Инноватика что сдавать егэ. Инновационный менеджер. Высшее образование Инновационных менеджеров

Вопрос, на который наверняка приходилось отвечать каждому студенту, занимающемуся инноватикой, звучит так:«Что это за профессия и где она востребована?». Термин «инновация», означающий нововведение, многим известен. А вот о том, что на рынке труда есть специальность с похожим названием, знают далеко не все. Появление новых профессий в сфере инновационных технологий напрямую связано с развитием науки и техники.

Что такое инноватика

Конечная цель каждого направления исследований – применение достигнутого результата. Прикладная наука, разрабатывая уникальные технологии или изобретая новые способы управления силами природы, ориентируется на их практическое применение. Люди, выбравшие специальность «Инноватика», внедряют вновь полученные научные достижения в жизнь.

Для этого нужны серьезные теоретические знания:

  • Методов поиска, хранения, обработки и предоставления информации.
  • Законодательства, защищающего авторское право.
  • Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
  • Методов выполнения патентного поиска.
  • Оцифровки и редактирования изображений.
  • Управления инновационной деятельностью.

Применяя на практике научные открытия в разных отраслях жизни, специалист по инноватике должен иметь хотя бы базовые представления о тех интеллектуальных продуктах, которые он продвигает.

Главные умения, получаемые во время учебы и практической работы – способность угадать востребованные продукты на рынке инноваций, найти способы продвижения, источники финансирования, подсчитать предполагаемую ликвидность и оценить возможные риски.

Социальная инноватика

В общественной сфере регулярно возникают задачи, с которыми нельзя справиться традиционными способами. Они дают толчок к поиску более совершенных форм устройства социальной системы государства. Сравнительно недавно возникло новое научное направление – социальная инноватика.

Она занимается применением новейших алгоритмов для разрешения реальных проблем во всех областях общественной системы: в медицине, образовании, пенсионном и социальном обеспечении. В пример можно привести центры, работающие с инвалидами с использованием уникальных методик или создание негосударственного пенсионного фонда, использующего нестандартные схемы выплаты пожизненного содержания клиентам.

Экономическая инноватика

В отличие от социальной инноватики, где менеджеры часто выполняют некоммерческие проекты, экономическая продвигает научно-технические разработки, которые должны:

  • Обладать принципиальной новизной.
  • Быть востребованными на рынке.
  • Приносить прибыль производителю.

Специалисты в области экономической инноватики занимаются:

  • Внедрением новых продуктов.
  • Модернизацией имеющегося производства с использованием новейших технологий.
  • Сокращением издержек за счет продвижения новых методов управления.

Главная цель экономической инноватики: ускорение промышленного развития, создание новых рынков сбыта, усиление полезной конкуренции.

Профессия менеджера по инноватике: требования, преимущества, проблемы

Утвержденный в 2004 году профессиональный стандарт менеджера инновационной деятельности перечисляет основные задачи этих сотрудников:

  • Планирование и выполнение мероприятий по продвижению нового продукта.
  • Сбор патентно-правовой информации.
  • Взаимодействие с партнерами на инвестиционном рынке.

Преимуществом новой профессии является то, что инвестиционные проекты обычно запускают крупные, стабильно развивающиеся компании. Работа в них высоко оплачивается, престижна и дает возможности для карьерного роста. Набираясь опыта, можно стать серьезным экспертом в области инновационных технологий.

Минусами, которые нужно учесть в процессе профориентации, можно назвать наличие рисков, создающих психологическую нагрузку. Необходимость постоянно придумывать новые идеи, вырабатывать нестандартные решения может привести к профессиональному выгоранию.

Менеджеры по инноватике в России сейчас не слишком востребованы.

Это объясняется тем, что в стране немного предприятий, способных финансировать серьезные направления развития. Во время экономического спада, сокращая издержки, руководители предприятий и организаций начинают, к сожалению, со свертывания инновационных проектов.

Кем и где могут работать выпускники по специальности «Инноватика»

Менеджеры по инноватике могут работать по выбранной специальности в органах государственного управления, исследовательских институтах, бизнес-инкубаторах, технопарках, научных сообществах. В коммерческой сфере они требуются консалтинговым фирмам, конструкторским бюро, венчурным фондам и объединениям .

Специалисты по инноватике занимаются внедрением передовых достижений во многих сферах. В ВУЗах они получают базовую подготовку по разным профессиям, чтобы хорошо разбираться в той отрасли экономики, в которой будут вести инновационную работу. Вот неполный перечень должностей, на которые могут претендовать такие выпускники:

  • Маркетолог.
  • Логист.
  • Менеджер производства.
  • Инженер-экономист.
  • Финансовый контролер.
  • Патентовед.
  • Предприниматель.

