Синтаксис. Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы, их различительные признаки. Синтаксические единицы как единицы речи языка Синтаксические единицы образующиеся в составе предложения

Раздел 6. Синтаксис

I. Синтаксис, его объект, предмет и задачи исследования.Основные понятия синтаксиса .

Синтаксис (с греч. Syntaxis – связь, соединение) – раздел грамматики, который изучает единицы, более протяженные, чем слова, а именно:

1) способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения;

2) сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер их взаимодействия.

Впервые курс синтаксиса прочитал Шахматов А.А. в начале 20 века. В 1914 году он написал первый учебник по синтаксису.

Синтаксис – высший уровень языковой системы. Только синтаксические единицы непосредственно связаны с процессом общения и способны непосредственно соотносить сообщаемую информацию с действительностью. Синтаксис – высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц.

Объект изучения синтаксиса – словосочетание и предложение; сейчас выделяется обособленно простое предложение, сложное, текст, слово, словоформа.

В изучении синтаксиса существует несколько подходов:

1) словоформа → словосочетание → предложение → сложное синтаксическое целое;

2) сложное синтаксическое целое → предложение → словосочетание → словоформа.

1) вставание учеников при появлении учителя.

2) При появлении учителя ученики встают.

3) Когда учитель появляются, ученики встают .

Все три единицы передают одну и ту же вещественную информацию. Но в первом случае нет предикативности (предикативность, или модальные рамки предложения – соотнесенность с действительностью; предикативные отношения – это такие отношения, которые позволяют соотнести сообщаемый факт с фактом общения; они прикрепляют информацию к определенному модально-временному плану речевой ситуации). Во втором примере – единичная, а в третьем – предикативность выражена дважды.

Словосочетание – непредикативная единица; выполняет номинативную функцию (называет предметы, явления и т.д.), в коммуникативной функции участвует в составе предложения.

Предложение – коммуникативная единица, на уровне предложения осуществляется общение.

Простое предложение (ПП) – монопредикативная единица.

Сложное предложение (СП) – полипредикативная единица. Каждая часть СП имеет свою модальную рамку.

Сложное синтаксическое целое - сверхфразовая единица; особая синтаксическая единица, которая служит для выражения сложной законченной мысли, имеет в составе контекста относительную независимость, которой нет у отдельного предложения.

Синтаксическая словоформа синтаксема – это минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка; т.е. слово, вступающее в синтаксические отношения в предложении и словосочетании.


Отличительные признаки синтаксемы:

2) соответствующая морфологическая форма;

3) способность реализоваться в определенных синтаксических позициях.

Синтаксис слова изучает особенности сочетаемости слова.Разные лексико-семантические варианты слова имеют разную сочетаемость.

Синтаксическое слово = лексико-семантический вариант;

качество передвижение исх. пункт конечн. пункт

Человек быстро идет от калитки к дому

пролегает исх. точка конечн. точка

Дорога идёт от дома к лесу.

двигаться (перен.)

Время быстро идёт.

Слово как синтаксическая единица – один лексико-семантический вариант; носитель одного значения, имеющий одни и те же сочетания.

Сочетаемость слова может быть:

− активной (валентность – способность слова подчинять себе зависимые слова);

− пассивной (способность слова подчиняться другим словам).

Механизм сочетаемости слова имеет 2 стороны:

1) синтаксическую сочетаемость (фиксирует, сколько зависимых слов и в какой они форме); факторы:

факторы грамматического характера, т.е. какие-то грамматические признаки главного слова, влияют на количество и форму зависимого (частиречная принадлежность слова – строить дом / строительство дома → Р.п., беспредложный); морфемная структура главного слова (наличие приставки): входить в дом / выходить из дома; словообразовательные связи главного слова: содействовать школе / содействие школе);

семантическая характеристика – семантическая структура (значение) главного слова влияет на количество и форму зависимого слова : хотеть уехать / желание уехать / готов уехать / надо уехать; дать (не менее 2 словоформ – что-то, кому-то);

лексическая характеристика – когда индивидуальное значение лексемы определяет сочетаемость его с другими словами (в лексико-семантической группе каждый глагол имеет свою сочетаемость: любить мать / бояться матери / верить матери / гордиться матерью / надеяться на мать → семантика одна – форма разная);

