Когда появился рэп. История русского рэпа: от DJ до MC. Час Пик - « Рэп »

Получило массовую популярность в девяностых годах прошлого столетия и с тех пор прочно закрепилось в мире шоубизнеса.

На данный момент рэп используется во многих других а композиции ежегодно занимают первые строчки в топ-списках радиостанций и музыкальных каналов.

Описание

Рэп - это исполнение словесного речитатива под ритмичную музыку. Рэпер читает текст под бит, который также может сопровождаться электронной музыкой. Тематика текстов абсолютно любая, как и основной посыл. Существует несколько видов рифмования. Наиболее сложными считаются так называемые "квадратные рифмы" (то есть двойные). Поток с мощным эмоциональным посылом называется "панчлайном". Он часто используются во время батлов - словесных состязаний между двумя рэперами. Стиль речитатива называют "флоу" (от английского flow - стелить).

Различные стили

Рэп-исполнителя также называют "Эмси" (от английского МС - master of ceremony). Рэп - это не только самостоятельный жанр, он может также быть частью песни в других стилях. Рэпкор является смесью быстрого агрессивного речитатива под тяжёлую музыку с использованием гитар. Одна из самых ярких представителей данного жанра - французская хардкор-группа Rise of the North Star.

Зарождение рэп-культуры

Песни-рэп появились ещё в семидесятые годы прошлого столетия в бедных районах Нью-Йорка, населённых чернокожими выходцами из Африки. Предположительно, моду на быстрое зачитывание рифмованного текста завезли с Ямайки. Первые рэперы были диджеями и зачитывали свои тексты во время дискотек. Постепенно рэп перекочевал на улицы.

Чернокожие поэты демонстрировали своё мастерство прохожим и даже не думали о коммерции, а делали музыку для своего удовольтсвия.

Также стали проводиться первые рэп-баттлы. Два человека поочерёдно зачитывали своеобразные памфлеты с целью оскорбить оппонента или другим способом показать своё над ним превосходство. Через десять лет на пластинках стали выходить первые платные песни. Рэп стал покорять Европу. Вплоть до середины девяностых годов продолжала позиционироваться как жанр для бандитов и гангстеров. Однако в стали уделять огромное внимание рэп-сцене. В конце девяностых годов происходило знаменитое противостояние между Восточным и Западным побережьем. Музыкальные баталии происходили между ведущими исполнителями двух лагерей - Тупаком Шакуром и Ноториусом B.I.G.. В итоге обоих застрелили в уличных разборках. События тех дней серьёзно повлияли на всю рэп-культуру в целом.

С тех пор часто поднимался вопрос о так называемой "трушности" (от английского слова true - настоящий) рэп-исполнителей.

Русский реп

В России о рэпе впервые узнали после распада Советского Союза. Первые песни были записаны на пиратских магнитных кассетах, реже на дисках. Поскольку в это время на постсоветском пространстве практически полностью отсутствовал контроль за соблюдением авторского права, продавать свои альбомы зарубежным исполнителям было крайне невыгодно. Однако через короткий промежуток времени появились и отечественные исполнители. Русский реп, безусловно, поддался огромному влиянию зарубежного, поэтому первопроходцы данного жанра зачастую просто копировали известных исполнителей вроде Доктора Дре или Эминема. Но были заметны и некоторые особенности конкретно русского стиля.

Серьёзное место на хип-хоп сцене занимали представители русской эмиграции в Германии и Великобритании. Под эгидой немецкого репера Куль Саваша они выпускали песни-рэп на лейбле "Оптик раша". Основным стилем был баттл-реп. Такие группы как "Шок" и "Первый класс" получили огромную популярность на постсоветском пространстве и на несколько лет задали направление для развития жанра.

Новое время

Однако со временем появлялось всё больше исполнителей.

По той причине, что музыка рэп сама по себе незатейлива, и её создание не требует серьёзных навыков этот жанр является наиболее распространённым в количественном смысле. По сути, для создания требуется только микрофон и компьютер. Простота сведения побудила молодёжь всё больше приобщаться к рэп-культуре. Помимо классических тематик, песни под бит стали также средством донесения своего политического или социального протеста. Таким образом, сформировался жанр хардкор-рэпа. Его часто используют исполнители с радикальными политическими взглядами. Обычно концерты таких групп не афишируются, и пускают на них только представителей конкретной субкультуры.

