Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей — Гипермаркет знаний. Методические инструкции со Препарат распила натуральной кости

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. Какие качества кости обеспечивают ее легкость и прочность?

Кость - основной элемент скелета позвоночных животных и человека. Кость вместе с суставами, связками и мышцами, прикрепленными к кости сухожилиями, образует опорно-двигательный аппарат. В течение жизни кость перестраивается: разрушаются старые клетки, развиваются новые.

Кости - полые. Такое строение длинных костей обеспечивает одновременно их прочность и легкость. Известно, что металлическая или пластмассовая трубка почти так же прочна, как равный ей по длине и диаметру сплошной стержень из того же материала.

Кроме того, там, где при большом объеме кости требуется сохранить её легкость и прочность, находится губчатое вещество, которое еще прочнее трубки, но легкое из-за пористости.

Вопрос 2. Почему костную ткань относят к соединительной?

Соединительная ткань - это ткань живого организма, не отвечающая непосредственно за работу какого-либо органа или системы органов, но играющая вспомогательную роль во всех органах, составляя 60-90 % от их массы. Выполняет опорную, защитную и трофическую функции. Соединительная ткань образует опорный каркас (строму) и наружные покровы (дерму) всех органов. Общими свойствами всех соединительных тканей является происхождение из мезенхимы, а также выполнение опорных функций и структурное сходство.

Большая часть твёрдой соединительной ткани является фиброзной: состоит из волокон коллагена и эластина. К соединительной ткани относят костную, хрящевую, жировую и другие. К соединительной ткани относят также кровь и лимфу. Поэтому соединительная ткань - единственная ткань, которая присутствует в организме в 4-х видах - волокнистом (связки) , твёрдом (кости) , гелеобразном (хрящи) и жидком (кровь, лимфа, а также межклеточная, спинномозговая и синовиальная и прочие жидкости).

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Почему скелет и мышцы относят к единой системе органов?

Скелет и мышцы относят к единой системе органов, поскольку они вместе функционируют, определяя форму тела, обеспечивая опорную, защитную и двигательную функции.

Вопрос 2. В чем заключаются опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц?

Опорная функция заключается в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, который определяет положение внутренних органов, что не дает им возможности смещаться.

Защитная функция состоит в защите внутренних органов. Например, грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды.

Двигательная функция проявляется при условии четкого взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Вопрос 3. Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

В состав костей входят неорганические вещества (в первую очередь минеральные соли - соли кальция и фосфора) и органические вещества (белки, жиры, углеводы). Неорганические вещества придают костям твердость, а органические - упругость и эластичность.

Выяснить свойства неорганических и органических компонентов кости можно опытным путем. Если кость поджечь, она почернеет от углерода, оставшегося от сгорания органических веществ. Если выгорит и углерод, получится белый остаток, чрезвычайно твердый, но хрупкий. Это минеральное вещество кости.

Для определения свойств органических веществ из кости надо удалить минеральные вещества с помощью соляной кислоты. Кость при этом сохранит свою форму. Но свойства кости изменятся. Она станет гибкой, и ее можно будет завязать узлом. Следовательно, гибкость кости зависит от наличия органических веществ, а твердость - от неорганических.

Вопрос 4. Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей.

Кости детей насыщены органическими веществами, поэтому они редко ломаются, но часто деформируются. На это может влиять неправильная поза или неравномерная статическая нагрузка. С возрастом в костях уменьшается содержание органических веществ и увеличивается доля минеральных, в результате кости становятся более хрупкими.

  1. Урок по теме:
  2. «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»

Цель урока : изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей.

Задачи урока:

  • образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);
  • воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).

Оборудование : распилы трубчатых костей, микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку, технологические карты учащихся

  1. Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.

3. Объяснение нового материала.

3.1.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

3. 2. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

3.3. Строение кости.

3. 3.1. Макроскопическое строение кости.

Работа со спилами.