Иногда в законах сочетаемости задействованы факторы разного характера

2) словарную сочетаемость (фиксирует, какие именно лексемы могут занимать позиции зависимых слов); существует 2 рода ограничений на сочетаемость:

семантические ограничения: 1) если зависимое слово при той или иной лексеме имеет какие-то одинаковые семантические признаки, то все слова при данной лексеме становятся обладателями одного семантического признака (арендовать / снимать дом, квартиру, гараж → помещение; арендовать дом, землю, транспорт); 2) если зависимое слово при той или иной лексеме включают лексемы без общего семантического признака, то при главном слове зависимое слово нужно подавать списком (ошибиться номером, дверью, адресом / перепутать дом, номер, название, ключи).

деление на знаменательные и незнаменательные слова важно, т.к. только знаменательные слова обладают сочетаемостью, незнаменательные слова имеют синтаксические функции.

Синтаксические связи.

Синтаксические связи – отношения между синтаксическими единицами.

1. Сочинительная – компоненты синтаксической единицы равны, однофункциональны, ненаправленная связь.

открытая связь – это такая связь, при которой сочинительный ряд потенциально не ограничен, но между каждым таким компонентом устно вливаются одни и те же смысловые отношения. Чаще всего, между компонентами открытой связи существуют перечислительные отношения. Между компонентами, чаще всего, стоят соединительные союзы. Формальный показатель – наличие разделительного союза, повторяющиеся союзы, отсутствие союза, интонационная связь.

закрытая связь – это бинарная связь, при которой только 2 компонента сочинительного ряда связаны одними и теми же сочинительными отношениями. Не допускают пополнение ряда с сохранением тех же отношений.

Пример: Он шутил 1 , а я злобствовал 2 и продолжал 3 на него обижаться.

1 и 2, 1 и 3 – сопоставительные отношения; формальные показатели – сопоставительные союзы (а, же (=а), да (=а)), противительные союзы (но, зато, да (=но)), пояснительные союзы (а, именно), градационные союзы (не столько…сколько)

Сочинительная связь – это такой тип связи, который характеризует разные типы синтаксических единиц (словосочетание и ССП).

2. Подчинительная – компоненты зависят друг от друга, разнофункциональны, такая связь предполагает наличие главного и зависимого компонентов, однонаправленная связь. Функция – обеспечить связь между компонентами словосочетания, т.е. словом и словоформой; двумя словоформами; между словом и предикативной единицей; двумя предикативными единицами.

Признаки подчинительной связи:

обязательность / необязательность появления зависимого компонента. Некоторые слова автосемантичны, т.е. им не нужны слова для поддержания смысла (дом, кафедра). Семантичные слова зависимы, т.е. неспособные передать четкую информацию (слыть ; Он слывет умником – обязательная связь). Я читаю и Я читаю книгу – это слова семантичные и самодостаточные, но детально передать информацию не могут (сущ.+определение). Когда зависимое слово предопределено грамматическим значением главного слова – это обязательная связь (переходный гл.+сущ. В, Р.п.)

предсказуемая / непредсказуемая – предсказывает ли главное слово своим семантическим устройством ту, или иную форму зависимого слова (вход в дом). При главном слове могут появляться разные формы зависимого слова, которые друг от друга практически не отличаются по своей семантике (вариативность). (Рассказать о чем? – Рассказать про что? (предсказуемая связь).

Однонаправленная связь – подчинение, приосновная подчинительная связь (детерминанты), присловная подчинительная связь: согласование, управление, примыкание. Дуплексив.

Согласование грамматическое и смысловое, полное и неполное, прямое и обратное. Средства выражения согласования.

Управление сильное и слабое, предложное и беспредложное. Средства выражения управления.

Примыкание именное и собственно примыкание. Средства выражения примыкания.

Сопоставительная характеристика видов подчинительной связи по природе и изменению зависимого слова, синтаксическим отношениям.

Двунаправленная связь – координация, взаимозависимость. Связь в усложненных конструкциях. Последовательное подчинение. Соподчинение однородное и неоднородное.

Способы выражения синтаксических связей.

Рассматривают также синтаксические отношения , среди которых выделяют:

предикативные (для подлежащего и сказуемого);

непредикативные : сочининительные и подчинительные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные).