Рэп-культура

Русский и зарубежный рэп также является и своеобразной обычно отличаются манерой поведения, стилем одежды и социальной самоидентификацией. В качестве одежды используют просторные яркие вещи, чаще всего полуспортивные. Особой "фишкой" в гардеробе рэпера являются кроссовки и бейсболки. Также стиль одежды характеризуется обилием различных атрибутов вроде часов, браслетов, цепей, бандан и прочего.

Хотя в основном это касается молодёжи в западных странах. Постсоветское пространство такие тенденции почти не затронули.

Рэп-культура также тесно связана с другими элементами хип-хопа. Например, увлечение катанием на скейтборде или велосипедах. Часто проводятся мероприятия, в рамках которых молодые люди состязаются в мастерстве катания на велосипеде или скейте, а затем в умении убрать оппонента рифмами. В России наиболее известное шоу такой направленности - "Сникерс Урбания". Так что рэп - это не только музыка, но и стиль жизни.

Рассматривая определение слова «рэп», нельзя считать, что «рэп» якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhytmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical American Poetry» (Радикальная американская поэзия) и т. п. Однако rap в английском не пишется заглавными буквами, и имеет однокоренные слова -- rapping, rapper и тп. В основном такие ошибочные теории бытуют в неанглоязычных странах.

Слово «рэп» произошло от английского rap -- стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). То рэп также означает «говорить», «разговаривать».

Очень часто термины «хип-хоп» и «рэп» используются как синонимы, что не является правильным. Рэп -- это речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку, которое может использоваться не только хип-хоп исполнителями, но и представителями других жанров -- современного ритм-энд-блюза, поп-музыки, рэпкора, ню-метала, раггамаффина. Возникнув как разновидность стиля spoken word, рэп превратился в настоящее искусство, имеющее множество граней. Так, рэперы Twista и Busta Rhymes исполняют сверхскоростной речитатив, а Ghostface Killah превращает свои рифмы в настоящие загадки, непонятные неподготовленному слушателю.

Термин «хип-хоп» определяют как сочетание двух слов -- «hip» (ура) и «hop» (прыжок). рэп неформальный молодежный субкультура

Существует несколько версий возникновения слова «хип-хоп». Одной из популярных версий служит история про то, что один из отслуживших в Армии США друзей известного ди-джея, слушал сэмплы и напевал под них речитатив «хип/хоп/хип/хоп» (аналог «левой, правой, левой, правой»). Ди-джей, услышав это, стал использовать термин для обозначения своей ритмичной музыки, что было подхвачено другими ди-джеями. Само словосочетание «хип-хоп» отражает определенную «прыгучесть» его ритма, своеобразные танцевальные стили, которые позволяют его четко отличить от популярного в то время стиля «Диско».

Хип-хоп зародился в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США. Исторической родиной принято считать городской район Нью-Йорка Бронкс. Хип-хоп, как это не странно зародился тоже под влиянием выходцев с Ямайки, которые в тоже время на другом конце земного шара зарождали движение скинхед - культуры.

Первоначально общего названия у зародившегося движения не было, название «хип-хоп» появилось только в 1974 году. В конце 60-х молодые выходцы из Ямайки организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов. Дискотеки были популярными у молодежи, ди-джеи работали тогда в крайне примитивной технике семплирования, которая часто сводилась повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. МС в тот момент представляли собой больше конферансье, чем-то значение, которое существует в настоящее время. Они представляли ди-джеев и их композиции, а тальке подбадривали публику, не давали ей терять интерес, т.е. «заводили толпу», т.к. музыка игралась в режиме «нонстоп» (без перерыва). Причем выходцы с Ямайки повлияли даже на технику работы начальных МС, познакомив их с зародившейся техникой «тоастинга» (toasting) в 60-х годах на Ямайке (уличные танцы, на которых ди-джей играет пластинки с регги, а поэты вживую начитывают речитатив).

Один из наиболее популярных ди-джеев DJ Кул Херк -- (настоящее имя Клайв Кэмпбелл), придумал название фанатам новой музыки: «b-boys» и «b-girls» -- сокращение от «break boys/girls» -- «парни/девушки, пляшущие брейк». DJ Кул Херк для удобства танцоров повторял инструментальные перерывы (брейки) между куплетами и играл каждый брейк минут по десять. В это время публика расступалась и «крутые» танцоры по очереди соревновались друг с другом. Брейк согласно молодежному сленгу того времени обозначал «что-то сумасшедшее в танцевальном исполнении».

