начала нашего века, делают исключительно актуальными проблемы межкультурной коммуникации. Сегодня все большее количество представителей различных этносов и культур непосредственно

Сталкиваются друг с другом в процессе осуществления различ­ных совместных акций. Научить этих людей успешно взаимодей­ствовать для достижения общих целей - тоже социально-пси­хологическая проблема.

Итак, рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

Социальная психология личности;

Социальная психология общения и межличностного взаимо­действия;

Социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенно­стью в различные группы и общество в целом. Это, например, во­просы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на это поведение.

Социальная психология общения и межличностного взаимо­действия рассматривает различные виды и средства коммуника­ций между людьми (включая и массовые коммуникации), меха­низмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблема­тикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.

Социальная психология групп охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

§ 3. Специфика социально-психологического подхода

Как видим, сфера явлений социальной психологии очень ши­рока. Однако в конечном счете эта наука пытается выявить, как люди влияют друг на друга и как они себя ведут в различных ситуациях, т.е. различные особенности социального поведения. Известно, что ряд других областей научного знания также занят исследованием определенных сторон социального поведения лю­дей. В чем же состоит специфика именно социально-психоло­гического анализа? Можно рассмотреть его отличие от других подходов на примере такого явления, как преступность в боль­ших городах (Taylor, Peplau and Sears, 1994).

Социологи, экономисты, политологи и представители других общественных наук используют социальный уровень анализа (т.е. такой, который относится к характеристикам общества как целого). При этом исследователи пытаются понять общие типы социального поведения. Например, уровень убийств, поведение избирателей или потребительские расходы. В соответствии

С данным подходом социальное поведение объясняется такими факторами, как экономический спад, классовые конфликты, столкновения между конкурирующими этническими группами, неурожай в отдельных регионах, политика правительства или технологические изменения. Цель социетального анализа состоит в том, чтобы выявить связи между широкими социальными влия­ниями и общими типами социального поведения. Изучая насилие в городах, социологи занимаются поиском взаимосвязей между уровнем жестоких преступлений и такими факторами, как бед­ность, иммиграция или индустриализация общества.

Индивидуальный уровень анализа обычно используется в психологии личности и клинической психологии. Здесь поведе­ние людей объясняется исходя из уникальной истории жизни данного человека и его психологических характеристик. В соот­ветствии с этим подходом личностные черты и мотивы могут объяснить, почему тот или иной индивид ведет себя определен­ным образом и почему два человека могут реагировать совершен­но по-разному в одной и той же ситуации. При индивидуальном уровне анализа проявляется тенденция объяснять жестокие пре­ступления исходя из уникальной истории жизни преступника и его личностных черт.

Например, В.Л. Васильев подчеркивает необходимость иссле­дования так называемых маргинальных личностей, основной ха­рактеристикой которых является внутренняя социальная неста­бильность. "Маргиналы" отличаются неспособностью достаточно полно освоить культурные традиции и выработать соответствую­щие социальные навыки поведения в той среде, в которой они оказались. Так, это житель сельской "глубинки", вынужденный жить и работать в большом городе, взрослый человек, переселив­шийся в регион, где говорят на незнакомом ему языке, и не знаю­щий местных обычаев и традиций. Испытывая высокий уровень эмоционального стресса, "маргинальная" личность легко вступа­ет в конфликт с окружающей социальной средой (Васильев, 2000).

Социальные психологи обращаются к иному уровню анали­за - интерперсоналъному (межличностному). Их внимание фо­кусируется на текущей социальной ситуации, в которой оказа­лась личность. Социальная ситуация включает в себя других лю­дей в данной среде, их установки и поведение, а также их отно­шение к данной личности. Для понимания причин жестоких преступлений социальные психологи могут ставить вопрос так: какие виды интерперсональных ситуаций формируют агрессив­ные реакции, которые могут привести к возрастанию жестокого поведения? Одно из важных социально-психологических объяс­нений заключается в том, что состояния фрустрации вызывают у людей злобу и таким образом способствуют тенденции

Действовать агрессивно. Это называется гипотезой фрустра­ции - агрессии. В соответствии с ней предполагается, что чело­век, встретив препятствие на пути достижения желаемой цели, испытывает фрустрацию и гнев и в итоге скорее всего выйдет из себя. Такой эффект фрустрации является одним из объяснений жестоких преступлений на интерперсональном уровне.