Важнейшие средства выражения синтаксических отношений :

1. Словоформа , которая своими лексико-грамматическими средствами обслуживает смысловую сторону синтаксической единицы, а формальными элементами (□, предлогами) служит для выражения отношений с другими словами. Школа. Школа находится на краю села.

2. Окончание, которое служит для выражения грамматических значений. С помощью флексии оформляется связь всех изменяемых слов, выступающих в роли зависимых компонентов словосочетаний, например: решение задачи, преданность родине, увлечение спортом, интересная повесть, вторая группа, наши успехи и т.д .

3. Служебные слова : предлоги (выражают отношения между словами: Вышел из комнаты – пространств.), союзы (выражают отношения между словами: Собаки и кошки – совмест.), частицы (отношение говорящего к высказыванию: Вряд ли - сомнения; могут служить средством связи между предложениями: Мы ждали этого момента и вот он настал) .

4. Интонация как средство оформления предложения. Она помогает отличить слово от предложения и словосочетания, а также служит средством различения функций слов в предложении. Он представил ЕГО ЖЕНЕ СВОЕГО брата. Вопросительная интонация помогает определить тип предложения по цели высказывания.

5. Порядок слов как средство выражения смысловых отношений между компонентами смысловых единиц; служит средством разграничения предложения и словосочетания; средством выражения синтаксической функции слов; выполняет эмоционально-экспрессивную роль.

Информация, которая передается в речи, распределяется меж­ду различными структурными элементами языка, одну информа­ционную “нагрузку” несут фонемы, эти самые мелкие “кирпичи” высказываний, его распознавательные знаки, другую - морфемы, это не “кирпичи”, а первичные “блоки”, обладающие уже своим значением, третью - слова, более крупные “блоки”, существую­щие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока что не могут образовать собственно высказывания, сообщения.

Что же в языке позволяет ему выполнять его главнейшую роль - функцию общения? Это синтаксис (синтаксис - от греческого syntaxis - “составление”).

Именно в области синтаксиса возникает момент сообщения, коммуникации.

В чем же состоит коммуникация? В том прежде всего, что одно названное определяется другим. В этом случае название как пер­вый момент понятого содержания действительности получает до­бавочное определение, т. е. более высокую ступень определения (не только через “имя”, но и через “характеристику” и “оценку”). Но этот первичный момент коммуникации еще не дает ее полноты.

Возникает вопрос, когда же коммуникация будет “полной” и когда “неполной” и от чего это зависит?

Для этого надо разобраться в том, что же может быть членами коммуникативного отношения и каково может быть это отноше­ние, выраженное по-разному языковыми средствами, т. е. чем может быть выражен член данного коммуникативного отношения и чем может быть выражено само отношение. Это “зерно коммуника­ции” - первое отношение двух членов - назовем синтагмой.

Синтагма - это сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой - определяющим.

Членами синтагмы могут быть: 1) слова, поэтому самое про­стое определение этого явления, вошедшее в школьную практи­ку, - это “два слова, из которых одно определяет другое” (белый хлеб, ем хлеб, жадно ем, я ем), 2) морфологические части слов - морфемы и сочетания морфем (водо-воз, дом-ик, перевоз-чик, мо-роз-ит), 3) словосочетания, выступающие как один член (Видел “Горе от ума”; Работает спустя рукава; Ваня и Петя пошли гу­лять; Это был бродяга, который украл лошадь; “Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине”) и более сложные “блоки”. Рас­смотрим, какие бывают типы синтагм в зависимости от характера их членов.

I. Разновидности членов синтагмы

1) Наиболее простой вид синтагмы - это производное слово:

дом - домик, гдедом- - определяемое, а-ик - определяющее;

это “внутренняя синтагма”, что для синтаксиса не пред­ставляет интереса, поскольку в синтаксисе тип предложения не меняется от того, будет ли сказано: дом стоит или домик стоит.


2) То же касается и другого типа “внутренних синтагм” - слож­ных слов, где обычно одна половина определяет другую: паровоз, земледелие, колхоз, эсминец, профсоюз.

3) Иной тип представляют собой случаи, как Морозит. Мороз. Это уже не члены предложения, а предложения. А если так, то в каждом из этих “отдельных слов” есть не только слово, но и син­тагма.

В Морозит, есть определяемое, выраженное основой мороз-, и определяющее, выраженное флексией-ит, показывающей время и наклонение, что нужно для законченной коммуникации; кроме того, высказывание (а не слово) Морозит, сопровождает нужная интонация, показывающая утверждающую (или иную) модальность.

