Человек как духовное существо. Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний Лекция на тему человек как духовное существо

Духовность в наши дни одно из востребованных понятий. О ней говорят философы, политики и публицисты. Недавно японский премьер Наото Кан сказал: "Если бы нам удалось соединить наши технологические успехи с такой духовностью, которая отличала Серебряный век русской культуры, вряд ли другие страны могли бы обеспечить столь быстрое продвижение, какое в этом случае мы бы, то есть японцы, обрели". Нередко пишут и о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов как очевидном феномене наших дней.

Но вот беда. Почти ни в одном психологическом словаре нет статьи, посвященной духовности. Нет этого понятия и в культурологических словарях. Итак, едва ли не все осознают, что это важный фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни. Все тоскуют о желаемом преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных ценностях. Но в то же время дальше общих слов современная общественная мысль не продвигается.

Духовность – понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому ("материальному", "природному") существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Исторически сложилось два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное. Сокровенный смысл религиозного истолкования духовности обнаруживается в прямом богообщении. "Мы не “верим” только... Мы духовно уже видим (как видим солнце), что Хозяин мира есть Бог, и Он есть духовное Солнце всей жизни. Если бы не было Его, не было бы ничего. Без вечности и бессмертия все, что в мире, – ни к чему и незачем. С Богом все осмысленно, получает свой смысл и свою цель. Все трудности, все труды и страдания человека озаряются смыслом, и сама смерть несет в себе свет вечного бытия".

Понятие трансцендентности

Человек и животные исследуют окружающую среду при помощи органов чувств: они слушают, нюхают, смотрят и трогают, в результате у них формируются связные представления об этой среде, они запоминают и связывают эти представления, и на основе прошлых впечатлений, у них развиваются ожидания. Итак, человек замкнут в пространстве физического мира. Он может познавать этот мир и добиваться огромных успехов в познании. Однако люди смутно догадываются, что за пределами физического мира есть какой-то другой мир. Мы получаем сигналы из этого мира. Более того, многие духовидцы, мистики, эзотерики обретали способность выходить в этот духовный мир и передавать собственные впечатления от встречи с ним. В истории философии такой переход из области посюстороннего в область потустороннего получил название трансценденции. В философии так обозначается переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, которая лежит по другую его сторону.

Австрийский психолог Виктор Франкл подчеркивает, что "существенное различие между человеком и животным состоит в том, что интеллект человека как высок, что человек в отличие от любого животного – обладает еще одной способностью: понять, что должна существовать мудрость, которая принципиально превосходит его собственную, а именно надчеловеческая мудрость, которая создала как человеческую мудрость, так и мудрые инстинкты животных, и гармонично распределила их между ними".

Трансцендентный (от лат. transcendere – переступать) – "перелетающий" (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Если говорить о понятии "трансценденции" в онтологическом смысле, то оно выражает признание бытия, которое не оказывается объектом наших мыслей и восприятий.

По словам Н. А. Бердяева, духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание. Иначе говоря, оно не выводится из природы, из окружающего мира. Недовольство человека конечным, устремленность к бесконечному обнаруживает божественное в человеке. Согласно Н. А. Бердяеву, человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. "В этом тайна человеческого существования, – показывает Н. А. Бердяев, – оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Человек есть существо, преодолевающее свою ограниченность, трансцендирующее к высшему".

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ
УРОК

ТЕМА «Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека»

ЦЕЛЬ 1. Дидактическая: создать условия для осознания к осмыслению

цель блока новой учебной информации, применение умений и знаний в знакомой и новой учебных ситуациях , проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

2. Образовательная: Способствовать формированию представлений

цель - что такое духовный мир человека

Духовные ориентиры личности

Убеждения. вера мировоззрения

3. Развивающая: Способствовать обучению школьников умению

цель характеристик с научных позиций социальных явлений и процессов, анализировать актуальную информацию, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, формулировать собственные суждения, умения работать в парах

4. Воспитательная: продолжать воспитывать формировать

цель ценности собственных мировоззренческих позиций при уважении позиций других людей, содействовать формированию активной жизненной позиции учащихся

ТИП УРОКА: комбинированный

Форма: смешанная, работа с текстом (С8 план) лекция, работа в парах выполнение проблемных заданий

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник, таблица, компьютер, подключенный к

Интернету


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ (ХОД УРОКА)

  1. Организационный момент
учитель и ученики приветствуют друг друга, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на активную деятельность.