3.2. Микроскопическое строение кости. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

5. Домашнее задание.

  1. 1. СОСТАВ И ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Учитель. «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

8 Показ фильма (1 минута)

Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон» - «высохший»).

Кости скелета составляют пассивную

Учитель. Ребята, что значит «пассивность»?

Предполагаемый ответ. Отсутствие собственных действий

Учитель. Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.

Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.

Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.

1.Механические функции.

Опорная функция

Учитель. Ребята, что такое опора?

П. О. Поддержка

Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?

П. О. Тело человека

Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция.

Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.

2.Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

  1. 2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТИ

Учитель. О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп – знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека

Материал

Прочность на сжатие

Прочность на растяжение

Сталь

Фарфор

КОСТЬ

Гранит

Дуб

Бетон

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.

Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

Учитель. Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?

П. О. Кальций, фосфор, магний

Учитель. Правильно, состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.

Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

П. О. Белки, жиры, углеводы.

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

Демонстрация опыта

Учитель. Два дня назад я поместила куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени.

Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому я выбрала соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.

Итак, я извлекаю кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

Учитель.

П.О. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность .

Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

П.О. Их можно сжечь.

Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.

Кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

П. О. Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.

Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то гости будут слишком гибкими.

Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину (3:1). Поэтому кости человека достаточно прочны, чтобы выполнять возложенные на них функции.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

Учитель. Как изменяется химический состав костей с возрастом?

Чтение учебника. Стр. 47, статья «Химический состав костей», третий абзац

П. О. С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

Учитель. Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

П.О. У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

Учитель. Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой. Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание.

  1. 3. СТРОЕНИЕ КОСТИ
  1. 3.1. МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Учитель. Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем рисунок 18, А и Б (стр. 46). Сравните его с препаратом распила натуральной кости. На препарате найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей .

В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща , расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы , кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья. Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.

  1. 3.2. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

? Учитель. Ребята, какие группы тканей вы знаете?

П.О. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Учитель. К какой группе относится костная ткань?

П. О. К соединительной

Учитель. Каковы характерные особенности соединительной ткани

П. О. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Кости скелета человека образованы костной тканью - разновидностью соединительной ткани. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость проходят многочисленные кровеносные сосуды и нервы.

Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости»

  1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
  1. «Микроскопическое строение кости»

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы:

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4.Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка.

Ответьте на вопросы:

1. Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, которые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листового проката?

Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную, защитную и двигательную функции. Это достигается:

1. За счет химического состава.

2. За счет макростроения.

3. За счет микростроения.

Методическая разработка урока биологии в 10 классе

по теме: «Цитоплазма. Клеточная оболочка».

Лабораторная работа

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»

Цель урока : рассмотреть основные части клеток – клеточную оболочку и цитоплазму, их строение в связи с выполняемыми функциями.

Задачи: Образовательные: закрепить умение пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений

Развивающие : развивать основы творческой деятельности учащихся

Воспитательные : выработать коммуникативные навыки при работе в группе.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук. Таблицы: строение увеличительных приборов, строение растительной клетки.

Структура урока:

1. Организационный момент. 2. Актуализация познавательной деятельности. 3. Изучение нового материала:

Строение цитоплазмы; - строение и функции клеточной оболочки.

4. Закрепление: - лабораторная работа. Приложение №1. Приложение №2. 5.Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация познавательной деятельности .

1. Назовите основные положения клеточной теории. 2. Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.

3. Изучение нового материала.

Цитоплазма. Полость любой клетки заполнена цитоплазмой, в которой находятся различные органоиды - постоянные компоненты цитоплазмы и включения - временные компоненты клетки. Отделена цитоплазма от окружающей среды плазматической мембраной (плазмалеммой). Все пространство между органеллами заполнено коллоидной системой гиалоплазмой (цитозоль) - основным веществом цитоплазмы. В ней протекают все процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов. Различают две формы гиалоплазмы: золь - жидкая часть и гель – густая. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Ее основу составляет вода (60-90% всей массы цитоплазмы). В состав цитоплазмы входят белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие органические и неорганические вещества. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Характерная особенность цитоплазмы - постоянное движение (циклоз). Если это движение прекращается, то клетка гибнет.