После окончания бакалавриата по специальности «Инноватика» выпускники получают дипломы по 65 профессиям.

Возможный карьерный рост и перспективы

Инновационный менеджер со временем может дорасти до ведущего, либо стать руководителем проекта. Специалист по инноватике, имеющий опыт практической работы и являющийся автором нескольких успешных проектов, ценится очень высоко на рынке труда. Ему могут предложить должности руководителя направления, директора по развитию, исполнительного директора.

Работая в органах государственной власти, можно стать руководителем соответствующего департамента, занимающегося инноватикой, и решать вопросы развития города, региона или всей страны.

Уровень оплаты труда в инноватике

Уровень средней заработной платы в России по специальности «Менеджер инновационных проектов» за последние 12 месяцев снизился вдвое со 100 тыс. руб. в январе 2017 г. до 50 тыс. руб. к началу 2018 г. Это связано со сворачиванием инновационных проектов в связи с кризисными явлениями в экономике.

Вакансии по территории России распределены неравномерно.

Москва и Московская область предлагают 40 % из имеющихся незанятых мест по стране, Петербург и Ленинградская область – 14,5 %, дальше идут Ярославская, Тульская, Самарская области.

В Москве специалистам в области инноватики в зависимости от опыта и квалификации предлагают от 40 до 150 тыс. руб. в месяц. В среднем по России – от 25 до 120 тыс. руб. По уровню заработной платы наиболее близкими являются профессии менеджера веб-проектов (в среднем 50 тыс. руб.), помощника руководителя проекта (35 тыс. руб.), менеджера по сопровождению проектов (30 тыс. руб.).

Где получить специальность: крупнейшие вузы, основные дисциплины

Хорошую подготовку для ведения инновационных проектов в области техники и точных наук получают в следующих учебных заведениях:

  • МГУ им. Ломоносова.
  • МГТУ.
  • МГУТХХ.
  • МФТИ – факультет инноваций и высоких технологий.
  • НИЯУ МИФИ.

Для работы в сфере управления государственными структурами и бизнесом готовят специалистов в АНХ при Правительстве РФ и Институте инноватики и логистики при Государственном университете управления. Всего по стране инноваторов обучают шестьдесят шесть вузов во многих городах.

Помимо базовых блоков предметов, дается общепрофессиональная подготовка по следующим дисциплинам:

  • Введение в инноватику.
  • Системный анализ и принятие решений.
  • Основы бизнеса.
  • Креативное мышление и алгоритмы решения нестандартных задач.
  • Маркетинг инноваций.
  • Другие дисциплины в соответствии со спецификой вуза.

Многие инженеры, менеджеры, работающие на производстве, поступают в магистратуру, чтобы получить дополнительное высшее образование в инновационной сфере. Это позволит им профессионально заниматься внедрением научных достижений в своих организациях.

Начиная настоящую статью, совершенно не хочется повторять мантру «мы отстаем, мы отстаем!». Пусть этим занимаются другие. Мы же постараемся подняться на уровень восприятия хотя бы на одну планку выше и за счет расширения горизонта осмыслить, где находится страна на путях интеграции в реалии новой экономики. Поэтому, в первую очередь, следует обратить наш взор на такое понятие, как инноватика – весьма непростое явление институциональной науки и прикладной сферы деятельности в экономике.

Место инноватики в общем поле нововведенческих понятий

Истории вопроса на нашем сайте будет посвящена целая серия материалов. В настоящей статье мы сконцентрируемся на поиске наиболее близких к сущности понятия инноватики определений и выяснении того значения, которое оказывает данное явление на формирование нового технологического уклада.

Окончание «атика» имеет сложную грамматическую природу древнегреческого происхождения. Предполагается, что родоначальным словом явилась «математика» как царица всех наук. Поэтому такое окончание свидетельствует в современном мире о сопричастности к науке. В этой связи мы можем предположить, что инноватика должна рассматриваться как отрасль научного знания об инновационной деятельности. Далее возникает вопрос, в каком понятийном поле находится рассматриваемая область знания? Обратим внимание на далеко неполный список родственных понятий:

  • новшество (новация);
  • нововведение (инновация);
  • инновационный процесс;
  • инновационная деятельность;
  • коммерциализация;
  • инновационная инфраструктура;
  • инновационный потенциал компании (региона, отрасли, страны);
  • инновационный проект;
  • рынок инноваций;
  • рынок интеллектуального труда;
  • инжиниринг;
  • трансфер технологий;
  • инновационно-инвестиционный процесс.

