Особенности индустриального тестирования. Определение структуры теста. Разработка спецификации теста I. Основные понятия и определения

функциональной спецификации продукта, требования к продукту являются основным источником, определяющим, какие тесты будут разработаны. Для каждого требования пишется один или более тестов, которые в совокупности должны проверить выполнение данного требования в продукте.

Пусть задан следующий фрагмент набора требований для модели обмена транзакциями:

  1. Функция DoTransaction должна принимать адрес и данные в соответствии с параметрами, создавать в очереди новый элемент, заполнять его адресную часть и часть полей данных переданной информацией и инициировать транзакцию
  2. Функция DoAddressTenure должна принимать адрес в соответствии с параметрами, создавать в очереди новый элемент и заполнять его адресную часть
  3. Функция DoDataTenure должна принимать данные в соответствии с параметрами, находить в очереди первый элемент с частично незаполненными полями данных, дополнять его переданной информацией и инициировать транзакцию

Концептуальное описание набора тестов, проверяющего спецификацию, может выглядеть следующим образом:

  1. Вызвать DoTransaction с адресом и данными. Проверить появление в очереди еще одного элемента. Проверить появление на шине транзакции с правильными адресом и данными.
  2. Вызвать DoAddressTenure с адресом. Проверить появление в очереди еще одного элемента. Проверить отсутствие новой транзакции на шине.
  3. Вызвать DoDataTenure с данными. Проверить заполнение полей данных. Проверить появление на шине транзакции с правильными адресом и данными

Тестирование сценариев

Разработка тестов, основанных на использовании сценариев, осуществляется по следующей методике:

  1. Определяется модель использования, включающая операционное окружение продукта и "актеров". Актером может быть пользователь, другой продукт, аппаратная часть и тому подобное, то есть все, с чем продукт обменивается информацией. Разделение на окружение и актеров условно и служит для описания оптимальных способов использования продукта.
  2. Разрабатываются сценарии использования продукта. Описание сценария в зависимости от продукта и выбранного подхода может быть строго определенным, параметризованным или разрешать некоторую степень неопределенности. Например, описание сценария на языке MSC допускает задание параметризованных сценариев с возможностью переупорядочивания событий.
  3. Разрабатывается набор тестов, покрывающих заданные сценарии. С учетом степени неопределенности, заложенной в сценарии, каждый тест может покрывать один сценарий, несколько сценариев, или, наоборот, часть сценария.

Использование сценариев не требует наличия полной формальной спецификации требований, но зато может потребовать больше времени на разработку и анализ.

Еще одна особенность тестирования сценариев заключается в том, что этот метод направляет тестирование на проверку конкретных режимов использования продукта, что позволяет находить дефекты, которые метод тестирования по требованиям может пропустить.

Пример использования спецификации требований для разработки тестов.

Так, для рассмотренного выше примера возможно создание следующего сценария и тестов.

  1. Сценарий: пользователь имеет две независимые нити управления, одна из которых отвечает за генерацию полных транзакций посредством DoTransaction , а другая – за сбор транзакций из адресной части и части данных, когда эта информация приходит из разных источников. Таким образом, вторая нитка использует вызовы к DoAddressTenure и DoDataTenure .
  2. Описание тестов: Вызвать DoAddressTenure c адресом А1 , вызвать DoTransaction с адресом А2 и данными D2 , вызвать DoDataTenure с данными D1 . Проверить последовательное появление на шине двух транзакций: {А1, D1} и {А2, D2}

При выполнении этого теста было, в частности, обнаружено, что функция DoTransaction была реализована через вызовы к DoAddressTenure и DoDataTenure , что приводило к появлению на шине транзакций вида {А1, D2} и {А2, D1} . Подобный дефект может быть обнаружен с большим трудом, если разрабатывать тесты, основываясь только на спецификации требований.

Ручная разработка тестов

Наиболее распространенным способом разработки тестов является создание тестового кода вручную. Это наиболее гибкий способ разработки тестов, однако характерная для него производительность труда инженеров-тестировщиков в создании тестового кода не намного выше скорости создания кода продукта, а объемы тестового кода на практике зачастую превышают объем кода продукта в 10 раз. Учитывая этот факт, в современной индустрии все больше склоняются к более интеллектуальным способам получения тестового кода, таким как использование специальных тестовых языков (скриптов ) и генерации тестов.

Генерация тестов

В настоящее время некоторые языки спецификаций, используемые для описания алгоритмов тестирования, могут быть использованы для генерации тестового кода. Рассмотрим генерацию кода из языка MSC. Тест, описанный выше, формализован на языке MSC (Рис. 9.3). Здесь каждая стрелка с пометкой DoTransaction , DoAddressTenure или DoDataTenure представлет собой вызов соответствующей функции продукта с передачей параметров. Стрелка checkTr соответствует проверке прохождения по шине транзакции с соответствующими параметрами. Каждая из стрелок диаграммы генератором тестов преобразуется в исполнимый код, при этом стрелкам, представляющим собой вызовы функций может соответствовать достаточно простой и маленький участок кода, вызывающий соответствующую функцию и проверяющий ее выходное значение на наличие ошибок.


Рис. 9.3.

Следует отметить, что стрелки, соответствующие проверке транзакций, могут после генерации преобразоваться в достаточно сложный код, который будет выполнять ожидание появления транзакции на шине в течение заданного при генерации времени - тайм-аута, проверять фазы транзакции и сверять вычисленные значения параметров с заданными эталонными значениями.Par – формальную конструкцию, применяемую для изображения параллелизма в языке MSC. При генерации тестов по диаграмме Рис. 9.4 тестовый генератор перебирает все возможные и неповторяющиеся варианты вызова тестируемых функций, сохраняя при этом корректность порядка проверок, что в данном примере дает три сгенерированных теста. Несложно видеть, что затраты на создание диаграммы Рис. 9.4 не сильно отличаются от затрат на диаграмму Рис. 9.3 , в то время как количество тестов увеличивается в три раза.