Клеточная оболочка. К цитоплазме прилегает плазматическая мембрана, а на ее поверхности образуется наружный слой. У животных он называется гликокаликсом (образован гликопротеинами, гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения), и хитином (грибы). Клеточная мембрана представляет собой двойной слой (бислой) липидов, большинство из которых представляет собой сложные липиды - фосфолипиды. Молекулы липидов имеют гидрофильную («головка») и гидрофобную («хвост») часть. При образовании мембран гидрофобные участки молекул оказываются, обращены внутрь клетки, а гидрофильные - наружу. Белки пронизывают всю толщину мембраны, образуя поры, через которые проходят водорастворимые вещества. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других. Диффузия (вещества всегда перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой)– это пассивный транспорт веществ. Активный транспорт осуществляют белки-переносчики, для этого необходима энергия АТФ. Так же через мембрану осуществляется транспорт крупных частиц и макромолекул. Процесс поглощения макромолекул называется эндоцитоз. Фагоцитоз- захват и поглощение крупных частиц (например, фагоцитоз лимфоцитов) и пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами.

Функции мембран. Они отделяют содержимое клетки от внешней среды. Регулируют обмен веществ между средой и клеткой. На мембранах протекают многие химические реакции в клетках.

Для того чтобы убедиться в полупроницаемости плазматической мембраны, проведем лабораторную работу.

4. Закрепление . Выполнение лабораторной работы.

Лабораторная работа № 2

“Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука”

Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

Задание к лабораторной работе:

  1. Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 3-4 клетки увиденного;
  2. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
  3. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
  4. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая раствор соли.
  5. В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
  6. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

На дом. Письменно: 1. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза? 2. Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. 3. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор, диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз. 5. Домашнее задание . Изучить § 8. Учебник «Общая биология» под редакцией 10-11. Д.К.Беляева». Ответить письменно на вопросы лабораторной работы.

6. Литература:

Уроки биологии в 10-11 классах. Пименов А.В. Учебник «Общая биология» под редакцией 10-11. Д.К.Беляева». «Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. Ресурсы интернета: http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=1116177 http://www.bsu.ru/content/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14700/index.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4301/ - ПЛАЗМОЛИЗ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

г. Старый Оскол 2011 г. Тема по химии: Фосфор

Фосфор: строение и свойства

Строение атома фосфора

Наиболее распространённые модификации: красный и белый (жёлтый)

Кристаллические решётки Рис. 1 Строение белого и красного фосфора Рис. 2 Строение фиолетового (1) и чёрного (2,3 – разные проекции) фосфора

Аллотропное видоизменение Строение вещества Свойства вещества Фосфор белый (жёлтый) Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра. В чистом виде совершенно бесцветен и прозрачен, продажный продукт окрашен в желтоватый цвет и по внешнему виду похож на воск. На холоду хрупок, мягкий при темп. выше 15 градусов Цельсия, с характерным запахом. Легоплавок и летуч. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется. При темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой. Фосфор красный Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. Несколько отличен «фиолетовый фосфор», состоящий из группировок Р8 и Р9, уложенных в длинные трубчатые структуры с пятиугольным сечением. Порошок красно-бурого цвета (название красный относится сразу к нескольким модификациям, отличающимся по плотности и окраске от оранжевой до тёмнокрасной и даже фиолетовой), не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняется при темп. более 200оС Фосфор чёрный Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит) Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор Сравнение свойств разновидностей фосфора