В наших осмыслениях я предлагаю рассматривать инноватику с трех точек зрения, которые в последние годы получили закрепление в различных литературных источниках. Безусловно, инноватика – это весьма молодая и перспективная область научного знания. Кроме того, под инноватикой следует понимать комплекс системной методологии приведения авторской идеи через новшество в состояние рынком принимаемого продукта. И в этом ее глубокое прикладное значение. Наконец, нами обязательно должна быть рассмотрена инноватика как специальность и как профессия, к овладению которой стремится профессионал, решивший посвятить себя менеджменту в сфере нововведений.

Исходя из отмеченного выше, мы можем дать более полную характеристику трем аспектам обозначенного комплексного явления.

  1. Под инноватикой предлагается понимать отдельное направление научной деятельности. В данном направлении осуществляется разработка и развитие теоретических основ, создаются научная методология и методы прогнозирования, творческого поиска, проектирования и внедрения инноваций в практику. В основе теории и методологии инноватики находятся методы из последних достижений в сфере системного анализа, именуемых системологией. Именно системология позволяет исследовать явления и объекты познания целостно, находить и принимать наиболее взвешенные социотехнические решения. Естественным образом из области теоретического знания возникает прикладная инноватика.
  2. Под прикладным аспектом инновационного знания мы понимаем особое направление научной практики, в котором разрабатываются теоретико-прикладные задачи планирования, организации инфраструктуры, процессов и реализации инновационной деятельности.
  3. Сущность инноватики тесно связана с таким явлением, как рынок интеллектуального труда, то есть с той сферой, в которой возникает предложение и спрос соответствующих категорий персонала. И среди такого персонала, помимо деятелей науки, специалистов инженерных профессий, других работников разных областей инновационной деятельности, мы выделяем особую группу профессионалов, именуемых инноваторами.

Значение персонала в инноватике

С приходом в нашу жизнь новой экономики роль человеческого капитала многократно возрастает. Такое направление, как инноватика требует серьезного переосмысления многих управленческих блоков: организационной культуры, трудовых рыночных отношений, функционального состава управления персоналом, особенно его мотивации и организационного поведения. В мире идет активное формирование рынка интеллектуального труда, в том числе и в международном масштабе. Наглядным примером этих событий являются процессы, происходящие в сфере информационных технологий, в том числе в оффшорном программировании. И численность занятых в IT-секторе косвенно свидетельствует об уровне развития информационной экономики как определенного инфраструктурного базиса массовых нововведений.

Характерно, что в Индии с ее 1,3 миллиардным населением армия программистов растет невиданными темпами. В 1999 г. их было около 300 тысяч, в 2005 г. – 1,3 млн., а в 2013 г. уже 2,75 млн. Планируется также, что к 2018 году специалистов IT-индустрии в этой стране будет уже 5,2 млн. И это при том, что в ведущей стране планеты США численность IT-специалистов составляла на 2013 г. 3,6 млн. человек. Активно прогрессирует в данном направлении и Китай: прогнозируется, что к 2018 году численность программистов из Поднебесной на глобальном рынке труда приблизится к уровню 1,9 млн. человек.

Конкуренция на рынке труда, связанного с новой экономикой, растет не только в IT-секторе. Растущее число инновационных проектов в мире рождает небывалый спрос на ученых, имеющих реальную авторскую позицию, на специалистов других профессий: проектировщиков, инженеров и т.п. Конкуренция на национальных и международных рынках растет, и это только начало. Сегодня молодой человек, начинающий задаваться вопросом, кем работать, уже не может не учитывать тех реалий, которые происходят в мире. Вместе с тем, по предмету статьи нас интересует, в первую очередь, профессия инноватора.

Под инноватором мы будем понимать проект-менеджера, занятого в инновационной деятельности, избравшего своей целью успешную реализацию проектов коммерциализации новшеств. Люди, намерившиеся освоить данную профессию, должны четко представлять, какая работа их ожидает, какие знания, умения и навыки они должны получить. И в первую очередь, это компетенции руководителя инвестиционно-инновационных проектов.