Таким образом, использование методики генерации тестового кода по формализованным MSC диаграммам позволяет значительно поднять производительность тестирования, а также преобразовать формализацию (кодировку) сценариев в достаточно интеллектуальную деятельность.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Спецификация документ, определяющий структуру и содержание работы. Спецификация теста содержит основные характеристики содержания теста в целом, а также содержания и форм тестовых заданий. В спецификации должна содержаться информация о целях, задачах, плане и структуре теста, а также указаны основные требования к правилам и условиям проведения тестирования, обработки результатов тестирования и их интерпретации. Спецификация включает: 1. Название учебной дисциплины, по которой разрабатывается тест; 2. цель создания теста, обоснование выбора подхода к его созданию, описание возможных сфер применения теста; 3. перечень нормативных документов (стандартов, базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников и др.), используемых при планировании содержания теста; 4. основные учебники, которыми могут пользоваться испытуемые при подготовке к тестированию; 5. перечень пронумерованных элементов содержания полного курса изучения дисциплины, включенных в тест, с указанием разделов и подразделов (укрупненных тем); 6. пронумерованный перечень объектов контроля (перечень видов знаний, умений, обязательных при усвоении содержания п.5); 7. лан (структура) теста в виде таблицы, где указаны: номер задания; номер раздела или подраздела содержания дисциплины; виды знаний (умений) или их номера, контролируемые каждым заданием; уровни знаний, контролируемые каждым заданием (1 воспроизведение, общее представление о чем-то, цитирование; 2 решение по образцу, реализация стандартного алгоритма; 3 творческий уровень применения знаний, перенос знаний, нестандартная ситуация, формулировка); ориентировочная мера трудности задания (доля правильных ответов). 8. описание общей структуры теста, включающее перечень субтестов (если они есть) с указанием подходов к их разработке; 9. количество форм заданий и инструкций, примеры форм и инструкций; 10. количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям, общее число заданий в тесте; 11. число параллельных вариантов теста либо ссылку на кластер, содержащую число и номера заданий кластера; 12. вес каждого задания, рекомендуемый автором теста; 13. рекомендуемое время выполнения теста, в том числе на каждый субтест, среднее время выполнения одного задания с учетом специфики формы; 14. соотношение заданий по различным разделам и видам учебной деятельности школьников; 15. рекомендации по контингенту учащихся для апробации теста; 16. охват требований стандартов (для аттестационных тестов); 17. рекомендуемую автором стратегию расположения заданий в тесте. Определив цели составления тестов, уточнив подходы и выбрав уровень использования, разработчик составляет модель педагогического тестирования. Такая модель может быть представлена в виде технологической матрицы. Технологическая матрица форма представления отбора содержания образования для конструирования педагогических

2 тестов. Такая матрица может носить разные названия: содержательная решетка, организационно-деятельностная матрица, тестовая решетка и т.п. Однако смысл всегда остается один. Технологическая матрица задает содержание, которое будет отобрано для проверки, и важность того или иного элемента содержания. Она может содержать уровни достижений, которые будут проверены, их соотношение, соответствие стандарту и некоторые другие компоненты (таблицы 2 и 3). Как образец составления спецификации можно использовать спецификацию теста по математике для ЕГЭ-2002 года (приложение 2). Весь предмет должен быть полностью охвачен предлагаемыми вопросами. Содержание предмета должно полностью покрываться матрицей по всем темам. Если вопрос или часть вопроса не соответствует теме, или не полностью ясен в рамках данной темы, от вопроса следует отказаться. Таким образом, фиксируется требование широты теста, полного учета всех разделов предмета, который находит выражение в матрице. Для критериально-ориентированных тестов отбор содержания является самым важным этапом его создания, так как для принятия решения о достижении данной цели обучения, например, стандарта, необходимо достаточно полно и точно описать содержание стандарта и выразить его совокупностью заданий, которая была бы представительной для данной цели. В матрице контролируемая область знаний отражается также в распределении заданий по различным темам. Основанием для этого является: важность, объем и количество учебного времени. Если объем учебного материала по теме может быть увязан со временем его изучения, скорее всего, чем больше объем темы, тем больше времени на ее изучение выделяется. Важность темы совместить со временем не представляется возможным. Вопервых, темы могут быть не очень большими по объему, но очень важными, фундаментальными. Во-вторых, само понятие «важности» темы достаточно относительно. Например, для вступительных экзаменов в вузы и выпускных в ОУ, важность темы будет носить разный характер. Соответственно между технологическими решетками этих тестов может быть существенная разница. ланируемые к проверке знания и умения Таблица 2. Гипотетическая матрица итогового теста по физике Содержательные линии Суммарное число по (разделы) дисциплины каждому пункту % 10% 30% 40% 1.Знание понятий, определений, терминов (10%) Знание законов и формул (20%) Умение применять законы и формулы для решения задач (30%) Умение интерпретировать результаты на графиках и схемах (30%)

3 5.Умение проводить оценочные суждения (10%) ИТОГО Содержание предмета Таблица 3. Краткая матрица итогового теста по физике редполагаемая деятельность тестируемого Репродуктивный уровень родуктивный уровень рименениеие рименение знаний в знаний по незнакомой ситуации алгоритму Знание определений, фактологическог о материала Общеобразовательная часть теста (40 заданий): 8(20%) 24(60%) 8(20%) Механика(25%) Молекулярная физика и термодинамика (20%) Электродинамика СТО (40%) Геометрическая оптика (5%) Квантовая физика (10%) Углубленная часть(20-4 (20%) 16 (80%) заданий) Для подсчета количества заданий, отводимых на проверку каждого пункта перечня, необходимо задаться первоначальным общим числом заданий в тесте, т.е. выбрать длину теста. ервоначальная длина теста устанавливается с учетом цели создания теста, возраста тестируемых учеников и объема содержания проверки. Когда речь идет об итоговом тестировании, обычно останавливаются на заданиях. Исходя из постулатов классической теории тестирования, чем длиннее тест, тем надежнее результаты тестирования. Если исходить из того, что примерное время выполнения заданий с выбором 2 минуты, открытой формы до 5 минут, то тестирование старшеклассников, студентов длится около 2 часов. Это время соответствует наступлению усталости у большинства испытуемых.