Общество восприняло появление новой субкультуры с типичным для него консерватизмом, перефразировав «b-boys» и «b-girls», как «bad boys» -- «хулиганье» и «flygirls» -- «мушки», смазливые, броско одетые уличные девушки. К 1972 году «b-boys» и «flygirls» стали оформленным движением -- со своей музыкой, одеждой и «оторванным», бесшабашным стилем жизни. Большое количество брейкерских танцевальных групп (В Нью-Йорке называются «crew» , а в Лос-Анджелесе «clic», -- бригада, артель, банда), делят территорию городских кварталов в Бронксе и Гарлеме для исполнения танцев на своем перекрестке. Между танцами и танцевальными соревнованиями (баттлами -- battle) они ездили на роликах, наносили граффити на стены зданий и вагоны метро. Танцевальные группы постоянно разваливались и, менялись, собирались под новым названием. Группы были любительские, и общее количество их насчитывало несколько сотен. Самыми известными и существующими по сей день, танцевальными группами были легендарные «Rock Steady Crew» и «New-York City Breakers». Именно их «баттлы» позднее были засняты на видео и оказали огромное влияние на становление хип-хоп культуры в целом.

До 1979 года рэп был неформальным движением, которое находилось вне интересов музыкальных медиа-корпораций и звукозаписывающих лейблов. Однако с выходом в середине осени сингла «Rapper`s Delight» («Восторг рэпера») в исполнении, ситуация коренным образом изменилась. Благодаря данной 15-минутной композиции американское общество и бизнес познакомились с субкультурой хип-хопа, а в частности с рэпом.

Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper"s Delight» (1979). Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу Джек-Рэпер.

Активное развитие электронной поп-музыки не обошло влиянием и хип-хоп. Технологические новинки «брейкбит» и техника ямайского «даба» развивали хип-хоп. Ди-джеи, чьи музыкальные труды принято относить к «старой школе» («Old school»), Кертис Блоу, Африка Бамбаата (Africa Bambaataa), Грандмастер Флэш, Яростная Пятерка (The Furious Five), Скулли Ди (Scholly D) и Фэт Бойз (Fat boys) и другие на протяжении первой половины 80-х годов формировало субкультуру репа, как таковую.

«Жёсткий» анти-кокаиновый сингл в 1983 году «White Lines (Don"t Do It)» записанный Грандмастер Флэш и Мелле Мел (Melle Mel), становится «классическим» рэп гимном и международным хитом. За несколько лет хип-хоп выходит из андеграунда в мейнстрим.

Во второй половине новые коллективы появились на сцене: Run DMC, Mantronix, Beastie Boys. Каждый из этих коллективов принес новое в рэп, например: Beastie Boys стали первым («белым»!) рэп коллективом достигших коммерческого успеха вообще в хип-хопе, а в 1984 Run D.M.C. выходит на рэп сцену со своим новым «коммерческим» стилем, золотыми цепями и спортивной одеждой. Они даже записали песню, посвященную их кроссовкам, под названием «My Adidas» (записав песню, они отправили ее производителю спортивной одежды, который потом стал их основным спонсором). Марка одежды была важной частью их имиджа, фирма «Adidas» заплатила группе шестизначную сумму, чтобы они носили и пропагандировали их одежду, что сделало Run D.M.C. первой группой спонсируемой компанией одежды.

В 1983 году фирма Paramount выпустила на экраны ставший популярным художественный фильм «Flashdance» («Вспышка танца») о жизни профессиональной танцовщицы балерины. Несмотря на то, что кинофильм описывает современный эстрадный танец, в нем заснялись в одном из эпизодов танцевальная брейк группа «Rock Steady Crew» и сам «Крэйзи Легз» (Crazy Legs), впоследствии лауреат престижных хореографических наград, педагог и заслуженный «b-boy» США. Этот, а также вышедший вслед за ним ряд культовых фильмов непосредственно о брейке («Breakin"», «Style Wars», и «Beat Street»), создали международный интерес молодежи к культуре хип-хопа и рэпа.

Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (зачитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации. Естественно, существует не только англоязычный рэп. Широко известны и французские, немецкие, испанские исполнители.

Рэп постоянно набирал популярность и сейчас эта тенденция только усилилась.

Про рэп-баттлы на площадках Versus и Slovo, пожалуй, слышали все. Словесные дуэли продолжают набирать популярность на YouTube и даже начинают прокрадываться на федеральное телевидение. Разобрались, кто стоял у истоков рэп-культуры и когда вообще возник рэп в России.