В России по специальности 222000 «Инноватика» ВУЗы готовят специалистов-инноваторов двух квалификаций: бакалавров и магистров. Выпускников пока немного, но процесс идет. При этом под одноименным названием преподаются также и специализированные курсы для будущих экономистов, менеджеров, инженеров и инженеров-менеджеров. Главными задачами предметной подготовки специалистов являются:

  • формирование системного видения о профессиональной практике по созданию новшеств, их производства в промышленных масштабах и дальнейшей коммерциализации;
  • освоение основных правил работы и сопутствующих видов деятельности, связанных с трансформацией новаций в рыночный продукт с высокой добавленной ценностью, в чем и выражается суть нововведений.

История нашей страны демонстрирует массу парадоксов, связанных с особенной национальной культурой. Так, например, самые значимые инновационные прорывы в экономике страны происходили в мобилизационном режиме. Это самый тяжелый и затратный путь, потому что сопровождается он небывалым напряжением человеческих сил. Что-то подсказывает, что и переход на шестой технологический уклад произойдет у нас в подобном авральном режиме. В таком случае стране, все равно, нужно взращивать поколение новаторов, а значит, таких специалистов нужно готовить значительно больше, закладывая в них максимум из того, что ВУЗовская система способна сегодня дать.

Инноватика – это наука об особенностях процессов деятельности в сфере инноваций, о внедрении вновь обретаемых знаний в новшества, которые востребованы и необходимы обществу. Инновации могут рассматриваться в различных аспектах деятельности, как в коммерческих, связанных с получением прибыли, так и в сугубо социальных аспектах некоммерческой направленности.

В качестве фундаментальных наук специальность инноватика привлекает различные отрасли знаний и научные направления, среди них:

  • экономические знания и бизнес;
  • философские науки и психология;
  • знания в сфере педагогики и социологии;
  • знания организации производственных процессов и маркетинга,
  • информационные технологии и логистика.

Формы обучения в ВУЗах по специальности инноватика могут быть наряду с очной, заочно-очной и заочной формой обучения.

Срок обучения на очной форме бакалавриат – четыре года.

Профильные предметы при предъявлении результатов ЕГЭ - это математика, физика и русский язык. Некоторые ВУЗы требуют результаты ЕГЭ по физике и иностранному языку.

Проходными баллами на специальность 27.03.05 инноватика , например, в московских ВУЗах являются результаты ЕГЭ от 60 до 75 баллов по каждому из предметов.

Специальность инноватика - ВУЗы

Среди 66 российских ВУЗов, имеющих специальность инноватика, тройка лидеров рейтинга высших учебных заведений по уровню подготовки этой специальности выглядит таким образом:

на первом месте – МВТУ , а следующие призовые места занимают ВУЗы Томска – ТПУ и ТГУ .

Основными дисциплинами, которые изучают студенты по специальности инноватика , кроме профильных предметов физики и математики, являются такие, как:

  • ТРИЗ (аббревиатура теории решения изобретательских задач);
  • компьютерная графика;
  • патентные исследования;
  • информационные технологии;
  • основы интеллектуального права и его защита;
  • анализ инвестиционной деятельности и др.

Во время обучения студенты имеют возможность получать совмещенные знания, как инженеров, так и менеджеров.

Работа по специальности инноватика

Получив специальность инноватика , кем работать выпускники могут выбрать помимо должностей в органах государственного управления в сфере инновационного развития страны, региона, отдельных отраслей, также и в коммерческих компаниях и холдингах, занимая должности ведущих менеджеров, руководителей проектов бизнес-планирования или директоров департаментов, которые отвечают за программное обеспечение управлением развития инновационной деятельности.

Дипломированные кадры по инноватике восребованы в IT- индустрии, внешней и внутренней торговле, логистике, патентном деле и защите интеллектуальной собственности и многих других видах, как коммерческой, так и социально-экономической деятельности.

Имея инноватика – специальность, зарплата на первых порах будет в пределах 30 тысяч рублей. Однако, карьера с хорошими знаниями инновационных моделей бизнеса вместе с технологиями IT и практическим опытом очень быстро может вознести недавнего выпускника к должностям, где заработная плата или оклад вполне могут быть в 100 и более тысяч рублей.

Инноватика

Инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

Гносеологическими корнями инноватики выступают такие области науки, как философия , экономика , инженерное проектирование , предпринимательство , финансы , социология , психология , организация , производство , информатика , маркетинг , логистика , менеджмент , педагогика и др.