4 Спецификация демонстрационного варианта экзаменационной работы по математике для выпускников средней (полной) общеобразовательной школы (2002г.) 1. Назначение работы дифференцировать выпускников общеобразовательной средней (полной) школы по уровню подготовки по математике с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в ВУЗы. 2. Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих нормативных документов: - Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (риказ МО от); - Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (риказ МО от). Учитываются также требования к подготовке выпускников основной и средней (полной) школы, представленные в рекомендованном МО РФ документе - рограммы для общеобразовательных учреждений школ, гимназий, лицеев: Математика кл./ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. М.:Дрофа, Условия применения Работа рассчитана на выпускников средних общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), изучивших курс математики, отвечающий обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по математике. К выполнению работы можно готовиться по учебникам, имеющим гриф Минобразования РФ. 3. Валидность и надежность работы Содержательная валидность работы определяется соответствием содержания заданий обязательным минимумам содержания основного и среднего (полного) общего образования по математике. Это соответствие обеспечивается опорой при определении содержания проверочных заданий на специально разработанный экспертами в области математического образования перечень (кодификатор) вопросов содержания. Этот кодификатор создан на основе обязательных минимумов основного и среднего (полного) общего математического образования с учетом материала, который контролируется на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения, и структурирован с учетом двоякой цели КИМ. (см. риложение 1) Валидность работы может быть также обеспечена использованием заданий из банков проверочных заданий, которые в течение многолетних исследований созданы рядом организаций (Отделом математики ИОСО РАО, Центром тестирования МО РФ, Лабораторией аттестационных технологий МИКРО). Можно использовать до 30% заданий, включенных в КИМ 2001 года, а также задания, разработанные различными организациями и отдельными лицами, принявшими участие в Конкурсе "Контрольные измерительные материалы и банки заданий для ЕГЭ", при условии их экспертной оценки. Для включения в КИМ отбираются те задания, содержание которых и другие характеристики (тип, трудность и др.) отвечают плану составления варианта работы.(см. Табл.3). Надежность работы обеспечивается стабильностью результатов выполнения включенных в нее заданий, которая должна быть установлена при их использовании в рамках соответствующих проверок подготовки учащихся. 4. Структура работы Структура работы отвечает двоякой цели ЕГЭ - обеспечивать аттестацию выпускников и их отбор в вузы. В соответствии с этим в работе выделяются 3 части (1, 2, 3), различающиеся по назначению, а также по содержанию и сложности включаемых в них заданий.

5 Часть 1 содержит только задания базового уровня, соответствующие минимуму содержания курса "Алгебра и начала анализа классов" (курс В). Часть 2 включает задания повышенного (по сравнению с базовым) уровня, содержание которых отвечает как минимуму содержания средней (полной) школы, так и содержанию, предлагаемому на вступительных экзаменах в вузы. оэтому в эту часть работы включаются задания как по курсу алгебры и начал анализа классов, так и по некоторым вопросам курса математики основной школы и по курсу геометрии основной и средней (полной) школы. Часть 3 включает самые сложные задания, которые можно сравнить с наиболее сложными заданиями традиционных письменных экзаменационных работ по курсу алгебры и начал анализа, предлагаемых МО РФ для выпускников общеобразовательной средней (полной) школы, а также со сложными не геометрическими заданиями, предлагаемыми на вступительных экзаменах в ВУЗы (не элитарные). Эти задания должны позволить выявить учащихся, имеющих высокий уровень математической подготовки. Выполнение заданий Части 1 позволит зафиксировать достижение выпускником уровня обязательной подготовки по курсу «Алгебры и начал анализа» классов, наличие которой принято оценивать положительной отметкой «3». Выполнение заданий Частей 2 и 3 позволит осуществить последующую более тонкую дифференциацию учащихся по уровню математической подготовки и на этой основе выставить более высокие отметки ("4" и "5"). 5. Число заданий в работе Работа содержит всего 25 заданий. 7. Время выполнения работы На проведение ЕГЭ Министерство образования РФ предлагает в 2002 году выделить 3 часа (180 минут). 8. араллельность вариантов араллельность вариантов обеспечивается как на этапе разработки КИМ, так и при доработке их после апробации. В процессе разработки параллельность вариантов достигается за счет: - отбора в каждую из трех частей работы заданий, определенного для них в спецификации содержания и уровня сложности; - включения взаимозаменяемых, однотипных, примерно одинаковых по уровню сложности заданий, расположенных на одних и тех же местах во всех вариантах. ри рассмотренном подходе к формированию вариантов работы в случае необходимости увеличения числа вариантов КИМ можно использовать перемешивание заданий по горизонтали, т.е. перестановку из варианта в вариант заданий, имеющих одинаковый порядковый номер. Однако составленные компьютером по этому алгоритму варианты должны пройти экспертную оценку предметником. На этапе обработки результатов ЕГЭ количественные показатели, которые характеризуют выполнение работы выпускниками (сумма баллов), полученные при выполнении различных вариантов, должны быть приведены к единой системе подсчета баллов за выполнение любого варианта, учитывающей различие трудности разработанных вариантов КИМ. Это позволит обеспечить сопоставление результатов учащихся, выполнявших разные варианты. Один из возможных подходов, позволяющих выполнить это условие, основан на использовании результатов выполнения одной и той же группы заданий, расположенных во всех вариантах на одних и тех же местах. ричем по своему содержанию эта группа должна по возможности отражать особенности работы. Теория рекомендует составлять группу не менее, чем из 20% заданий варианта работы, т.е. в данной работе - 5 заданий из 25. Если будет принят такой подход, то разработчики КИМ должны знать заранее, из скольких заданий должна состоять такая группа, и разработать подход к расположению этой группы заданий в различных вариантах, чтобы уменьшить возможность списывания.