П. Проверка выполнения домашнего задания по теме «Цель и смысл жизни человека»

1. На местах дельфийского храма было написано 7 коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Дома помимо параграфа 3 учебника, вы должны были подумать и разобраться, что они значат для каждого из вас.

2. Короткая историческая справка (2 минуты каждому)

Шопенгауэр ИТОГО:

Ф. Аквинский

Ф. Ницше

Дж. Локк

3. Заготовки к Эссе «Величие человека в его руках»

Вступительное слово учителя
МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеке, обсудим важнейшие вопросы его духовного мира. Поиск смысла жизни был главной проблемой и основным вопросом предыдущего занятия. Урок сегодня посвящен вопросам структуры духовного мира человека, главным из которых является мировоззрение.

ПЛАН УРОКА:


  1. Проверка выполнения домашнего задания
П. Изучение нового материала по теме:

1. Человек как духовное существо.

2. Духовные ориентиры личности.

3. Структура духовного мира человека.

4. Мировоззрение и вера, убеждения
Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ:


Древние греки, задававшие себе многие из тех вопросов, которые

волнуют сегодня нас, и давшие на них весьма убедительные ответы, представляли человека двояко


как часть большого космоса как микрокосмос,

мироздании несущую в себе отдельный , уникальный мир,

субстанцию целого которому присуще только

человеческое


Подобное разделение показывает, что наш внутренний мир, отнюдь не совпадает с тем, что представляет собой огромный мир вокруг нас.

Духовный мир - сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений. Если большой мир, в котором живет человек является для него Космосом, то внутренний мир, микрокосмос, не менее сложен и противоречив, чем мир большой.

К числу основных элементов духовного мира можно отнести:


  1. Духовные потребности.

  2. Познание окружающего мира, самовыражение средствами искусства, пользование достижениями науки и культуры, знания.

  3. Вера в истинность своих убеждений.

  4. Представления об окружающем мире.

  5. Убеждения.

  6. Ценности.

  7. Принципы, лежащие в основе отношений человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности и отражающие его идеалы.

  8. Способности.

  9. Чувство и эмоции.

  10. Отношения человека с природой и обществом .

  11. Цели, которые человек ставит перед собой.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (с. 8 - составление плана, алгоритм)

Важнейшим признаком Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы сформировавшейся человеческой личности является наличие его мировоззрения, которое можно сравнить с деревом: ствол дерева - это воззрение человека на мир, ветвь - ценности, взгляды, идеалы.


ЗАДАНИЕ КЛАССУ

Вставить пропущенные слова и выражения

Текст (компьютера)

Обобщенные представления о мироздании, которые выражены в понятиях и образах, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему, реализующихся в системе ценностей и идеалов личности , социальной группы, общества, называются

_______________________________________
По своему содержанию _____________________ может быть _____________,

порождаемым не посредственными условиями жизни человека, _________, основанным на вере в сверхъестественное начало, ______________________,

опирающимся на достижения в области научного знания о мире, ____________________________, являющимся теоретическим осмыслением мира с помощью самых общих понятий, на основе результатов научной и практической деятельности людей
На основе выполненного задания выполните (составьте) схему:


типы мировоззрения

Каким общим понятием можно заменить каждое из следующих развернутых его определений:

Осознанная потребность действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.


Предложить перечисленное

Верить можно в науку, Бога, светлое будущее __________________________

Важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, убеждения, духовные ценности, __________________________, оно влияет на характер жизненных устремлений, поведение, отношение к труду _________________
О каком мировоззрении идет речь?


  1. Вове Нарг «Быть подлинно здравомыслящим уже означает многое знать».

  2. С.Смайлс «То, что мы называем здравым смыслом, есть по большей части не что иное, как результат ежедневного опыта, усовершенствованного разумом. Для приобретения его не нужно больших способностей, а нужно только терпение, аккуратность и прилежание».

  3. Ж. Мелье «Слепая вера, лежащая в основе всех религий - источник заблуждений, иллюзии, обмана».

  4. Л.Тольстой «Истинная вера, влечет к себе не только тем, что обещает благо верующему, сколько тем, что представляет единое прибежище спасения не только от всех бед этой жизни, но и от страха смерти».
Учитель : Одним из структурных элементов мировоззрения является убеждения -
О каких источниках формирования убеждений говорит В.Г.Белинский

«Один доказывает, другой показывает и оба убеждают, только один логическими выводами. другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго все»

Изучение нового материала

Тема нашего урока “Человек как духовное существо ” Слайд.1

Слайд.2 План урока:

1.Духовный мир человека

2.Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

1. Духовный мир человека

Слайд.3 Подумайте и скажите, что включает в себя духовная сфера?