Photo by Victor Rodvang on Unsplash

Генезис

Диджей студенческой дискотеки Александр Астров еще в 1984 году начал продвигать рэп в массы. Вместе с группой «Час пик» , вдохновившись Grandmaster Flash and The Furious Five , они записали 25-минутную программу, которая впоследствии превратилась в магнитоальбом (музыкальный альбом, любительски выпущенный на магнитофонной ленте - прим. ред. ) «Рэп» и разлетелась по всей стране. Одни из их самых популярных речитативов звучали так:

«С текстом все предельно сложно», - твердят уж много лет
Что это просто невозможно - на русском делать рэп.
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»

Популяризация

Одной из первых рэп-групп в СССР считается D.M.J (D и J - диджей, M»- «Меркурий», бывшее название группы). Участниками коллектива были брейкеры, трейдеры, граффитчики - в общем, люди, целиком ушедшие в культуру хип-хопа. Период их активной деятельности пришелся на 1986-1994 годы. После себя они оставили два альбома: «Rap of Power» (1992) и «Этот мир мой» (1993).

В 90-е также большую популярность снискала группа «Мальчишник» со своим скандальным альбомом «Поговорим о сексе» . Кстати, в состав коллектива входил Андрей Лысиков наиболее известный под псевдонимом Дельфин . Из-за концерта группы «Мальчишник» в 1991 году на Центральном телевидении СССР в программе «50x50» был уволен выпускающий редактор - слишком откровенные для того времени у них были песни.

При фразе «русский рэп 90-х» в сознании многих также всплывает фигура Мистера Малого (Андрея Цыганова). В 1992 году он выпустил свой хит «Буду пагибать малодым» и взорвал эфиры центральных телеканалов и радиостанций. Русскоязычный ресурс Rap.ru даже включил его альбом в список «Главные альбомы русского рэпа».

Не стоит забывать и Богдана Титомира с его крылатой фразой «пипл хавает», ставшего первым российским исполнителем в стиле хип-хоп. Принесшая ему популярность песня «Делай как я» до сих пор входит в списки любимых треков россиян. В фильме «Лёд» (2018) под нее танцевал Александр Петров .

Становление

Уже в 2000-х новым героем молодежи стал Децл . Его дебютный альбом «Кто? ты» разошелся тиражом более миллиона копий (и это только лицензионные диски). Вся страна знала наизусть текст песни «Вечеринка у Децла дома» . За свое творение парень получил премию «Record 2000» в номинации «Дебют года».

В середине XXI века популярность набирали скандальные «АК-47» . В 2011 году председатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман даже хотел прикрыть эту группу за то, что она якобы пропагандировала курение марихуаны и наркоманский образ жизни. В ответ на это заявление мужчине ответили, что ребята пропагандируют не наркотики, а хип-хоп: «Нас называют говнокурами и обвиняют в том, что мы пропагандисты наркотиков - мы таковыми не являемся. То, как ребята выглядят на сцене - это их сценический имидж. Говорить, что наше творчество пропагандирует наркотики - это все равно, что говорить, будто фильм Никиты Михалкова «Жмурки» пропагандирует убийства».

С 2003 года и до сегодняшнего дня существует ещё одна неординарная рэп-группа «Кровосток» . Их лирика - резкая и нецензурная, исполнение - монотонное. Тексты «Кровостока», как и «АК-47» критиковали за пропаганду насилия и наркотиков. Тем не менее состав коллектива - это художник, писатель и участник художественной группы.

В 2006 году группа «Каста» получила приз премии Муз-ТВ как лучший хип-хоп проект года. Но всеобщее уважение их настигло еще весной 2002, когда вышел альбом «Громче воды, выше травы» . Тогда же начались концерты по России и странам ближнего зарубежья. Группа не теряет своих позиций и сейчас.
Примерно в это же время частыми гостями вечеринок становится музыка таких групп, как «Лигалайз» и «Банд´Эрос» , исполнителей Тимати , Бьянки и дуэта «Потапа и Насти» . Сочетание рэпа и r´n´b обзавелось своими слушателями и до сих пор транслируется по радио.

Рэп и современность

Современный рэп - это Noize MC, Oxxxymiron, ST , Гнойный , Рем Дигга , Jah Khalib , Pharaoh, Скриптонит , Хаски и другие.

Oxxxymiron принято считать отцом русского грайма. В его альбоме «Вечный жид» можно услышать, по сути, первые полноценные треки этого жанра на русском языке. Pharaoh - российский представитель клауд-рэпа, снискал не меньшую популярность среди современной молодежи. Noize MC стал популяризатором рэпкора.
Почти каждого второго современного рэпера можно считать популяризатором какого-либо жанра.