6 9. Типы заданий В работе предлагается использовать задания различного типа: с выбором ответа, с кратким свободным ответом (в виде числа, слова), с полным развернутым ответом (полное решение, обоснование полученного ответа, доказательство). К каждому из заданий с выбором ответа достаточно предложить 4 варианта ответа, из которых только один верный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) этот верный ответ. Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если записан верный ответ или одна из возможных форм верного ответа, которые должны быть указаны в инструкции по оценке выполнения задания. Задания с кратким ответом позволяют проверить овладение широким кругом понятий и умений, их целесообразно использовать и в тех случаях, когда ответы, предложенные к заданиям, могут служить либо подсказкой, либо вообще меняют характер задания. Задания с развернутым свободным ответом следует использовать для проверки состояния более сложных умений, отвечающих требованиям к математической подготовке выпускников: проводить обоснование, доказательство, грамотно записывать решение. Для обеспечения однозначной и объективной оценки выполнения задания с развернутым ответом должна быть разработана соответствующая инструкция для проверяющего. Она должна включать эталон верного ответа на задание и рекомендации по оценке правильности и полноты данного на него ответа. 10. Число, типы и уровни сложности заданий в каждой из частей работы Учитывая назначение различных частей работы, предлагается расположить задания по нарастанию трудности и распределить их по частям следующим образом. В Часть 1 включить 13 заданий с выбором ответа, составленных на материале курса Алгебры и начал анализа классов и соответствующих уровню базовой подготовки. Эти задания отмечены в плане КИМ (таблица 3) буквой "Б". Эти задания должны иметь различные показатели трудности (процент верных ответов) от 70% до 90%. В Часть 2 включить 9 заданий (7 алгебраических и 2 геометрических, одно - по планиметрии и другое по стереометрии), требующих краткого свободного ответа. Они должны быть составлены на материале, предлагаемом как на выпускном экзамене в школе, так и на вступительных экзаменах в вузы и отвечающем минимуму содержания основной и средней (полной) школы. В плане КИМ (таблица 3) они обозначены буквой "". редлагается включить 5 заданий с различными показателями трудности в пределах от 35% до 60%, и 4 задания с показателями трудности в пределах от 20% до 30%. В часть 3 включить три самых сложных задания, требующих записи развернутого ответа (решения, обоснования, доказательства). В плане КИМ (таблица 3) они отмечены буквой "В". ри их выполнении выпускники должны использовать в новой ситуации знания из различных разделов курса алгебры и начал анализа классов. Целью этих заданий является выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень математической подготовки. Они должны соответствовать более сложным заданиям (обычно два последних) традиционного действующего выпускного экзамена в школе и более сложным заданиям, предлагаемым на вступительных экзаменах в ВУЗы (не элитарные). Трудность двух заданий должна быть не более 10%, а одного около 1%. 11. Оценка выполнения заданий и всей работы роверка ответов учащихся к заданиям Частей 1 и 2 выполняется с помощью компьютера. Ответы к заданиям Части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты и опытные учителя. редлагается верное выполнение каждого задания Частей 1 и 2 оценивать 1 баллом. Решение о присвоении того или иного числа баллов за выполнение заданий Части 3 определяется разработчиками КИМ с учетом сложности заданий. Оценка результатов выполнения работы с целью аттестации выпускников школы и определения готовности экзаменуемого к продолжению обучения в вузах проводится

7 раздельно. одходы определяются совместно авторами КИМ и разработчиками системы шкалирования результатов выполнения ЕГЭ. Аттестационная оценка выпускника школы за освоение курса алгебры и начал анализа классов определяется по 5-балльной шкале на основе выполнения 23 заданий, составленных на материале этого курса. ри этом не учитывается выполнение двух геометрических заданий, включенных в работу. Аттестационные отметки выставляются на основе числа верно выполненных заданий. ри этом выполнение заданий с развернутыми ответами, которые сначала оцениваются в баллах, оценивается по дихотомической шкале (0 и 1) в соответствии с рекомендациями авторов заданий. ри разработке подходов к выставлению аттестационных отметок предлагается исходить из того, что для получения положительной отметки "3" достаточно выполнить верно более 50% заданий Части 1 (т.е. не менее 7 из 13 заданий этой части) или не менее 7 любых заданий из всех частей работы. Для получения отметки "4" необходимо выполнить верно некоторое число заданий не только из Части 1, но и из Части 2. Для получения отметки "5" среди заданий, верно выполненных учащимся, должно быть хотя бы одно задание из Части 3. Оценка, которая фиксируется в сертификате для поступления в вузы, подсчитывается по 100-балльной шкале на основе результатов выполнения всех заданий работы. Она численно равна сумме баллов, выставленных выпускнику за выполненные им задания. 12. Распределение заданий работы по содержанию и видам деятельности (Табл. 1-3) Таблица 1 Распределение заданий работы по блокам содержания Блок содержания Число заданий в варианте работы 1. Выражения и преобразования 6 2. Уравнения и неравенства 6 3. Функции Числа и вычисления - 5. Геометрические фигуры и их свойства. 2 Измерение геометрических величин Всего: 25

8 Таблица 2 Распределение заданий работы по блокам и элементам содержания и контролируемым видам деятельности Контролируемые виды деятельности Корень n-ой степени 1. Выражения и преобразования. Степень с рациональным показателем Содержание Логарифм Тригонометрия (синус, косинус, тангенс, котангенс) Число заданий в варианте работы Уметь находить значение Уметь выполнять тождественные преобразования выражений Всего: 6 2. Уравнения и неравенства. Контролируемые виды деятельности Содержание Число заданий в оказательные и логарифмические Иррациональные Тригонометрические Рациональные варианте работы Уметь решать простейшие уравнения 1 / ½ ¼ 1/4-1 Уметь решать уравнения, применяя общие 1/3 1/3 1/3-1 приемы решения Уметь решать неравенства с одной переменной Уметь решать системы уравнений с двумя ¼ ¼ 1/4 1/4 1 переменными Иметь представление о графическом способе решения уравнений и неравенств Уметь решать комбинированные уравнения (например, показательнологарифмические), использовать несколько приемов решения.** Всего: 6