Труднее, казалось бы, понять случай Мороз, (как ответ на чей-то вопрос: “Ну, как, мороз?” - “Мороз”.). Однако и здесь все ясно: отсутствие связки был, будет показывает настоящее время, а от­ветно-утвердительная интонация - модальность и “наклонение” (которого, конечно, при употреблении одного существительного быть не может).

Это скрытые синтагмы. И они для синтаксиса пред­ставляют большой интерес, потому что образуют особый тип одно­составного предложения (см. ниже, § 63).

4) Самый обычный тип синтагм - это “пары слов, из которых одно определяет другое”, т. е. собака ест, ест мясо, рыжая собака, свежее мясо, жадно ест и т. п., что уже прочно вошло в школьную практику “синтаксического разбора”. Это внешние син­тагмы.

5) Бывают и такие случаи, когда в качестве членов синтагмы выступают целые словосочетания:

а) когда знаменательное слово сопровождается служебным: ве­чер на рейде - одна синтагма, хотя есть и третье слово, предлог на;

Отец был намерен лечь спать - одна синтагма, так как был намерен лечь спать - один член;

6) когда в состав предложения входят лексикализованные со­четания, например Работает спустя рукава, где одна синтагма, то же и в таких случаях, как Видел “Горе от ума”, и с участием слу­жебных слов: Ходил на “Не в свои сани не садись”;

в) когда в составе предложения есть распространенные обо­собленные обороты (см. ниже, § 62);

г) такие случаи, когда в качестве члена синтагмы выступают целые предложения (см. ниже о сложном предложении, § 64).

II. Типы отношений между членами синтагмы

Между членами синтагм (из морфем, слов, словосочетаний) могут быть разные отношения.

1) Из этих отношений главное -предикативное (предикативный - от лат. praedicaSvus из praedicatum - “сказуемое”).

Это отношение выражает зависимость двух членов с обязатель­ной связью времени и наклонения.

Время в грамматике - это не просто “объективно” реальное время, а результат отношения двух “времен”: времени события ко времени речи: если событие происходит одновременно с речью - Я пишу (или это событие не ограничено временными рамками, например: Земля вращается вокруг Солнца, Волга впадает в Кас­пийское море. Птицы высиживают птенцов из яиц и т. п.) - это настоящее время; если время события предшествует времени речи - Я писал - это прошедшее время; если время события долж­но следовать после времени речи - Я буду писать, Я напишу - это будущее время. Поэтому временное отношение может быть уста­новлено только во время самой речи. Все прочие времена или показывают отношение одного времени к другому, как плюсквамперфект - прошедшее, предшествующее другому прошедшему, или же присоединяют к отношению времени отношение вида (как имперфект, пер­фект и др.).

Наклонение в грамматике относится к модальным категориям, которые показывают целевую установку речи, в которой подается в речи высказывание: в виде утверждения, отрицания, приказа­ния, пожелания, допущения и т. п. Так как сама речь всегда реаль­на и обязательно целенаправленна, то и целевая установка речи тоже реальна.

Итак, через категорию времени речь связывается со своим содер­жанием, а через категорию наклонения - со своей целевой уста­новкой. Это и составляет предикативное отношение, или предикаци ю. Некоторые грамматисты включают в предикацию и третий обязательный признак - категорию лица; однако это может входить в предикацию, но не обяза­тельно (например, без выражения лица: Здесь - хорошо; Жить стало лучше и т. п.).

Предикативными могут быть как внешние синтагмы (Солнце светит; Сестра пришла; Отец был намерен лечь спатьк т. п.), так и скрытые (Мороз; Морозит), но не могут быть синтагмы внутрен­ние (домик, водовоз, кривошип, домосед и т. п.) и синтагмы, где членами являются целые предложения (имеющие внутри себя свою предикацию).