Ещё одним новшеством для России стало появление офлайновых баттловых площадок, на которых рэперы могли соревноваться в своем мастерстве подборки рифмы и читки. В 2012 году в Краснодаре появилось Slovo , через два года появился его петербургский филиал - SlovoSPB . Чуть позже появился Versus Battle , известный своими баттловыми роликами с огромным количеством просмотров на YouTube.

Интернет-баттлы вернули былую славу таким исполнителям, как Галат , Крип-А-Крип , Эрнесто Заткнитесь , Паша Техник , Гарри Топор , Букер Д. Фред , Rickey F , Соня Мармеладова , Teeraps , Halloween и др.

Словарь

Брейкер - танцор брейк-данса, уличного танца, породившего хип-хоп. Это направление зародилось на юге Нью-Йорка. Как отдельный танец брейк-данс сформировался в 1973 году. В России о нем узнали только в 1984.

Хип-хоп - музыкальный жанр, зародившийся в 1973 году в латиноамериканских кварталах Бронкса. Сам хип-хоп получил развитие на улицах Нью-Йорка. Составляющими культуры хип-хопа стали MC, диджеи, граффити и танец. В Россию хип-хоп пришел во второй половине 80-х вместе с брейк-дансом.

Рэп - речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку.

Граффити - вид уличного искусства, представляющий собой изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные на стенах и других поверхностях. Зарождение отечественного граффити пришлось на 1980 годы. Первые граффитчики - Вадим Крыс из Латвии и Олег Баскет из Ленинграда.

Грайм - музыкальный жанр, возникший в 2000-х в восточном Лондоне. Представляет собой быструю читку текста, темпом около 140 ударов в минуту. Для граймеров характерна «ломанность» ритма, пародирование электронных звуков и глухих раскатистых басов.

Клауд-рэп - микрожанр хип-хопа, который характеризуется «туманным» и lo-fi звучанием (записи с техническими недостатками - шумами, искажениями). Первые треки были созданы в 2010 году продюсером Clams Casino.

Рэпкор - жанр альтернативной рок-музыки, в котором в качестве вокала используется речитатив.

Однако рэп как речитатив используется не только в хип-хоп-музыке , но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. Достаточно часто, - особенно в связи с высокой популярностью, - рэп используется в поп-музыке , образуя поп-рэп . В рок-музыке он встречается в таких жанрах как: рэпкор , ню-метал , альтернативный рок , альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор -музыки. Поп-музыканты и исполнители современного R-n-B также нередко используют рэп в своих композициях.

Слово «рэп»

Слово «рэп» произошло от английского «rap» - стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). «To rap» также означает «говорить», «разговаривать».

Позднее возникли ошибочные теории-бэкронимы , по которым слово рэп - якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhythmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical American Poetry» (Радикальная американская поэзия) и т. п. Однако «rap» в английском не пишется заглавными буквами и имеет однокоренные слова - «rapping», «rapper», и тому подобные. В основном, такие ошибочные теории бытуют в не-англоязычных странах.

История

Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс , куда его «экспортировали» приезжие ямайские диджеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc . Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу, в основном, диджеи . Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.

Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979) . Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу «Джек-Рэпер». Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу.

Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чёрных кварталов. Кроме того, устраивались так называемые «баттлы» - словесные поединки, в которых два рэпера «переругивались», сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему.

Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 1980-е . Его введение приписывают то Африке Бамбате , то Грэндмастеру Флэшу . Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Также «хип-хоп» оказал серьёзное влияние на R’n’B -музыку.

Хип-хоп-музыка

Музыка хип-хоп достаточно разнообразна. Она может быть проста, но в то же время интересна и мелодична. Её основу составляет бит - ритм песни.

Обычно на каждом втором такте ставится акцент (англ. backbeat ): клэп (англ. clap ) - однократный звук, похожий на хлопок; снэр, снейр (англ. snare ) - звук ведущего барабана , чёткий и короткий. Также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей). Также важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) - англ. kick drum .

Партия музыкальных инструментов в хип-хоп-музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных , духовых и из многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты).