9 1/ Данное умение предполагается проверять в каждом варианте работы с помощью одного задания. Но в разных вариантах оно может проверяться на разном содержании (при решении показательных, логарифмических, иррациональных или тригонометрических уравнений). Числа 1/2, 1/4 - относительная частота использования в различных вариантах КИМ содержания, указанного в соответствующих столбцах данной таблицы. Так, в половине вариантов работы для проверки умения решать простейшие уравнения предлагается использовать показательное или логарифмическое уравнение. 2/ Знак ** - отмечает виды деятельности, которые традиционно контролируются более сложными заданиями, предлагаемыми на выпускных экзаменах в школе или на вступительных экзаменах в вузы. 3. Функции. Контролируемые виды деятельности Содержание Число заданий в оказательная Логарифмическаческие Тригонометри- Сложная варианте работы Уметь находить область определения функции Уметь вычислять значение и множество значений функции Уметь исследовать на четность (нечетность), периодичность, ограниченность Уметь исследовать на монотонность элементарными методами или с помощью производной Уметь находить точки экстремума и экстремумы элементарными методами или с помощью производной Уметь находить промежутки, где сохраняется знак функции Уметь находить наибольшее (наименьшее) значение элементарными методами или с помощью производной Уметь иллюстрировать основные свойства функций с помощью графических изображений или «читать» графики 1/4 1/4 ¼ 1/4 1

10 функций Уметь находить производные функций, пользуясь таблицей производных и правилами дифференцирования онимать геометрический и физический смысл производной Уметь строить графики функций онимать смысл первообразной Уметь находить первообразные суммы и произведения функции на число Уметь вычислять площадь криволинейной трапеции Всего: Числа и вычисления Данный блок содержания не контролируется КИМ в 2002 году. Контролируемые виды деятельности Изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости. Решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя 5. Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин Контролируемое содержание Окружность, Касательная к Центральный Окружность, описанная Длина окружности и и вписанный вписанная в около окружности * ее свойства* углы * треугольник* треугольника * лощадь круга* Число заданий в варианте работы 1/6 1/6 1/6 1/6 1/6 1/6 1

11 аргументацию в ходе решения задач Изображать геометрические фигуры на чертеже. Решать задачи на вычисление геометрических величин, проводя необходимую аргументацию. ризма * ирамида* равильные многогранники* 1/3 1/3 1/3 Всего: 2 Знак * отмечает контролируемое содержание, используемое при составлении заданий, выполнение которых будет учитываться только при подсчете баллов, фиксируемых в сертификате для поступления в вузы. 1 лан работы Таблица 3 задания в варианте работы Тип Код элемента содержания (по кодификатору) Вид деятельности Уровень подготовки А 1 ВО Умение выполнять тождественные преобразования иррациональных выражений и находить их значения Б А 2 ВО Умение выполнять тождественные преобразования степенных выражений Б А 3 ВО Умение выполнять тождественные преобразования логарифмических выражений и находить их значение Б А 4 ВО Умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений Б А 5 ВО Умение решать уравнения Б А 6 ВО Умение решать неравенства Б А 7 ВО Умение находить область определения функции (умение решать показательные неравенства) Б

12 задания в варианте работы Тип Код элемента содержания (по кодификатору) Вид деятельности Уровень подготовки А 8 ВО Умение находить множество значений функции Б А 9 ВО Умение иллюстрировать основные свойства функций с помощью графических изображений и читать графики Б А 10 ВО онимать геометрический смысл производной Б ВО Умение находить производные элементарных функций, А 11 пользуясь таблицей производных и правилами Б дифференцирования произведения А 12 ВО Умение находить первообразную суммы Б А 13 ВО Умение решать уравнения, применяя общие приемы Б В 1 К Умение применять производную для нахождения экстремумов функции К онимать смысл первообразной (задача о площади В 2 криволинейной трапеции) В 3 В 4 К 2.4.3** Умение решать комбинированные уравнения или использовать несколько приемов К Умение исследовать функцию на монотонность с помощью производной В 5 К ** Умение решать системы уравнений с двумя переменными В 6 К Умение находить значение выражения В 7 К Умение находить наибольшие (наименьшие) значения с помощью производной или элементарными методами К * 5.4.4* Изображать геометрические фигуры на чертеже. Решать задачи В 8 на вычисление геометрических величин, проводя необходимую аргументацию

13 задания в варианте работы В 9 Тип Код элемента содержания (по кодификатору) Вид деятельности К * Изображать геометрические фигуры на чертеже. Решать задачи на вычисление геометрических величин, проводя необходимую аргументацию Уровень подготовки С 1 Р 3.1.2, ** Умение находить множество значений функции В С 2 Р 2.4.2** Умение решать уравнения, используя несколько приемов В С 3 Р 1.1.3, ** Умение находить значения выражения В 1) Знак * отмечает контролируемое содержание, используемое при составлении геометрических заданий, выполнение которых будет учитываться только при подсчете баллов, фиксируемых в сертификате для поступления в вузы. 2) Знак ** - отмечает содержание, которое традиционно используется при составлении более сложных не геометрических заданий, предлагаемых на выпускных экзаменах в школе или на вступительных экзаменах в вузы. Тип задания: ВО задание с выбором ответа К задание с кратким ответом (число) Р задание с развернутым ответом Условные обозначения: Уровень подготовки Б базовый повышенный В высокий


Министерство образования Российской Федерации Единый государственный экзамен МАТЕМАТИКА Варианты контрольных измерительных материалов Москва 2002 ББК 74.202.5 УДК 37.1 М 20 Единый государственный экзамен.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по математике Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной

Спецификация диагностической работы по математике для учащихся 10 класса средней (полной) общеобразовательной школы 1. Цель работы выявить уровень владения знаниями, умениями и навыками по курсу математики

«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по математике Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ

1 СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. по МАТЕМАТИКЕ 1. Преамбула Представленная модель экзаменационной работы по математике (кодификаторы элементов

МАТЕМАТИКА 1. Характеристика контрольно-измерительных материалов по математике Экзаменационная работа состояла из 3 частей, которые различались по назначению, а также по содержанию, сложности, числу и

Промежуточная аттестация по МАТЕМАТИКЕ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году школьной проверочной работы по математике в 10 классе Профильный уровень подготовлена

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «МАТЕМАТИКА» (название дисциплины) на базе среднего (полного) общего образования Пояснительная записка Введение. Вступительные испытания