У этой сферы три главные задачи.

Как вы думаете, какие это задачи?

Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарных областях т.е создавать технологии, проекты космических кораблей, описывать законы вселенной и т.д.

Образование призвано передавать открытые учёными знания последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты.

Культура призвана создавать ненаучные, а именно художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включать и религию, которая выступает основой духовной культуры любого общества.

Т.о. Духовная сфера - это одна из важнейших сфер человеческого общества наряду с политической, социальной и экономической.

Слайд.4. Что такое духовный мир личности?

Как вы думаете, одинаков ли он у всех?

Слайд.5 Сегодня говоря о духовном мире, мы имеем виду целостную индивидуальную характеристику определённого человека, основанную на анализе его темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей, способностей.

Слайд 6.

Как вы понимаете, человек, у которого высоко разит духовный мир и бездуховен? Ст.36.

Слайд.7 . Почему опасна бездуховность?

Слайд.8. Что значит ориентироваться?

Ориентироваться - это умение разбираться в окружающей обстановке, осведомлённость о чём-либо, направленность деятельности. Они выполняют две задачи:

Способствуют устойчивому развитию, целостности человеческого общества.

направлены на защиту интересов и достоинство каждого человека.

Саморегуляция - свойство систем сохранять внутреннюю стабильность на определённом,относительно постоянном уровне.

Слайд. 10-11. И чтобы закрепить, мы с вами ознакомимся с видео фрагментом - притча о гвоздях.

Притча о гвоздях.

1.Кто герои этой притчи?

2.Каким человеком был сын?

3.К какой категории людей(добродетельных или порочных) вы отнесёте молодого человека? Почему?

4.Какой способ исправить своего сына был найден отцом?

5.Сколько гвоздей было в столбе забора в первый день?

6.Что произошло с юношей через неделю, ещё спустя некоторое время? Почему?

7.Что имел в виду старик - отец, когда говорил сыну эти слова:

«Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется».

8.Избавляясь от гвоздей, от чего,на самом деле, смог освободиться юноша?

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

Много столетий идут споры о том, каковы люди? Одни утверждают, что человечество - доброе и разумное. Другие считают, что, напротив, главное в людях - ненависть и жестокость. Часто говорят, что бог заложил в души людей только хорошее, а плохое люди сами в себе воспитали. Такие споры идут о морали.

Слайд.12. Запомните : моралью называются правила поведения и отношения людей друг к другу.

Слайд.13. нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

У животных нет никаких моральных правил. Ведь животные не имеют сознания. А у людей сознание есть, притом очень развитое. Человек способен схитрить, солгать, обидеть и даже убить другого человека. Но если бы сородичи так относились к другу, родовая община распалась бы и все погибли. Правила морали удерживали людей от плохих поступков разрушающих общину. Никто не учит котят повадкам взрослых котов. Все животные с рождения ведут себя так, как велит им инстинкт. А правила поведения людей так не передаются, а …. Каким методом они передаются?.

Запомните : правила морали, можно воспитать в человеке только в обществе других людей. Когда старейшины обучали молодых сородичей мифам рода и племени, молодежь узнавала из легенд и песен правила морали, усваивала, как нужно вести себя и как относиться к сородичам.

Слайд.14.Задание: ст.37-38.в группах.

Как складывалась мораль (или кто устанавливает моральные нормы).

Докажите, что моральные нормы вырабатывались тысячелетиями.

Что значит категорический императив.

Слайд. 15-16

В зависимости от качеств, которыми обладает человек, строится его поведение в той или иной ситуации. Как часто мы видим, что в одной и той же ситуации поведение разных людей различно. В любой ситуации нужно помнить золотое правило нравственности. Это правило появилось еще в первые века до нашей эры. Древние источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к мудрецам и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было постичь, стоя на одной ноге. Наконец пришел он с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилону.

Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!». Это правило и было названо золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему?

Слайд. 17-18 . Какую роль в нашей жизни играют стыд, совесть и раскаянье?

Разбор текста на тему совесть.

Совесть - это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Многие считают, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха.

Вы согласны с этим?

Итак, совесть - это главный страж и критик всех наших поступков. Оценку самому себе поставить труднее всего.

А по каким критериям ставится моральная оценка?

Ведь то, по каким моральным правилам живет общество, зависит от национальности, социального положения, религии и даже государства.

Вы согласны с этим?

Слайд.19-22. Как же дать правильную оценку?

Для этого есть ценности, которые называются общечеловеческими. Выполним задание.

Вот эти ценности и называются общечеловеческими. Почему мы их так называем?