Задолго до появления современного рэпа, песня в аналогичном стиле появилась в репертуаре известного итальянского певца и актёра Адриано Челентано . Ещё в начале 1970-х годов Адриано придумал и создал музыкальный номер под названием «Prisencolinensinainciusol » , в котором он исполнял речитативом фразы , написанные на вымышленном языке , по звучанию напоминавший смесь английского с итальянским . И только через десять лет этот новый музыкальный стиль перекочевал в США . Сам Челентано на концерте в СССР 1987 года заявлял, что этим номером он хотел сказать о некоммуникабельности некоторых людей .

Напишите отзыв о статье "Рэп"

Примечания

Отрывок, характеризующий Рэп

«Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда то дома, сильный, веселый, любимый». – Он вздохнул и со вздохом невольно застонал.
– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.

К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи.

Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким:

«С текстом все предельно сложно», - твердят уж много лет
Что это просто невозможно - на русском делать рэп.
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»

Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными нонстопом в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты.

«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» - это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп».

Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны.
Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом.
Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха.

Сам по себе «русский рэп» молодое явление, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у «русского рэпа» есть одна главная проблема - подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».

В тоже время «русский рэп» очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С другой стороны - начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам - возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без «изюминки».

Сегодня главная беда русского рэпа в том, что очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные - богатые), культурному (конформисты - нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля.

На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране.

Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России.

Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов России.

Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса ориентировались на так называемую группу «новаторов». «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. В среде молодежи такими «новаторами» являются представители «золотой молодежи». Дети «богатых и знатных» родителей, которые не ограничены в средствах, постоянно организовывают и участвуют в «тусовках и вечеринках».

Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил название r`n`b. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях этого стиля и его длинной истории, а затронем только в вкратце влияние хип-хопа на ритм-энд-блюз.

Сращение ритм-энд-блюза с хип-хопом началось в 1984 году и вылилось в три этапа:

Первый этап (1987-1993) - так называемый «нью джек свинг» (new jack swing) - был замешан на утяжелённом фанке и выделялся среди ритм-энд-блюзового мейнстрима заимствованием у хип-хопа традиции ритмической импровизации. Нью джек свинг был ориентирован на аудиторию подростков-тинэйджеров. Работавшие в рамках этого течения исполнители старательно поддерживали агрессивно-сексуальный образ «плохих мальчиков и девочек», который диссонировал с «правильными мальчиками и девочками» стандартного ритм-энд-блюза;

Второй этап (1993-1998) - период «хип-хоп-соула» - обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода - общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с «нью джек свингом», это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи;

Третий этап - Современный этап - «нео-соул» (nu soul). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х гг. Помимо классического соула, «нео-соул» активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической музыки. Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.

Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры.

Требование жить «богато и красиво», трансформирует R`n`B в «richly & beauty». Стиль поведения, жаргона, одежды участников рэп-культуры начинает коммерциализироваться, становится массовым и носить в себе не музыкальное начало.

Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах.

Новые лица русского рэпа Тимати, Лигалайз, Банд"Эрос, Бьянка - являются желанными гостями на вечеринках в R&B-клубах. Нужно констатировать - хип-хоп больше не музыка улиц, а вполне себе легкий развлекательный жанр. Для некоторых, кто хочет услышать «шокирующий» «грязный рэп» создаются группы подобного стиля репа - Кровосток. Для почитателей т.н. интеллектуального рэпа другие менее «попсовые группы» - 2H Company, Трэш-Шапито, Кач.

Экспериментирует и смешивает рэп и r’n’b украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова.

Для молодежи, которая увлекалась «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения.

Единственной нишей для рядовых почитателей репа, которые хотят следовать правилам «старой» или «новой» школы» в нашей стране стал интернет. Создается некое сообщество рэперов самоучек, которые самостоятельно пишут тексты, микшируют сэмплы, записывают и выкладывают свои произведения в интернет. Рунет является пока единственным местом, куда не проникают отечественные компании шоу-бизнеса, для которых рэп - это прежде всего бизнес, а уже потом музыкальная культура.

Хотя стоит отметить, что эти компании ищут в интернете «новых звезд» рэпа и исполнителей. Последние удачные находки позволили, широкой массе молодежи, познакомится со St1m, Noize MC, рэппершей Mad-A.

В 2005 и 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с отцом гангста-рэпа Eazy-E.

В 2006-ом ведущие музыкальные телеканалы РФ избирали победителями своих премий именно рэпперов. На церемонию MTV RMA была приглашена Missy Elliott, а чуть раньше на церемонию вручения наград «Муз-ТВ» был приглашен «50 Cent», автор наиболее продаваемого рэп-альбома предыдущего года....