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по общеобразовательному предмету: «Математика» Пояснительная записка Вступительные испытания по математике проводятся с целью определения возможности выпускников общеобразовательных

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ГЕОМЕТРИИ СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по геометрии государственной (итоговой)

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ 1. Назначение контрольных измерительных материалов Единый государственный экзамен

Проект Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ 1. Назначение контрольных измерительных материалов Контрольные измерительные

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической корректирующей работы по математике для обучающихся IX классов общеобразовательных организаций 1. Назначение диагностической корректирующей работы оценить уровень общеобразовательной

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Математика» (профильный уровень) Пояснительная записка Вступительные испытания по математике проводятся с целью определения возможности

ФИЗИКА, 11 класс Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по физике Назначение контрольных измерительных материалов Контрольные измерительные

Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ 2 Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ Кодификатор

Кодификатор элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена в 2017 году. Профильный уровень Кодификатор элементов

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по математике Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ Кодификатор элементов

МАТЕМАТИКА, 11 класс Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ 2 Единый государственный экзамен по

Проект Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ 1. Назначение контрольных измерительных материалов Контрольные измерительные

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ 2 1. Назначение контрольных измерительных материалов Контрольные измерительные материалы

Департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» Принята на

МАТЕМАТИКА, 11 класс Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ Единый государственный экзамен по

Проект Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (профильный уровень) 2 Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ Спецификация

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по математике 2017 год В настоящей

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская экономическая школа» (институт) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИЕМЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по математике (итоговый контроль) для обучающихся 8 классов общеобразовательных школ 1. Цель работы оценить уровень освоения обязательного стандарта основного общего

Проект подготовлен к общественно-профессиональному обсуждению Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ 2 Единый государственный

Спецификация экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного

Проект СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2010 году (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ (АЛГЕБРЕ)

Пояснительная записка. Математическая подготовка в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе: - овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми

Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по физике подготовлен Федеральным государственным

Программа к вступительному испытанию по общеобразовательному предмету «Математика» при поступлении в Сыктывкарский лесной институт в 2016 году Программа предназначена для подготовки к массовой письменной

СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. по физике Проект 1. Назначение экзаменационной работы Контрольные измерительные материалы позволяют установить

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (профильный уровень) 2 Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ Спецификация

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по математике. код требования требования к уровню подготовки выпускников, освоение которых проверяется на ЕГЭ 1

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ 2 1. Назначение контрольных измерительных материалов Контрольные измерительные материалы

Проект СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ 1. Назначение

Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ Проект Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (профильный уровень) 1.

Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ Проект Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ 2 Кодификатор

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ПРЕДМЕТУ Назначение КИМ ЕГЭ Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 04 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы

ПРОЕКТ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ 2 Государственная итоговая аттестация по образовательным программам

Пояснительная записка к экзаменационным билетам по математике для проведения государственной итоговой аттестации (устная форма) по образовательным программам среднего общего образования в форме государственного

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОСИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОЕКТ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 05 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного

СЕЦИФИКАЦИЯ диагностической контрольной работы по геометрии для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений. Назначение диагностической работы оценить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЗАДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2018 ГОДУ 1. Назначение контрольных комплексов

Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский лингвистический социальный институт» Утверждаю Ректор НЧОУ ВО АЛСИ Ф.Н. Аванесова 30 сентября 2016 г. Программа вступительного

КОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЗАДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2018 ГОДУ Кодификатор элементов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ворошиловская средняя общеобразовательная школа Пеновского района Тверской области Утверждаю Директор школы Потапов Г.Н. 2016-17 г Индивидуальный

Администрация Псковского района Псковской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Стремуткинская средняя общеобразовательная школа» Псковского района д. Соловьи, Псковский район, Псковская

Проект Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения

ПРОЕКТ Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) Спецификация контрольных измерительных материалов

СОДЕРЖАНИЕ I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. Организационно-методические указания по проведению экзамена 1.2. Объём требований к поступающему 1.3. Правила и процедура проведения II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 2.1. Выражения

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по алгебре и началам анализа за курс полного среднего образования 1 Основы тригонометрии Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла Радианная

1. Выражения и преобразования 1.1 Корень степени n Понятие корня степени n Свойства корня степени n: Корень из произведения и произведение корней: упрощать выражение; находить значения Корень из частного

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 10-11 классов разработана на основе: государственного стандарта среднего (полного) общего образования первого поколения (2004г.); примерной программы

При создании теста внимание разработчика, прежде всего, привлекают вопросы отбора его содержания, которое можно определить как оптимальное отображение учебной содержания дисциплины в системе тестовых знаний.

Требование оптимальности предполагает использование определеннойметодики отбора, которая должна включатьвопросы

  • целеполагания,
  • планирования и
  • оценки качества содержания теста.

Целеполагание на этапе планирования содержания теста

Этап целеполагания является самым трудным и вместе с тем самым важным. От его результата зависит качество содержания теста. На этом этапе преподавателю необходимо решить вопрос, какие результаты студентов он хочет оценить с помощью теста.

Проблема сегодняшнего дня состоит в том, что представления о наиболее общих целях контроля не позволяют непосредственно перейти к разработке средств измерения. Оказывается необходима промежуточная ступень, которую педагоги назвали предварительной операционализацией целей (этому закрученному выражению проще и лучше соответствует термин«конкретизация»).

Процесс конкретизации характеризуется рядом этапов, которые можно отобразить схематично на рисунке:

Состав требований к планируемым результатам обучения

В состав требований к планируемым результатам обучения обычно включают систему объектов изучения, описание видов учебной деятельности и качество усвоения учебного материала. Все это входит в систему научных знаний.



Первым компонентом требований системы научных знаний является характеристика объектов изучения с учетом глубины их освещения преподавателем и планируемого уровня усвоения студентами.

К элементам системы научных знаний исследователи отнесли понятия и факты, законы, теории, идеи, знания о способах деятельности, методологические и оценочные знания.

Представляет интерес структура умений предложенная проф. И.И.Кулибабой:

· Специальные, формирующиеся в процессе изучения отдельных дисциплин;

· Рационального учебного труда, включающие умения пользоваться различными источниками знаний для решения познавательных задач, умения планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, умение управлять последней в процессе учения;

· Интеллектуальные, представляющие собой ядро учебной деятельности и объединяющие все учебные дисциплины вуза.

За рубежом популярна следующая классификация целей обучения (или таксономия – по B.S. Bloom), которая представляет интерес для технологии разработки тестов:

1. Знание названий, имен, фактов.

2. Фактуальные знания.

3. Знание определений и понимание их смысла.

4. Сравнительные и сопоставительные знания.

5. Классификационные знания.

6. Знание противоположностей и противоречий, синомичных и антонимичных объектов.

7. Ассоциативные знания.

8. Причинные знания.

9. Алгоритмические, процедурные знания.

10. Обобщенные системные знания.

11. Оценочные знания.

12. Процессуальные знания.

13. Абстрактные знания.

14. Структурные знания.

15. Методологические знания.

Конкретизация учебных целей четко отражена в стандартах каждой специальности вуза. Профессор Кларин М.В. предлагает категории учебных целей в несколько измененном виде, в удобном для задач педагогического измерения (табл.1).

Обобщенные учебные цели (планирует преподаватель) Конкретизируемые учебные цели (достигаются студентом)
Знания на уровне запоминания и воспроизведения Знает смысл употребляемых терминов, Знает основные понятия и определения, Знает формулы, законы, принципы
Знания на уровне понимания Понимает и интерпретирует термины, Интерпретирует понятия и определения, Преобразует словесный материал в математические выражения, Интерпретирует словесный материал на схемах и графиках
Умения по применению знаний в известной ситуации Умеет применять термины, понятия и определения в знакомой ситуации по образцу, Умеет применять формулы, законы и принципы
Умения по применению знаний в незнакомой ситуации Использует законы и принципы в новых ситуациях, Осуществляет перенос известных принципов на незнакомые ситуации
Анализ Видит ошибки и упущения в логике рассуждений, корректирует неполные или избыточные постановки задач, Выделяет скрытые предположения, Проводит различия между фактами и следствиями
Синтез Пишет рефераты, проекты и т.п. Предлагает план проведения эксперимента, Решает проблемы на междисциплинарном уровне путем переноса знаний из одной дисциплины в другую
Оценка Сопоставляет факты, Приводит оценочные суждения, Выбирает оптимальный вариант из предложенных к рассмотрению

После определения целей тестирования и их конкретизации разрабатывается план теста и его спецификация. При разработке плана определяется раскладка процентного содержания разделов дисциплины и число заданий по каждому разделу.

Раскладку начинают с подсчета планируемого числа заданий в тесте, которое затем будет меняться в процессе работы над тестом в сторону увеличения или уменьшения. Предельное число заданий в тесте не должно превышать 60-80, поскольку на тестирование отводится время не более 2-х часов. На выполнение одного задания теста отводится примерно 2 минуты. План теста можно свести в табл. 2.

Табл.2 – Пример плана теста

Спецификация теста

После выполнения планирования содержания теста разрабатывается спецификация теста, в которой фиксируется структура, содержание проверки и процентное соотношение заданий в тесте. Иногда спецификацию делают в развернутом виде. Спецификация теста в развернутом виде включает:

1. Цель создания теста. Обоснование выбора подхода к его созданию. Описание возможных сфер применения.

2. Перечень нормативных документов (стандарты специальности, базисные программ, требования к уровню подготовки выпускников.

3. Описание общей структуры теста, включающее перечень субтестов (если они имеются) с указанием подходов их разработки.

4. Количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям. Общее число заданий в тесте.

5. Число параллельных вариантов в тесте, либо ссылка на кластер, содержащая номера и количество заданий кластера.

8. Соотношение заданий по различным разделам и видам учебной деятельности.

10. Охват требований стандартов (для аттестационных тестов).

11. Перечень требований, не вошедших в тест (для аттестационных тестов).

12. Стратегия расположения заданий в тесте, рекомендуемая разработчиком.

Предположительно, эта спецификация – набор документов для регистрации теста МО РФ.

Создание краткой спецификации основано на сопряжении знаний и умений с процентным соотношением заданий по различным разделам (содержательным линиям дисциплины), см. п.8. Пример реализации подобного сопряжения показан в табл.3. Перечень знаний и умений условно включены:

А-знание понятий, определений, терминов;

Б-знание законов и формул;

В-умение применять законы и формулы для решения задач;

Г- умение интерпретировать результаты на графиках и схемах;

Д-умение проводить оценочные суждения.

Табл.3 – Гипотетическая спецификация теста

Планируемые к проверке знания и умения Содержательные линии (разделы) дисциплины Σ-заданий по каждому пункту
I 20% II 10% III 30% IV 40%
А – 10%
Б – 20%
В – 30%
Г – 30%
Д – 10% -
Итого (строка и рассчитывается и заполняется первой

При заполнении ячеек таблицы в распределении заданий числа ставятся приближенно, и в процессе «обкатки» теста первоначальная раскладка может существенно измениться.

Спецификация, предлагаемая сотрудниками ИОСО РАН, основана на процентном соотношении заданий планируемых сообразно разделам дисциплины и видам предполагаемой деятельности испытуемого в процессе выполнения теста (табл.4).

Табл.4 – Спецификация итого теста по физике (1 семестр)

Содержание предмета Предполагаемая деятельность тестируемого
Репродуктивный уровень Продуктивный уровень
Знание определений, фактологического материала и др. Применение знаний основных законов в знакомой ситуации по образцу, на основе обобщаемого алгоритма Применение знаний в незнакомой ситуации
Общеобразовательная часть теста – 40 заданий 8 заданий –20% 24 задания –60% 8 заданий –20%
Механика 10 заданий – 25% 2 задания 6 заданий 2 задания
Молекулярная физика и термод-ка 8 заданий – 20% 1 задание 5 заданий 2 задания
Электродинамика и СТО 16 заданий – 40% 3 задания 10 заданий 3 задания
Геометрическая оптика 2 задания – 5% 1 задание 1 задание ___
Квантовая физика 4 задания – 10% 1 задание 2 задания 1 задание
Углубленная часть теста – 20 заданий __ 4 задания –20% 16 заданий –80%

После отбора содержания теста для разработчика наступает этап создания тестовых заданий. Грамотно их может сделать опытный преподаватель,

-умеющий правильно выбрать форму тестового задания для проверяемого учебного материала,

-имеющий дополнительные знания по теории и методике создания педагогических тестов.