Определение ценности.

Эти ценности не меняются на протяжении всей истории человечества. Таким образом, моральная оценка ставится на основании ценностей, по которым живет общество.

Слайд. 23.Задание: т.е они для вас будет образцом, которые заслуживают уважения, идеалом.

и определение идеал.

Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, наедине с собой. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках. Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым втиснуться в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котенка, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища и спрятаться за чужую спину. А можно, даже в ущерб себе, поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблагоприятные поступки, мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность.

Слайд. 25-26. Понятие мировоззрения.

Как вы понимаете понятие мировоззрение?

Мировоззрение - совокупность взглядов человека на окружающий его мир

Как вы думаете, что влияет на мировоззрение?

Слайд.27.Виды мировоззрения.

У р о к 7

Человек как духовное существо
(продолжение)

Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.

Тип урока : изучение нового материала.

Х о д у р о к а

I. Работа по теме урока.

Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

5) способность к различным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.

– Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.

Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.

Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы.

Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения.

– Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть?

Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е:

1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки);

2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки);

3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки);

4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки).

II. Закрепление изученного.

З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей.

Домашнее задание: § 4.


  • Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Мировоззрение. Его виды и формы

Структура мировоззрения

  • Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
  • Принципы - Руководящее положение, основное правило , установка для какой-либо деятельности . Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.
  • Идеи -(др.-греч . ἰδέα - видность, вид, форма, прообраз) Главная мысль произведения или общий принцип теории, изобретения, некий прообраз, замысел или его наиболее существенная часть.
  • Убеждения - элемент (качество) мировоззрения , придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности .
  • Идеалы - (лат. idealis от греч. ἰδέα - образ, идея) - высшая ценность , наилучшее, завершенное состояние того или иного явления - образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал).
  • Духовные ценности - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.
  • Мифологическое - (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения преобладает над разумными объяснениями. Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей .
  • Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
  • Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения

  • Теологическое (религиозное) - (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии , она зачастую разделяет людей разных верований.

Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения

  • Философское - (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч . Φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Мировоззрение. Его виды и формы.

  • Обыденное (житейское) мировоззрение - является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
  • Отсутствие целостности.
  • Преобладание произвольных идей . Опирается на здравый смысл и житейский опыт.
  • Фрагментарность взглядов на мир . Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде.
  • Отсутствие целостности. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Мораль, ценности, идеалы

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.


Мораль, ценности, идеалы

Функции морали:

  • оценочную
  • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла

(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

  • регулятивную контролирующую интегрирующую воспитательную
  • регулятивную - установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Мораль, ценности, идеалы

  • добра и зла,
  • нравственного и безнравственного,
  • цели и средства ее достижения,
  • морали и нравов,
  • должного и сущего.

Мораль, ценности, идеалы

  • Моральные ценности , в отличие от материальных, удовлетворяют потребности духовной жизни , облегчают процесс нравственного существования человека.
  • К числу высших моральных ценностей обычно относят обобщенные понятия, отражающие сущность морали и человеческого существования : добро, свободу, смысл жизни и счастье. В ценностях подобного рода нуждаются все, они значимы для всех , что обусловливает их общечеловеческий статус.

  • Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм.
  • Важнейшие аспекты (стороны) морали:
  • а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
  • б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
  • в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
  • 3) Основные категории морали:
  • а) добро и зло;
  • б) долг и совесть;
  • в) справедливость;
  • г) честь и достоинство;
  • д) счастье.
  • 4) Нравственная культура личности и общества.
  • 5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе.

Мировоззрение

  • Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
  • Структура мировоззрения
  • Знания Принципы Идеи Убеждения Идеалы Духовные ценности
  • Знания
  • Принципы
  • Убеждения
  • Идеалы
  • Духовные ценности
  • Исторические виды мировоззрения: мифологическое; теологическое (религиозное); философское. 
  • мифологическое;
  • теологическое (религиозное);
  • философское. 
  • Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности: преобладание произвольных связей; фрагментарность взглядов на мир; отсутствие целостности.
  • преобладание произвольных связей;
  • фрагментарность взглядов на мир;
  • отсутствие целостности.
  • Основные черты научного мировоззрения: логическая стройность; систематичность; универсальность; критичность; обоснованность.
  • логическая стройность;
  • систематичность;
  • универсальность;
  • критичность;
  • обоснованность.
  • Классификация типов мировоззрения по эмоциональной окраске Оптимистическое мировоззрение Пессимистическое мировоззрение
  • Оптимистическое мировоззрение
  • Пессимистическое мировоззрение