Итоги торгов Название предприятия Вещество Свойство Применение Спичечная фабрика Красный фосфор Способность воспламеняться при трении Входит в состав смеси, которую наносят на спичку и боковые поверхности спичечного коробка. При трении фосфор воспламеняется, поджигает состав головки, а от него загорается дерево. Завод по производству пироматериалов Белый фосфор Легко загорается, образуя мельчайшие частички Р2О5. Производство дымовых завес, зажигательных и дымовых снарядов, бомб. Завод цветных металлов Красный фосфор Легко вступает в реакции с различными простыми и сложными веществами при нагревании. В производстве сплавов цветных металлов как раскислитель, как легирующая добавка (оловянистая бронза). Производство магнитомягких сплавов и полупроводниковых фосфидов. Завод по производству фосфорной кислоты Белый фосфор Реакционноспособность Производят фосфорную кислоту, минеральные удобрения, полифосфаты натрия (для умягчения воды) и красный фосфор


Тема урока «Значение опорно­ двигательной системы. Состав и строение костей.»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и
заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: Организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для
изучения сущности скелета, строения, состава костей.
Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся,
развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между
строением и функциями костей; развивать наблюдательность и речь учащихся.
Воспитывающие: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения,
интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор
учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, микроскоп,микропрепараты карточки­задания, презентация к уроку,
учебник, тетрадь,
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в парах,
Личностные УУД
повторение материала и оценка знаний по теме;
1.
2. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3. развитие познавательного интереса:
Познавательные УУД

1. формирование умений выявлять межпредметные взаимосвязи костной и мышечной систем органов и анатомии с
другими предметами школьного цикла;
2. формирование умения проводить логические действия (синтез, анализ);
3. формирование умения творчески мыслить:
Регулятивные УУД
1. формирование умения осуществлять личностную рефлексию
2. формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности:
Коммуникативные УУД
1. формирование умения работать в парах;
2. формирование умения четко формулировать свою мысль;
Педагогические технологии:
­ личностно – ориентированного обучения;
­ объяснительно – иллюстративного обучения;
­ словесной продуктивной и творческой деятельности;
­ проблемное обучение
Межпредметные связи: связь с химией, медициной.
Ожидаемые результаты:
­усвоение материала в полном объёме на уроке;
­ применение полученных знаний при выполнении практических заданий;
­умение «оперировать» биологическими терминами.
1
2
Этапы урока
Организационный
момент
Деятельность учителя
Приветствие учеников. Организовать контроль начала
работы, обеспечить интеллектуальный и
эмоциональный настрой учеников на урок.
Деятельность учащихся
Стоя приветствовать учителя. Настроиться
на восприятие материала урока.
Актуализация
знаний
Учитель задаёт вопросы.
Предложить учащимся вспомнить все системы
Отвечают на вопросы учителя.

органов.
Виды тканей.
Что относится с соединительной ткани
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Слайд1
Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье.
Залогом жизни нашей
Является движение!
­ Как вы понимаете эти слова?
Ребята отвечают на вопросы
(Чем больше в жизни двигаемся, тем дольше
живем).

­ Благодаря чему мы перемещаемся в пространстве.
бегаем, прыгаем, совершаем каждый день многие
тысячи разнообразных движений?
­Движение тела происходит за счёт какой системы?

­А что составляет опорно­двигательную систему,
Что же относится к этой системе.
О чем же будем говорить?
Слайд2
Запишем тему урока
Записывают тему урока
Постановка цели
и задач урока.
В 17 веке на острове Окинава были разработаны

приемы японского карате. Завоевав остров, японцы
отобрали у местных жителей все в иды оружия,
запретили его производство и импорт. Чтобы защитить
себя, окинавцы разработали систему приемов борьбы с
помощью пустой (кара) руки (те). Методы карате
значительно отличаются от приемов других видов
самообороны без оружия. Каратист концентрирует
свой удар на очень малом участке, не делая при этом
длинных махов руками. Каратист может в течение
нескольких миллисекунд передавать в ударе мощность
в несколько киловатт и легко разбивать такие прочные
предметы, как дубовые или бетонные бруски.
­ Как может голая рука производить столь
разрушительные действия, оставаясь при этом
невредимой?
Пытаются ответить на вопрос
Выявление места
и причины
затруднения
Что для этого нужно знать Какую цель поставим?
Определяют цель урока.
Слайд3 Цель урока
Слайд4
1.Схема опорно­двигательная система: скелет­210
костей, мышцы­600, связочный аппарат
­Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета
насчитывали 360. Викинги­219 Точное количество
считают 208­210.Это зависит от индивидуальных
особенностей. У некоторых отсутствуют мелкие кости,
у других срастаются.
Отвечают на вопросы