I. Основные понятия и определения

Валидностъ теста - комплексная характеристика теста, отражающая обоснованность, значимость его результатов, а также адекватность теста целям измерения.

Генерация теста - процесс формирования теста из тестовых заданий в соответствии с задаваемыми параметрами, определяющими количественные и качественные характеристики теста (состав теста, оценочная шкала, алгоритм тестирования, время тестирования и т.д.).

Дидактическая единица (ДЕ) - логически самостоятельная часть учебной дисциплины, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам, как понятия, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.

Дистрактор - вариант ответа в тестовом задании с элементом выбора, не являющийся правильным решением, но внешне близкий к правильному решению.

Длина теста - количество тестовых заданий в тесте.

Качество теста - степень соответствия теста определенным характеристикам, таким, как надежность, валидность, технологичность, корректность и т.д.

Компетенция - способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной профессиональной области.

Надежность теста - характеристика качества теста, отражающая точность оценки уровня подготовленности обучающихся с помощью данных теста, степень постоянства, стабильности, устойчивости результатов тестирования.

Спецификация теста - система характеристик теста, отражающая его содержание и структуру.

Тест - инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, процедуры проверки и заранее спроектированной технологии обработки и анализа полученных результатов. Тесты относятся к современным оценочным средствам. Электронные тесты хранятся, обрабатываются и предъявляются тестируемому с помощью компьютерной и телекоммуникационной техники.

Тестирование - метод диагностического контроля знаний, умений, навыков и/или компетенций обучаемых с использованием тестов, который завершается количественной оценкой, основанной на статистических обоснованных шкалах и нормах. Тестирование является одной из современных технологий оценивания знаний. Основным средством тестового контроля является тест, включающий два основных элемента: задание и эталон-образец правильного и качественного выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности обучаемых, чем и обеспечивается диагностичность контроля. Оценка проставляется по сумме набранных баллов за правильные ответы.

Тестирование компьютерное - метод проверки знаний на базе средств информационно-коммуникационных технологий, являющийся аналогом традиционного тестирования. В случае компьютерного тестирования осуществляется предъявление теста, фиксация результата, реализуются те или иные связанные с этим алгоритмы (например, возможность или невозможность возврата к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничение времени, отведенного на один тест и.т.п.).

Тестовый контроль – процесс определения соответствия уровня знаний, умений, навыков и/или компетенций обучаемого регламентированным требованиям и формирования оценки на основе применения тестовых технологий.

Тестовое задание (ТЗ ) - минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать или не содержать набор ответов для выбора. Варианты представления тестовых вопросов: выбрать правильный ответ, расположить в нужной последовательности, заполнить пропуски и т.д.

Трудность ТЗ - количество мыслительных операций и характер логических связей между ними, характеризующих сложность и продолжительность поиска и нахождения верного решения.

Фонд тестовых заданий (ФТЗ ) – логически упорядоченный набор тестовых заданий, позволяющих генерировать множество тестов.

Планирование содержания теста

Конкретизированные цели обучения

Обобщенные учебные цели, планируемые преподавателем Примеры конкретизированных учебных целей, достигнутых учеником
Знания на уровне запоминания и воспроизведения Знает смысл употребляемых терминов, основные понятия и определения, формулы, законы, принципы
Знания на уровне понимания Понимает и интерпретирует термины, интерпретирует понятия и определения, преобразует словесный материал в математические выражения, интерпретирует словесный материал на схемах и графиках
Умения по применению знаний в известной ситуации Умеет применять термины, понятия и определения в знакомой ситуации по образцу, а также формулы, законы и принципы в знакомой ситуации
Умения по применению знаний в незнакомой ситуации Использует законы и принципы в новых ситуациях, осуществляет перенос известных методов на незнакомые ситуации
Анализ Видит ошибки и упущения в логике рассуждений, корректирует неполные или избыточные постановки задач, выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями.

После того, как определены цели тестирования, выбран вид теста и уточнены подходы создания теста разработчики приступают к следующему этапу - отбору содержания теста.

Так как основная функция теста – это контроль за уровнем учебных достижений по определенным областям знаний, предметам и дисциплинам, то тест как измерительный инструмент должен быть адекватен по отношению к проверяемому материалу. Содержание теста должно оптимально соответствовать содержанию учебной дисциплины. Чтобы достичь этого соответствия, необходимо проанализировать содержание проверяемого предмета, раздела, темы и т.д., выделить самые важные элементы, которые требуют проверки, определить, какие знания и умения в этой области содержания будут проверяться с помощью тестовых заданий.

Опираясь на анализ содержания дисциплины, далее разрабатывается план теста. Разработчик должен определить, из скольких частей (субтестов) будет состоять тест, планируемое количество заданий, какие формы тестовых заданий будут использоваться.

Планирование теста предполагает определение соотношения элементов содержания и необходимого количества заданий для их проверки, которое определяется значимостью и количеством времени, отведенном на изучение.

Более эффективный способ планирования теста - когда учитываются не только элементы содержания, но и виды деятельности, которые подвергаются проверке. При этом виды деятельности в зависимости от уровня усвоения учебного материала подразделяются на репродуктивный (знание определений, формул, фактов и использование знаний по образцу) и продуктивный (применение знаний в незнакомой ситуации).



Каждый тест должен сопровождаться спецификацией, т.е. его описанием, где указываются цели тестирования, для кого этот тест предназначен, содержание проверки, процентное соотношение заданий по различным разделам и видам деятельности, используемые формы заданий, рекомендуемое время выполнения. Спецификация теста разрабатывается с учетом нормативных документов и образовательных стандартов, которые используются при планировании содержания теста. Структура теста в спецификации представлена в виде таблицы.

Примечание. Рассмотреть примеры спецификаций по конкретным дисциплинам: истории, математике, информатике и др.