2) По характеру выраженного в них отношения непредикатив­ные синтагмы могут быть:

а) атрибутивными, определяющий член которых является а т р и б у т о м (атрибут - от лат. attributum - “присовокупленный”), т. е. называет какой-нибудь признак опре­деляемого вне категорий времени и наклонения: черный негр, зеле­ная трава, красивая девушка, воровская хватка, Петины игрушки и т. п.; в качестве определяемого здесь выступает именное слово;

б) объективны ми, определяющий член которых являет­ся о б ъ ё к т о м (объект - от лат. objectum - “предмет”), т. е. называет что-нибудь не содержащееся в самом определяемом, но связанное с этим определяемым объект­ным отношением: ест суп, выпил чаю, пожимая руку, любящий отца, залог успеха, счастье старика и т. п.; в этих случаях определяемое слово чаще бывает глагольным, реже - именным;

в) релятивными, определяющий член которых является релятивом (релятив - от лат. relatlvus- “относительный”), который либо называет какой-нибудь признак оп­ределяемого или называет что-либо не содержащееся в самом оп­ределяемом, но связанное определенным отношением: быстро бе­жит, красиво пел, фальшиво напевая, работал весной, гулял в полях”. т. п.; в качестве определяемого члена здесь выступает глагольное слово.

Отношения между членами синтагмы выражаются всегда ка­ким-либо способом, что проще всего установить на синтагмах в составе простого предложения; о способах выражения отношений в сложном предложении см. ниже.

Выражение отношения членов друг к другу для простого пред­ложения может быть обозначено тремя возможностями: согласо­ванием, управлением, примыканием.

а) Согласование - это тот вид связи определяемого и определяющего, когда грамматические значения определяемого по­вторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны;

например, белому хлебу - согласование в мужском роде в датель­ном падеже и единственном числе в двух разных членах показаны по-разному: в хлебу дательный падеж и число показаны флексией -у, а в белому иной флексией --ому. Может быть и согласование, ограниченное определенной категорией, так, в она играет есть со­гласование только в числе и лице, а в она играла - согласование в числе и роде; в обоих этих случаях нет согласования полностью. В первом случае согласование только в лице и числе, но не в роде;

во втором случае - в числе и роде, но не в лице.

Однако для понимания нужного контекста этого грамматичес­ки вполне достаточно.

В случае английского she loves - “она любит” это -s показыва­ет только 3-е лицо и косвенно - число, так как во множествен­ном числе they love - “они любят”. Но в каждом таком случае нужные категории грамматики выявляются с достаточной пол­нотой.

б) Управление- это тот вид связи определяемого и опре­деляющего, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грам­матические значения. Так, переходность есть грамматическое зна­чение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом до­полнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть пря­мым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опос­редствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, по­шел к собаке и т. п.).

в) Примыкание - это такой вид связи определяемого и определяющего, когда налицо нет ни согласования, ни управле­ния, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

При нормальной интонации в предложении Сильно черный тру­бочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согла­соваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).

Но если мы повысим мелодический тон на сильно и на шата­ет, то, несмотря на “дальность расстояния”, в синтагму связыва­ются сильно шатает.

Не меньшую роль для интонационного примыкания может иг­рать и паузирование: Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.

В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками - составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пау­за после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем са­мым - предложение распространенное (см. ниже, § 62).

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями

Основные единицы синтаксиса:

1.предложение -оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса.

2.словосочетание- – один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу.

Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

3.синтаксическая форма слов

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Сочинение и подчинение

В предложении различаются два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение.

При сочинении в связь вступают синтаксически равноправные, независимые друг от друга элементы (члены предложения), например: книга и тетрадь (лежат на столе); (читаю) книги, газеты, журналы.

По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:

  • противительная связь ("а", "да"(в значении "но"),"но","зато","однако","однако же","все же"),
  • соединительная связь ("не только - но и"),
  • разделительная связь ("или","или...или","либо","то...то","то ли...то ли","не то...не то").

В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; ). Сочинение занимает здесь служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.

На уровне сложного предложения сочинение понимается как равноправие грамматического статуса элементарных предложений в его составе

При подчинении в связь вступают синтаксически неравноправные элементы (один зависит от другого), например: читать книгу, совет друга.

Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание.

Синтаксические связи – это формальная зависимость членов словосочетания. Синтаксические связи проявляются в формах слов. Различаются 3-ри типа синтаксической связи слов: 1) согласование,2) управление,3) примыкание.

Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову, например: важный вопрос, главная улица, новые дома.

Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова, например: читать письмо, интересоваться искусством, любовь к родине.

Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова (наречие, инфинитив, деепричастие), например: тихо шептать, предложить войти, говорить улыбаясь.

Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении:

· союзное подчинение
союзов .
Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть (Лермонтов).