Слайд5
2.Функции опорно­двигательной системы.
Работа по учебнику стр.64 Записать кластер
(Работа в парах) записывают кластер
Строение костей читают и записывают
кластер
Отвечают на вопросы.
Слайд6
3.Химический состав костей
Старославянское слово «кощь» («кошть») означает
«сухой». От него произошло слово «кость» и название
персонажа русских сказок ­ Кощей Бессмертный.
Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго
сохраняется в земле тысячелетиями, почти не
изменяясь.
Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной
ткани «как строительного материала» скелета человека
Материал
Сталь
552
Фарфор
250
170
КОСТЬ
Гранит
145
Дуб
59
Бетон
21
Вывод: кость по прочности уступает только твёрдым
сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших
образцами прочности, гранита и бетона.
Реализация
построенного
проекта.
Прочность на сжатие Прочность на растяжение
Работают в парах
Сравнивают таблицу и делают выводы
­Теперь попробуйте ответить на вопрос:Как может
голая рука производить столь разрушительные
Причиной высокой прочности костей

действия, оставаясь при этом невредимой
является её химический состав.
Какие вещества входят в состав кости?
Демонстрация опыта кость в соляной кислоте
Вывод: органические вещества придают эластичностьи
упругость.

Демонстрация жженая кости
Вывод: . Неорганические (нерастворимые соли кальция
и магния) придают кости твердость
Ситуация: В травмпункт местной больницы доставили
двух пострадавших: это родственники, причём один из
них отводил второго в детский сад. Оба
поскользнувшись, упали и получили – один перелом
предплечья, другой трещину голени. Как вы думаете,
кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё
решение?
Меняется ли состав кости с возрастом? Приведите
примеры
. Почему у детей часто встречаются искривления
костей, а у пожилых людей переломы? Почему в
вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?
Физкультминутка
Теперь проведем профилактику опорно­ двигательной
Дем опыта
Отвечают на вопросы
Обсуждают ситуацию.
Физкультминутка

системе
Слайд 7
3.Строение кости
Сопоставьте следующие факты:
1.Бедро выдерживает вертикально груз1500кг.
2Большая берцовая кость­1650кг.
3.Плечевая­850кг, коленная чашечка­ 600кг.
4.Предел прочности ребер на излом у молодых
колеблется от 85до 110 кг.
5.Кость тверже кирпича в 30 раз. Гранита­в 2,5
раза.Она прочнее дуба и почти также прочна.как
чугун.
Средняя масса скелета человека массой 70 кг.равна8­
9кг.
­ Чем объяснить высокую прочность скелета при
относительной его легкости?
Слайд8,9
Ребята, перед вами препарат распила натуральной
кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем
текст учебника
стр.67 прочитайте и заполните
рисунок
За счет чего кости растут?
Кости растут в длину и толщину (хрящ и надкостница)
Значение костного мозга.­ кровотворный орган
Ребята сопоставляют факты.
Отвечают на вопрос.
Работают с распилами костей, сравнивают с
рисунком.(Работа в парах)
Кости растут в длину и толщину (хрящ и
надкостница)
Показывают по таблице Наружное строение
костей.