С помощью гипотезы фрустрации - агрессии, как полагают американские психологи, можно также объяснить, как крупно­масштабные экономические и социетальные факторы создают ситуации, приводящие к насилию и преступлениям. Например, неимущие люди, населяющие переполненные районы городских трущоб, несомненно, фрустрированы; они не могут получить хо­рошую работу, позволить себе приличное жилище, обеспечить безопасное окружение для своих детей и т.д. Фрустрация по всем этим поводам может вызывать гнев, который порой являет­ся прямой причиной жестокого преступления. Гипотеза фруст­рации - агрессии сосредоточена на непосредственной социаль­ной ситуации, чувствах и-мыслях, которые данная ситуация вы­зывает у людей с различными социальными характеристиками, и влиянии этих субъективных реакций на поведение.

Конечно, каждый из указанных трех подходов (социетальный, индивидуальный, интерперсональный) обладает своей ценностью и является существенным, если мы хотим понять как можно бо­лее полно сложное социальное поведение. Поэтому имеется зна­чительное совпадение в характере проводимых исследований среди указанных научных дисциплин. Данная книга вводит чита­теля в мир человеческого поведения, исходя из социально-пси­хологической перспективы. Однако при этом мы должны отме­тить, что невозможно провести четкие демаркационные линии, отграничивающие социальную психологию от других наук. Из­вестный французский социальный психолог С. Московичи харак­теризовал социальную психологию как "мост" между другими отраслями знания (Moscovici, 1989). Он имел в виду, что социаль­ная психология обращается к открытиям социологии, антрополо­гии, политической науки, экономики и биологии, чтобы лучше по­нять, как индивид включается в большую социальную систему.

§ 4. Две социальные психологии

Возможно, название этого параграфа покажется иному чита­телю довольно странным, но тем не менее, как говорится, факт остается фактом. Уже с начала прошлого века стали оформлять­ся, прежде всего в США, две основные ветви социальной психо­логии - психологическая и социологическая. Различия между проблематикой этих двух направлений и их теоретическими осно­вами порой выглядят весьма существенно. Свидетельство такого

Положения дел приводит американский социолог А.С. Томарс. В одном из известных ему колледжей социальная психология преподавалась в курсе психологии. На протяжении ряда лет она читалась оба семестра, но двумя различными преподавателями. Один из них тяготел к социологии, другой - к индивидуальной психологии. Курсы этих преподавателей не имели между собой почти ничего общего, и в итоге студенты выносили "совершенно различные представления о прочитанном им предмете в зависи­мости от того, слушали ли они его в осенний или в весенний се­местр" (Томарс, 1961).

Отмечая наличие теоретических и практических проблем, вы­званных своеобразной двойственностью социальной психологии, Г.М. Андреева полагает, что такое положение дел допустимо лишь на каком-то этапе развития науки, а "польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, что­бы способствовать однозначному решению вопроса" (Андреева, 1996. С. 22). Однако пока на страницах современных американ­ских и европейских учебников констатируется существование двух социальных психологии как дань давно сложившейся тра­диции (Franzoi, 1996; Хьюстон и др., 2001).

Прежде всего отмечается, что, хотя оба направления со­циально-психологического знания рассматривают социальное поведение, они делают это с различных теоретических позиций. В центре внимания психологической социальной психологии на­ходится индивид. При этом исследователи пытаются понять и предсказать социальное поведение, обращаясь к анализу непо­средственных стимулов, психологических состояний и черт лич­ности. Предполагается, что вариации в поведении обусловлены тем, как люди интерпретируют социальные стимулы, или их лич­ностными различиями. Даже при изучении групповой динамики проявляется тенденция объяснять данные процессы на индиви­дуальном уровне. Основным исследовательским методом здесь является эксперимент. Сторонники социологической социальной психологии, наоборот, преуменьшают роль индивидуальных раз­личий и влияний непосредственных социальных стимулов на по­ведение. В центре внимания этого направления находится группа или общество. При этом исследователи, для того чтобы понять социальное поведение, обращаются к анализу социетальных переменных, таких как социоэкономический статус, социальные роли и культурные нормы. Преобладающее внимание здесь уде­ляется характеристикам больших по размеру социальных групп, чем в психологической социальной психологии. Поэтому социальные психологи социологического направления преиму­щественно занимаются объяснением таких социетальных про­блем, как бедность, преступность, отклоняющееся поведение.

Основными исследовательскими методами здесь являются оп­росы и включенное наблюдение.

Общепризнано, что оба направления современной социальной психологии влияют друг на друга, взаимно обогащаясь. Однако сегодня, несмотря на это взаимовлияние, психологическая соци­альная психология и социологическая социальная психология развиваются параллельно. Рассматривая проблематику социаль­ной психологии в настоящей книге, мы будем исходить из психо­логического направления этой науки. Понимание социальной психологии как науки психологической характерно для социаль­но-психологической школы Санкт-Петербургского (Ленинград­ского) государственного университета, где такое понимание явля­ется традиционным.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


  1. Научный подход к пониманию поведения того или иного чело­
    века предполагает учет определенного социального контекста,
    т.е. тесной связи человека со всем его социальным окружением.

  2. Социальная психология - это наука, которая изучает законо­
    мерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений
    и взаимовлияний. В центре внимания социального психолога
    находятся последствия различного рода контактов между
    людьми, проявляемые в виде мыслей, чувств и действий от­
    дельных индивидов. Эти контакты могут быть как непосред­
    ственными (лицом к лицу), так и опосредствованными (путем
    использования средств массовых коммуникаций).

  3. Структура социальной психологии как науки включает в себя
    следующие разделы: социальная психология личности, соци­
    альная психология общения и межличностного взаимодейст­
    вия, социальная психология групп.

  4. Специфика социальной психологии как науки в отличие от со­
    циологии и психологии личности состоит в использовании ин­
    терперсонального уровня анализа. Внимание социальных
    психологов фокусируется на текущей социальной ситуации,
    в которой оказалась какая-либо личность. Социальная ситуа­
    ция включает в себя других людей в данной среде, их уста­
    новки и поведение, а также отношение к данной личности.

  5. С начала прошлого века стали оформляться две ветви соци­
    альной психологии - психологическая и социологическая. Оба
    направления рассматривают социальное поведение, но с раз­
    личных теоретических позиций. В центре внимания психоло­
    гической социальной психологии находится индивид. В центре
    внимания социологической социальной психологии - группа
    или общество в целом. Оба направления современной социаль­
    ной психологии влияют друг на друга, взаимно обогащаясь.
Ключевые понятия

/ Социальный контекст V Социальная психология V Социальная психология личности

S Социальная психология общения и межличностного взаимо­действия

V Социальная психология групп S Интерперсональный анализ S Психологическая социальная психология V Социологическая социальная психология

Литература для дополнительного чтения

Андреева Г.М. Социальная психология. М Аспект-Пресс 1996.

Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999.

Социальная психология / Отв. ред. АЛ. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.

Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999.

В учебнике систематически изложены основы социальной психологии в соответствии с положениями современных работ отечественных и зарубежных исследователей. Рассмотрены вопросы социальной психологии личности, основные характеристики социальных групп, освещены проблемы межличностного влияния и общения. Описаны основные направления прикладной работы в социальной психологии. Для лучшего усвоения изученного материала в конце каждой главы приведено краткое содержание, а также включены вопросы для самопроверки и обсуждения на семинарах, задания для самостоятельной работы.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В 2015 году исполнилось 50 лет с момента начала работы в Санкт-Петербургском государственном университете почетного профессора СПбГУ, профессора кафедры социальной психологии, доктора психологических наук Свенцицкого Анатолия Леонидовича.

    Свенцицкий Анатолий Леонидович - доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии. Родился 7 октября 1936 года в городе Кингисеппе Ленинградской области. По окончании средней школы в 1954 году поступил на отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета. По окончании университета в 1959 году. А. Л. Свенцицкий работал в качестве литературного сотрудника в ряде газет Ленинграда и области.

    Вся последующая жизнь и деятельность А. Л. Свенцицкого, начиная с 1962 года и до сегодняшнего дня, неразрывно связана с Ленинградским - Санкт-Петербургским университетом. В 1962 году А. Л. Свенцицкий поступил в аспирантуру на кафедру психологии и в 1966 году защитил кандидатскую диссертацию «Интервью как метод социальной психологии». С 1 июля 1965 года стал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) университета сначала младшим, а вскоре старшим научным сотрудником лаборатории социальной психологии.

    Первой комплексной работой, в которой сотрудники лаборатории социальной психологии приняли участие (совместно с другими лабораториями), было исследование эффективности управления Ленинградским университетом. С тех пор изучение социально-психологических проблем управления трудовыми коллективами становится одной из основных научных проблем, разрабатываемых А. Л. Свенцицким. С 1968 года, с начала основания профессором Е. С. Кузьминым кафедры социальной психологии на факультете психологии, также первой в стране, А. Л. Свенцицкий становится ее старшим преподавателем, доцентом, профессором (с 1982 года), заведующим (с 1989 года). Докторскую диссертацию «Социальная психология управления производственным коллективом» защитил в 1980 году. За минувшие годы он читал студентам - будущим психологам, журналистам и философам такие учебные курсы и спецкурсы, как «Социальная психология», «Методы социальной психологии», «Актуальные проблемы социальной психологии», «Социальная психология управления», «Военная психология», «Основы социологии». В 1990 году удостоен премии Ленинградского университета за лекторское мастерство. А. Л. Свенцицкий также преподавал и участвовал в совместных научно-педагогических программах в Германии (1997-2001) и Италии(2001-2007), выступал с докладами на научных конференциях в Болгарии, Бразилии и США. Основные научные труды А. Л. Свенцицкого посвящены проблемам психологии управления организациями, методам социальной психологии, ее истории.

    А. Л. Свенцицкий трижды получал Государственную научную стипендию (1994-2003) и имеет почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (1999), награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2007). А. Л. Свенцицкий является членом Санкт-Петербургского психологического общества и Общества психологических исследований социальных проблем (США). В 2006 году присвоено звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета».

    А. Л. Свенцицкий является автором 160 научных работ (включая 18 работ, опубликованных за рубежом). Из них 6 монографий и один учебник «Социальная психология», рекомендованный УМО в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». Две его монографии опубликованы в Японии (1977) и Чехословакии (1985). Его отдельные статьи переведены на английский, немецкий, польский и чешский языки. Он успешно выступал с докладом по психологии управления на международном семинаре в Бразилии, на факультете психологии Калифорнийского университета (США) и других международных конференциях.

    А. Л. Свенцицкий является одним из инициаторов развития в отечественной психологии направления индустриальной социальной психологии. В 1970-е годы им обосновано выделение нового научного направления - социальной психологии управления, сформирован ряд положений социально-психологической теории управления производственными организациями, выявлены некоторые закономерности при осуществлении управленческих воздействий на трех уровнях: личность, первичная рабочая группа, организация в целом. Выделена система факторов макро- и микросреды, влияющих на социально-психологический климат первичной рабочей группы, определена специфика социальной регуляции деятельности личности как субъекта и объекта управления. А. Л. Свенцицкий первым в отечественной социальной психологии стал заниматься научной разработкой метода интервью, предложив способы повышения его эффективности. Данные прикладных исследований А. Л. Свенцицкого успешно использовались при совершенствовании управления на ряде предприятий Ленинграда (Санкт-Петербурга). Его методические рекомендации и разработки по совершенствованию социально-психологических отношений на промышленных предприятиях экспонировались на ВДНХ СССР в Москве в 1969 и 1970 годах. Одним из практических итогов исследований А. Л. Свенцицкого было создание факультета активных методов обучения руководителей на базе объединения «Ижорский завод» в 1980-е годы.

    А. Л. Свенцицкий создал научную школу социальной психологии управления организациями в Ленинградском - Санкт-Петербургском университете. Его работы в данной области находят свое развитие в научных исследованиях его учеников. Под его руководством защищено 50 кандидатских и 10 докторских диссертаций. Его ученики, бывшие аспирантами, в настоящее время работают не только в России, но также в научно-исследовательских организациях Болгарии, Белоруссии, Египта, Израиля, Сирии, Узбекистана, Швеции и Эстонии. Шестеро из них, уже, будучи докторами психологических наук, также продолжают свою исследовательскую деятельность в сфере социальной психологии управления. Получаемые учениками А. Л. Свенцицкого данные позволяют разрабатывать социально-психологические методы оптимизации управления социальными организациями с учетом принципа дифференцированного подхода к разным категориям персонала.

    Анатолий Леонидович Свенцицкий пользуется глубоким уважением и заслуженным авторитетом среди работников и обучающихся за свою профессиональную компетентность, научную требовательность, отзывчивость, доброжелательность и принципиальность.

    В учебнике содержится систематическое изложение основ социальной психологии. Освещаются такие фундаментальные проблемы, как социальная психология личности, взаимовлияние личности и группы, общение и социальное познание, межличностное влияние. Обстоятельно рассмотрена также история развития социально-психологического знания, дан обзор основных методов социальной психологии. Содержание данного учебника соответствует программе курса и основано на материалах отечественных и зарубежных социально-психологических исследований, включая самые современные работы. Для студентов высших учебных заведений, преподавателей, всех интересующихся проблемами социальной психологии.

    Предисловие Глав а 1 . Социальная психологи я ка к наука § 1. Что такое социальный контекст? § 2. Предмет социальной психологии § 3 . Специфик а социально-психологического подхода § 4. Две социальные психологии Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 2. История развития социально-психологического знания § 1. Поиск причин социального поведения: от античности до XX в § 2. Оформление социальной психологии в самостоятельную науку § 3. Основные теоретические подходы в западной социальной психологии § 4. Развитие отечественной социальной психологии Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 3. Методы социальной психологии § 1. Этапы социально-психологического исследования § 2. Корреляционное и экспериментальное исследования § 3. Наблюдение § 4. Методы опроса § 5. Анализ документов Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 4. Личность в социальном мире § 1. Понятие о личности § 2. Я-концепция и самооценка § 3. Социальная идентичность как часть Я-концепции § 4. Саморегуляция § 5. Концепция социальной роли § 6. Выполнение социальных ролей § 7. Взаимовлияние личности и социальной роли Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 5. Социализация § 1. Природа социализации § 2. Теории социализации § 3. Агенты социализации Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 6. Социальная установка и поведение § 1. Понятие установки § 2. Формирование и изменение установок § 3. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности § 4. Есть ли связь между установками и поведением? Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 7. Социальные группы: основные характеристики § 1. Группа как объект социально-психологического анализа § 2. Функции группы § 3. Размер группы §4. Групповая структура § 5. Внутригрупповые коммуникации § 6. Социометрия как метод изучения групповой структуры § 7. Классификации групп § 8. Организация как социальная группа Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 8. Групповые влияния на индивидуальное поведение § 1. Фазы группового членства § 2. Влияние групповых норм на личность § 3. Конформность: влияние большинства §4. Конформность: влияние меньшинства § 5. Референтные группы и личность § 6. Социальная фасилитация § 7. Социальное расслабление § 8. Социальная фасилитация и социальное расслабление § 9. Деиндивидуализация Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 9. Групповая динамика и групповая эффективность § 1. Понятие о групповой динамике § 2. Психологическая совместимость членов группы § 3. Принятие решений в группах § 4. Плюсы и минусы группового принятия решений § 5. Лидерство и руководство в группах и организациях § 6. Социально-психологический климат группы Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 10. Общение и социальное познание § 1. Понятие об общении § 2. Основные аспекты коммуникативного процесса § 3. Невербальная коммуникация § 4. Формирование первого впечатления о человеке § 5. Социальные категории и стереотипы § 6. Каузальная атрибуция § 7. Социальное взаимодействие и общение Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 11.Межличностное влияние и социальная власть § 1. Определение понятий § 2. Зависимость, неопределенность и власть § 3. Каким образом люди подвергаются влиянию? § 4. Основы социальной власти (психологические аспекты) § 5. Авторитет власти легитимности § б. От послушания - к агрессивности § 7. Проблемы и перспективы исследований влияния и власти Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Литература