· относительное подчинение
- подчинение предложений при помощи союзных (относительных) слов.
Настала минута, когда я понял всю цену этих слов (Гончаров).

· косвенно-вопросительное подчинение (вопросительно-относительное, относительно-вопросительное)
- подчинение при помощи вопросительно-относительных местоимений и наречий, связывающих придаточную часть с главной, в которой поясняемый придаточной частью член предложения выражен глаголом или именем существительным со значением высказывания, восприятия, мыслительной деятельности, чувства, внутреннего состояния.
Сначала я не мог отдать себе отчета, что именно эmo было (Короленко).

· последовательное подчинение (включение)
- подчинение, при котором первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная - к первой придаточной, третья придаточная - ко второй придаточной и т. д.
Надеюсь, что эта книга достаточно определённо говорит о том, что я не стеснялся писать правду, когда хотел этого (Горький).

· взаимное подчинение
- обоюдная зависимость предикативных частей сложноподчиненного предложения, в котором не выделяются главное и придаточное предложения; отношения между частями выражаются лексико-синтаксическими средствами.
Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором (Гоголь).

· параллельное подчинение (соподчинение)

Предикативность - грамматическая (синтаксическая) категория, формирующая основную единицу синтаксиса - предложение, устанавливая соотнесённость сообщаемого с действительностью. Сообщаемое всегда предстаёт как реально осуществляющееся во времени (настоящем, прошедшем или будущем) или же мыслится в плане ирреальности (как возможное, желаемое, должное или требуемое).

Предикативность противопоставляет предложение всем другим единицам синтаксиса . Предикативность отличает предложение и от такой единицы языка, как слово:

*предложение Весна! с определённой интонацией отличается от слова весна тем, что в основе его лежит абстрактный образец предложения, способный относить информацию в план настоящего, прошедшего или будущего (Весна!; Была весна!; Будет весна!). В двусоставных предложениях носителем предикативности является сказуемое , в односоставных - главный член.

Будучи грамматической категорией предложения, предикативность переносится на любое высказывание.

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.

Словосочетаниями не являются:

1.грамматическая основа

2.однородные члены предложения

3.служебная часть речи + существительное

4.фразеологизм

5.повторы слов.

Существует три типа связи между словами в словосочетании :

согласование, управление, примыкание.

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

1.Глагольные

Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.

2.Именные

Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике

Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

3.Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

4.Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

3.Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

По составу:

Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

Синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

Синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Предложение - это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками - или многоточием.

Наукой, изучающей предложение, является синтаксис.

Типы предложений - предложение может выражать мысль-вопрос, мысль-побуждение и иметь эмоциональную окрашенность. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии:

Повествовательное утвердительное - содержит утверждение: Я выйду на улицу часов в одиннадцать.

Повествовательное отрицательное - содержит отрицание: Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.

Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Одевайтесь!

Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

Обобщённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным. Неполным предложением является предложение, в котором отсутствуют формально необходимые главные или второстепенные члены предложения, значение которых ясно из контекста или ситуации. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

Типы неполных предложений:

Контекстуально-неполные - отсутствует член предложения, названный в предшествующем тексте: Правда правдой остается, а молва себе молвой.

Ситуативно-неполные - в которых не назван член, ясный по ситуации: Я надену это синее. Вам с лимоном или с вареньем?

Запишите в тетрадях названия синтаксических единиц языка. Приведите свои примеры.
Прочитайте текст. Чем различаются единицы языка по своему
назначению? Какие единицы языка изучаются в синтаксисе?

Слово - основная единица языка; оно служит для наименования
предметов и их признаков, явлений и их отношений.
О человеке, который не умеет связно сказать что-то, точно сформулировать и изложить свои мысли, обычно говорят; «Он и двух
слов связать не может». В действительности же, для того чтобы попросить, приказать, предупредить, поблагодарить и т. п., человек
связывает друг с другом не только слова. В речи соединяются между собой и словосочетания, и отдельные предложения.
Текст и предложение служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с окружающим миром. Но каждое предложение строится из слов, поэтому в синтаксисе изучаются и слова,
только не как лексические единицы или части речи, а как члены
предложения.
Слова в предложении, как вы знаете, употребляются не отдельно, а объединяясь в словосочетания, поэтому в синтаксисе изучаются словосочетания и различные формы связи слов друг с другом.