Слайд10
Объяснение строение микроскопическое строение
кости

Слайд11
Остеобласты, остеокласты­ препятствуют росту
Лабораторная работа Микроскопическое строение
кости
Стр.69 инструктивная карта.
Из каждой колонны выберите по одному
соответствующему ответу, начиная с первого
Закрепление
урока.
1.Нормальная кость
2.Декальцинированная
кость
3.Прокаленная кость
Д/З
1ВD, 2БS, 3АC
А.Без
минеральных
веществ
Б.Без
органических
веществ
В.Органические
+ минеральные
вещества
С.Хрупка
D.Твердая
, прочная,
упругая
S.Мягкая,
упругая
Работа с текстом стр.67­68
Выполняют лабораторную работу
Работают по таблице Оценивают работу

36. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

    Ответ: Каким образом осуществляется движение? Какую роль выполняет скелет?

37. Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.

38. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.

    Ответ: Органические вещества придают кости гибкость . Неорганические вещества придают кости твёрдост ь. Сочетание этих веществ обеспечивает прочность и упругость .

39. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.

    Ответ: Трубчатая кость состоит из средней части - тела кости и двух головок, сочленяющих с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостница , а суставные поверхности головок - суставным хрящом . Внутри головок находится губчатое вещество , содержащее красны й костный мозг , в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества внутри которого находится костномозговая полость . Она заполнена жёлтым костным мозгом , представляющим в основном жировую ткань.

40. Ответьте, почему, несмотря на то, что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.

    Ответ: Стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.

41. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69-70 учебника).

    1.На микропрепарате представлен поперечный срез кости.

    2.Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп.

    3.Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы.

    Ответ: Костные пластинки располагаются по направлению сил сжатия и растяжения. Возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости.

42. Прочитайте § 11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

43. Какие функции опорно-двигательного аппарата осуществляются благодаря подвижности нижней челюсти?

    Ответ: Измельчение пищи / жевание. Членораздельная речь.

44. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы.

1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека - четыре?

    Ответ: Это приспособление к прямохождению.

2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а человека их нет?

    Ответ: К затылочной кости крепятся шейные мышцы. Шея у шимпанзе мощнее, вот и нужны гребни.

3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков человека больше, чем у шимпанзе?

    Ответ: Человек прямоходящий, голову и спину держит прямо по ходьбе - отсюда большая нагрузка на позвонки и их массивность.

4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а шимпанзе - нет?

    Ответ: Такая форма таза способствует ровной ходьбе на двух ногах.

45. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

    Тело позвонка - 5;

    Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал, - 3;

    Остистый отросток - 1;

    Поперечный отросток - 4;

    Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды, - А;

    Суставные площадки на теле грудных позвонков и поперечных отростков, сочленяющиеся с рёбрами,- Б;

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?

    Ответ: Не все признаки.

46. Назовите показанные на рисунке кости.

    2 - Шейные позвонки;

    3 - Ключица;

    4 - Лопатки;

    5 - Грудина;

    7 - Плечевая кость;

    8 - Лучевая кость;

    11 - Копчик;

    12 - Головка бедренной кости;

47. Ответьте на вопросы.

1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей?

    Ответ: 10 пар рёбер.

2) Сколько пар рёбер заканчивается свободно?

    Ответ: 2 пары.

3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?

    Ответ: Они придают позвоночнику подвижность, упругость, смягчают сотрясение при беге, ходьбе, прыжках.

48. Какие структуры образуют грудную полость человека? Вспомните, у какой группы организмов впервые в процессе эволюции появилась грудная полость такого строения. Какие органы расположены в грудной полости?

    Ответ: Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина. Впервые подобная грудная полость появилась у пресмыкающихся. В грудной полости находятся легкие и сердце.

49. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.

    1 - Суставные поверхности;

    2 - Хрящевые поверхности;

    3 - Связка;

50. Сделайте подписи к рисункам.