Инноватика является теоретической и методологической основой для формализованного описания и моделирования инновационной деятельности, организации и управления ею. В отличие от других научных областей, инноватика исследует процесс прогрессивного развития социально-экономического объекта, переход социально-экономической системы из одного стабильного состояния в другое, отличающееся более высокими ключевыми параметрами функционирования. Обеспечивает потребление результатов интеллектуального труда и приращение интеллектуального капитала.

Инноватика – это особая предметная область, имеющая самостоятельный объект исследования .

Объект инноватики – инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах. При этом под инновацией в инноватике понимается результат масштабного применения и распространения новых знаний, результатов научно-технической и творческой деятельности, основанных на систематических научных исследованиях или интуитивных озарениях (смекалке). Признаками инноваций являются: (1) новизна (радикальная – возникновение новых свойств, относительная – улучшение параметров объекта); (2) востребованность (в общественном производстве, на рынке, в социальной сфере и др.); (3) реализуемость (отсутствие ограничений использования новых знаний: ресурсных, производственно-технологических, морально-нравственных, экологических и др.); (4) наличие устойчивого полезного эффекта (стабильное улучшение ключевых параметров социально-экономических систем).

Предмет инноватики – принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры) и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).

История термина

Как считают исследователи, складывающаяся новая область научного знания свое название – «инноватика» – сформировала на базе термина innovation (инновация, нововведение), которое в ХХ в. ввел в научное обращение австрийский экономист Й.А.Шумпетер .

Термин «инноватика» в российской научной литературе встречается с середины 1980-х. В Санкт-Петербурге под руководством профессора В.Г. Колосова проводились исследования процессов перехода от плановой экономики к рыночному регулированию, которые обозначались термином «инжиниринг». Параллельно механизмы управления инновациями в социально-экономических системах исследовались в Государственном университете управления, где по инициативе А.Г.Поршнева в 1990 была создана кафедра управления инновациями. Впоследствии эти научные школы стали одними из ключевых в формируемой научной области – инноватике.

В ведущих вузах страны - Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Государственном университете управления созданы институты инноватики. Также в СПбГПУ впервые в России началась подготовка бакалавров по перспективному направлению образования 222000 - «Инноватика», а в 2003 шесть российских вузов (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Государственный университет управления, Московский государственный университет путей сообщения – МИИТ, Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), Нижегородский государственный технический университет и Уральский государственный технический университет – УПИ) приступили к подготовке инженеров-менеджеров по специальности «Управление инновациями».

Основные направления

Инноватика включает основные разделы:

  • теоретические основы инновационной деятельности;
  • модели и моделирование инновационных процессов;
  • организация и управление инновационной деятельностью;
  • государственное регулирование инновационной деятельности;
  • управление инновационным бизнесом ;
  • управление инновационным проектом;
  • управление инвестициями в инновационные проекты;
  • коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности;
  • управление человеческими ресурсами в процессе инновационного развития социально-экономической системы;
  • управление рисками в инновационной деятельности;
  • технический маркетинг (маркетинг на ранних стадиях жизненного цикла продукта или технологии);
  • логистика инновационных процессов;
  • управление интеллектуальной собственностью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инноватика" в других словарях:

    Область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. См. также: Инновационная деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    инноватика - Область знаний о том, какой должна быть стратегия создания новых объектов (изделий). Инноватика является междисциплинарной наукой. Специалисты по инноватике используют научные данные различных областей знания инженерии, истории техники,… … Справочник технического переводчика

    Область науки, изучающая формирование новшеств и их распространение, а также способы выработки инновационных решений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Инноватика - область знаний (наука), охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИННОВАЦИОННО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ … Официальная терминология

    Инноватика - область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. Внутри инноватики как науки выделяются самостоятельные направления: генерация новшеств, социально психологические проблемы внедрения нововведений,… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    ИННОВАТИКА - область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, сопротивление нововведениям, приспособление к ним инновационных организаций, выработка инновационных решений … Большой экономический словарь

    ИННОВАТИКА - наука, изучающая природу и закономерности возникновения и развития инноваций, их связь с традициями … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия

    - (ТвГУ) … Википедия

    Запрос «РГУИТП» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Российский Государственный Университет Инновационных Технологий и Предпринимательства (РГУИТП) Международное название Russian State Unive … Википедия

Книги

  • Инноватика и инновационные образовательные технологии , Криони Николай Контантинович, Шарипов Фанис Вагизович, Селиванов Сергей Григорьевич. Раскрыт предмет инноватики и инновационной педагогики. На основе теоретического обобщения закономерностей, принципов, методов и технологий инноватики дано описание структуры и функций…