    I. Кости верхней конечности:

    1 - Ключица

    2 - Лопатка

    3 - Плечевая кость

    4 - Лучевая кость

    6 - Запястье

    7 - Пястье

    8 - Фаланги пальцев

    II. Кости нижней конечности и крестец:

    2 - Крестец

    3 - Бедренная кость

    4 - Большая берцовая кость

    5 - Малая берцовая кость

    6 - Предплюсна

    7 - Плюсна

    8 - Фаланги пальцев

51. Допишите утверждения.

    Ответ: Кисть от стопы отличается подвижными и длинными фалангами (кисть можно собрать в горсть!) и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями таранной и пяточной , короткими пальцами, большой палец не противопоставлен всем остальным. Своды стопы позволяют человеку пружинить при ходьбе .

52. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» (§8). Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани.

Отметьте особенности поперечнополосатой мышечной ткани:

    Ответ: Многоядерные клетки, состоят из волокон.

53. Рассмотрите рисунок 40 в учебнике. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышц» и «Движения в суставах» (§13), впишите определяемые ниже понятия.

    Ответ: Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головкой мышцы , а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, - хвост . Мышцы противоположного действия называются антагонистами , а мышцы действующие в одном направлении, - синергистами .

54. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 86 - 89 учебника) и, изучив рисунки 41 и 42, заполните правый столбец таблицы.

  • Функции мышцы или мышечной группы

    Название мышцы или мышечной группы

    Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другими к коже или только к коже.

    Мимические.

    Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.

    Височные.

    Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову.

    Трапециевидная.

    Мышцы, наклоняющие голову вперёд, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке.

    Грудино-ключичнососцевидные.

    Мышца спины, отводящая руки за спину.

    Широчайшая мышца.

    Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперёд.

    Большая грудная.

    Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки.

    Межреберные.

    Мышцы, поднимающие туловище из положения лёжа в положение сидя при фиксированных ногах.

    Брюшной пресс.

    Мышцы, обеспечивающие прямохождение.

    Глубокие и ягодичные.

    Мышца руки, отводящая плечо в сторону

    Дельтовидная.

    Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак.

    Мышцы предплечья.

55. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.

  • Антагонисты

    Синергисты

    Бицепс - трицепс

    Грудь - трицепс

56. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части.

    1 - Тело нейрона;

    2 - Дендриты;

    4 - Синапс;

Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.

    Ответ: Двумя.

57. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).

    Ответ: Близкое к максимальному напряжению и правильный отдых.

58. Укажите последствия гиподинамии.

    Ответ: Изменения в мышцах: становятся дряблыми, теряют силу . Изменения в костях: уходят соли кальция . Изменения в крови: соли кальция соединяются с холестерином образуя бляшки .

59. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антагонистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.

  • Виды нервных

    центров

    и мышц

    Состояние рук

    Нервные центры сгибателей

    Нервные центры разгибателей

    Мышцы сгибатели

    Мышцы разгибатели

    Сгибание руки в локтевом суставе

    Возбуждены

    Заторможены

    Сокращены

    Расслаблены

    Разгибание руки в локтевом суставе

    Заторможены

    Возбуждены

    Расслаблены

    Сокращены

    Удержание груза в локтевом суставе

    Возбуждены

    Возбуждены

    Сокращены

    Сокращены

    Заторможены

    Заторможены

    Расслаблены

    Расслаблены

60. Впишите определяемые ниже понятия.

    Ответ: Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамическая . Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статическая .

61. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).

  • Фазы утомления

    Признаки томления

    Время

    Начало опыта (отсутствие утомления)

    Рука с грузом неподвижна

    I фаза утомления

    Рука опускается затем рывком поднимается на прежнее место.

    II фаза утомления

    Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение.

    III фаза утомления (предельное утомление)

    Боль в мышцах, онемение, непроизвольное расслабление мышц.

62. Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.

    Ответ: Неправильная посадка за столом, сутулиться (когда при ходьбе голова смотрит в землю). Привычка горбиться.

63. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.

    Ответ: Неправильная подобранная обувь, длительное хождение или избыточная масса тела.

64. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).

Выявление нарушений осанки.

1. Выявление сутулости.

Вывод: Нарушений нет.

2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.

    Ответ: При положении тела спиной к стене, когда, пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) ладонь .

Вывод: Нарушений нет.

II . Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).

    Ответ: След в узкой своей части (заходит или не заходит) не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 45 на с. 97 учебника).

Вывод: Нарушений нет.

65. Прочитайте § 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.

  • Тип травмы

    Растяжение связок.

    Меры первой помощи

    Наложить тугую фиксирующую повязку и к пораженному месту прикладывают холод.

    При открытых переломах - остановить кровотечение. Во всех случаях, кроме перелома костей грудной клетки, прикладывают шину. При травме позвоночника положить лицом вниз на ровный настил.

    Обеспечить неподвижность.

    Противопоказания

    Движение;

    Пытаться придать естественную форму, накладывая шину на грудную клетку.

    Пытаться вправить кость.

66 . При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сам рука зафиксирована с помощью косынки.

Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

    Ответ: Шина не зафиксирована. Она может сместиться, в результате чего может сместиться сломанная кость. Это может привести к повреждению тканей, сосудов и др.

    Ответ: При необходимости я могу, не навредив, оказать первую помощь, пока скорая помощь будет в пути.

68. Решите кроссворд №4.


>> Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей

§ 10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей

Какие качества кости обеспечивают ее легкость и прочность?
Почему костную ткань относят к соединительной?

Микроскопическое строение кости. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость входят многочисленные кровеносные сосуды и нервы. Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок (рис. 19). Это неклеточное вещество кости. Наличие неклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Типы костей.

По типу строения различают трубчатые, губчатые, плоские кости.

Трубчатые кости имеют вид цилиндров с утолщенными краевыми концами. Они служат длинными прочными рычагами, за счет которых человек может передвигаться в пространстве или поднимать тяжести. К трубчатым костям относятся кости плеча, предплечья, бедра и голени. Трубчатые кости покрыты надкостницей, за исключением суставных поверхностей. За надкостницей следует слой компактного плотного вещества. На конечных участках кости компактное вещество переходит в губчатое, которое заполняет концы костей. В средней части кости губчатого вещества нет, там находится костномозговая полость, заполненная желтым костным мозгом. Красный костный мозг сохраняется в губчатом веществе концевых участков кости.

В толщину трубчатые кости растут за счет надкостницы. Однако масса кости увеличивается незначительно, потому что стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость. Благодаря сложной и согласованной работе тех и других клеток достигается оптимальная прочность кости при наименьших массе и затрате материала.
Рост в длину трубчатых костей происходит за счет зон роста и завершается к 20-25 годам. Зоны роста находятся недалеко от концевых участков костей. Они состоят из хрящевой ткани, которая по мере роста кости замещается костной тканью.

Губчатые кости имеют на поверхности довольно тонкое компактное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом. К губчатым костям относятся кости тел позвонков, грудины, мелкие кости кисти и стопы. В основном губчатые кости несут опорную функцию.


Плоские кости выполняют в основном защитную функцию.

Они состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми крест-накрест располагается, как балки, губчатое вещество. К плоским костям относятся кости, образующие свод черепа.

Скелет, мышцы, надкостница, компактное, губчатое вещество кости, костномозговая полость, красный костный мозг, желтый костный мозг; костные ткани, костные пластинки, клетки, образующие кость и растворяющие кость; типы костей: трубчатые, губчатые, плоские; зоны роста трубчатых костей.

Почему скелет и мышцы относят к единой системе органов?
В чем заключаются опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц?
Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей.
Рассмотрите рисунок 18, А, Б и В. Сравните его с препаратом распила натуральной кости. Найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

1. Рассмотрите рисунок 18, Б и В. Объясните, почему перекладины губчатого вещества ориентированы по направлению сил сжатия и растяжения кости.

Лабораторная работа

Микроскопическое строение кости

Оборудование : микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете?

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?


Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей