Анализ стихотворения Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…. «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина Покинул родимый дом есенин история создания

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Жанр и литературное направление

Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения. Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов. Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.

Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён – всё это неотделимо от образа родной земли. В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев, «головой» клён похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

Композиция, художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом. Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма. Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.

Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой». Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту. Луна в произведении «распласталась золотою лягушкой». Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм. Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.

Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.

Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.

Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.

Любовь является всепоглощающим чувством, которое может быть разным, и счастливым и грустным, и взаимным, и неразделенным. Но в любом случае оно меняет человека. Делает его добрее или злее, доверчивее или наоборот вызывает чувство недоверия ко всем людям.То, как любовь раскрывает в человеке новые качества можно проследить на примере многих художественных произведений, написанных гениальными поэтами и писателями. Сюда следует отнести и «Капитанскую дочку», которую когда-то написал Александр Пушкин.Одними из главных героев повести являются Гринев и Швабрин, которые, конечно же, не могут не привле

Разделы: Начальная школа

Тип урока: Урок изучения нового произведения.

Тема: С.А. Есенин «Я покинул родимый дом..»

Цель:

  • Продолжить знакомство учащихся с своеобразием лирики С. Есенина
  • (тема малой родины).Учить понимать основное настроение стихотворения. Формировать умение понимать изобразительно – выразительные средства языка и их роль в художественном произведении. Обогащать активный словарь учащихся. Совершенствовать выразительность чтения.
  • Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.
  • Воспитывать любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Оборудование: портрет поэта, компьютерная презентация , книжная выставка, выставка детских рисунков, словарь настроений, индивидуальные таблицы для анализа текста стихотворения, модели обложек изученных произведений, картинки с изображением клёна для каждого ученика.

Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч.2.-4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф», 2006. (Начальная школа XXI века).

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональная мотивация.

– Ребята, улыбнитесь друг к другу. Пожелайте удачи на уроке. (кивок головой)

II. Проверка д/з.

– Какая модель обложки соответствует тому произведению, которое было вашим домашним заданием? Почему, объясните.

Д: Стихотворения С. Есенина о Родине.

1 слайд

Д: Восторженное, ликующее, воспевающее.

– Какие чувства возникли в вашем сердце?

2 слайд

Прочитайте эти отрывки наизусть и постарайтесь передать эти чувства.

– Какие слова поэта говорят о его любви к Родине?

Д: «Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою»»

Что имел в виду Есенин, произнося слово Родина?

Д: природа, Русь, Россия, Отечество, родной край, семья, друзья.

(Родина – место, где человек родился и вырос: город, село, а также страна, гражданином которой он является.
Родина – Отечество, родная сторона.
Родина – это дом, в котором мы живём. Это место, где ты родился и вырос. Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.) .

III. Сообщение темы и цели урока.

– Семья, дом, природа, Родина для Есенина неразделимы. И сегодня мы ещё раз в этом убедимся.

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина.

– Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

3 слайд

Познакомиться…
Совершенствовать умения…
Развивать умения…

IV. Изучение нового материала.

1. Эмоциональная подготовка к восприятию текста.

– Для Есенина привязанность к Родине, означает, прежде всего, привязанность к её природе, малой родине, народной жизни.

– В 1922 году он вылетел на аэроплане в Кенигсберг, объездил всю Европу и Северную Америку. Полтора года длилась разлука поэта с Родиной. Разлука с Родиной и послужила причиной для написания стихотворения «Я покинул родимый дом…» в 1924 году, с которым мы сегодня познакомимся.

Настрой эмоций детей с помощью творческого задания.

Дети дома нарисовали иллюстрации к изученным отрывкам стихотворений С. Есенина о Родине. Главное условие – передать свои настроения, личные переживания от знакомства с лирикой поэта.

– Ребята, с каким настроением вы рисовали рисунки?

(ответы детей)

– Вы рассказали о своих настроениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение « Я покинул родимый дом…» ?

(дети высказывают свои предположения)

Установка на восприятие текста.

– Давайте вслушаемся в есенинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

2. Первичное чтение стихотворения учителем.

(После чтения учитель выдерживает паузу.)

Д: Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое.

(Ученики пользуются словарём настроений)

– О чём это стихотворение?

Д: Лирический герой покинул дом, родителей.

Физкультминутка

Голову тяну к плечу
Шею я размять хочу.
В сторону разок – другой
Покачаю головой
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем вы вращать.
Круг вперёд, другой вперёд,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.

4, 5 слайд

3. Словарная работа.

Березняк – берёзовый лес, роща.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

4. Самостоятельное чтение «про себя».

– Обратите внимание какие картины рисует поэт? Из каких образов они складываются?

(Дети самостоятельное читают текст «про себя», отмечая карандашом начало каждой новой картины.)

– Какие картины предстают после чтения этого стихотворения?

Д: голубая Русь, березняк на пруду, луна, старый клён.

6 слайд

5. Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).

– Какое настроение лирического героя передано с помощью этих картин?

– Предлагаю вести исследовательскую работу одновременно с работой в таблице, которая лежит у каждого на парте.

(Анализ текста проводится одновременно с работой в таблице. Таблица распечатана для каждого учащегося. Вычитывается каждая строфа, определяется её ведущее настроение, а затем ученики ищут те выразительные средства, которые создают это настроение, и выписывают их в таблицу.)

7 слайд

Какие чувства испытывает герой?
В одну колонку выпиши названия настроения, а в другую – слова, создающие это настроение.
1 строфа.
воспевающее и...
Я __________ родимый дом,
Голубую __________ Русь.

В три звезды березняк над прудом
__________ матери старой грусть.
2 строфа.
...
Золотою лягушкой луна
__________ на тихой воде.
Словно __________ цвет, седина
У отца __________ в бороде.
3 строфа.
...
Я __________ , не скоро __________!
Долго __________ и __________ пурге.

__________ голубую Русь
Старый __________ на одной ноге.
4 строфа.
...
И я __________ , есть радость в нём
__________ , кто листьев дождь,
Оттого, что тот старый __________
Головой на __________ похож.
Слова-подсказки: воспевающее и грустное, тихое и тоскливое, беспокойное и тревожное, печальное.

Коллективная работа.

1 строфа.

Каким настроением проникнута первая строфа?

Д: Грустное, герой покинул родимый дом.

– Какой видит поэт Русь?

Д: Голубая Русь, воспевает Русь.

– Синий и голубой цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.»

Д: Использует эпитет – голубая, красивая Русь.

– Как вы понимаете выражение «в три звезды »?

Д: Вечер, ночь ещё не наступила, на небе только три звезды.

– Ребята, в этом стихотворении есть слова, которые придумал сам поэт и употребляет в своих стихотворениях – теплит, яблонный.

«Теплит матери старой грусть » – хранит

– Образ природы помогает утешить грусть матери.

Д: Используются глаголы для создания грустного настроения: покинул, оставил .

– Какое средство выразительности использует поэт?

Д: Использует эпитет – голубая, красивая Русь; олицетворение «березняк теплит».

2 строфа.

Каким настроением окрашена вторая строфа?

Д: Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить - тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь.

– Как вы считаете, почему луна распласталась « золотой лягушкой »?

Д: Золотой – цвет луны жёлтой; лягушка – обитатель водоёма.

«золотой лягушкой» – метафора.

– Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца?

Д: Сравнение.

Д: Появилась.

Д: «седина пролилась», «луна распласталась» – олицетворение.

Гимнастика для глаз

Работа в парах

Дети анализируют третью и четвёртую строфу в парах.

3 строфа.

Каким настроением проникнута третья строфа?

Д: Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!) , одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.»

– Каким настроением проникнут образ клёна?

Д: Затаённая грусть одиночества.

С. Е. Есенин, описывая старый клён, наделяет его человеческими чувствами и поступками.(стережёт голубую Русь) Поэт уподобляет себя клёну, образ «старого клёна на одной ноге».

Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем человека, очеловечивал её.

– Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно ещё много времени пройдёт пока поэт вернётся на Родину.

4 строфа.

Каким настроением окрашена четвёртая строфа?

Д: печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож».)

– Что за дождь может падать с листьев?

Д: Роса, капельки дождя.

– Ребята, слова « есть радость в нём тем » – люди, которые живут на своей Родине, на своей родной стороне.

Вывод.

Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Я покинул родимый дом…» ?

Д: Лирический герой покинул дом, прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.

8 слайд

Обобщение о герое есенинского стихотворения.

– Герой Есенина переживает такое настроение. Что можно сказать о таком человеке?

Д: У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине.

– Как можно назвать такого человека?

Д: Патриот.

– Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм , а человек, проникнутый патриотизмом – патриот.

9 слайд

10 слайд

6. Работа над выразительностью чтения стихотворения.

– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить :

  • темп чтения (быстрый, медленный);
  • громкость чтения (пониженная, повышенная).

– Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).

Ребята, обязательно обратите внимание на те слова и выражения, которые были вписаны в таблице. Они являются главными носителями лирического настроения и потому должны быть интонационно выделены при чтении.

– Как: быстро или неторопливо, громко или не очень громко, чтобы передать чувства автора.

– Обратите внимание на знаки препинания.

Постановка дыхания

Ритмические упражнения – «вдох – выдох» (выдох дольше, через рот, через нос)

11 слайд

Упражнение 2.

– Распределяйте правильное дыхание, произнося звуки.

12 слайд

Упражнение 3. «Потуши свечи» (отдельно каждую, все сразу).

13 слайд

Индивидуальное выразительное чтение стихотворения по желанию детей.

(Дети аплодисментами оценивают ответы детей)

V. Итог урока.

– Что вам понравилось в уроке больше всего?

14 слайд

  • Познакомились…
  • Совершенствовали умения…
  • Развивали умения…

15 слайд

Рефлексия.

– Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …

– Ребята, вы сегодня хорошо поработали и мне бы хотелось на память о нашем уроке, о Сергее Есенине подарить каждому из вас этот кленок. Я думаю, что каждый из вас будет любить и чтить свою большую и малую Родину, так как Есенин.

Д/З: Выразительное чтение стихотворения.

Использованная литература:

  1. Литература: Большой справочник для школьников/ Э.Л.Безносов, Э.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др.-2-е изд.-М.: Дрофа, 1999.
  2. Окулова Г. Е. Слово о писателе – на урок. Часть 2.- Оса: Росстани- на- Каме, 1995.
  3. Оморокова М. И. Основы обучению чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. –М.:Вентана-Граф, 2005.
  4. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя. Учебно-методическое пособие/ Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2002.
  5. Синцова А.А. Занятия по развитию речи. – М.: Чистые пруды, 2006.

Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок.

К сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.

Давайте познакомимся с одним из его стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом».

Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.

Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России

войсками стран – участников Первой мировой войны.

Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(Звучит фонограмма стихотворения «Я покинул родимый дом…»)

Вам понравилось стихотворение?

Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука)



Что мы представляем, когда читаем эти строки? - Какой образ в конце стихотворения? (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай) - Проследим своеобразие стихотворения.

Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:

(на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.

Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах? (неживая природа как живая)

Как называется этот приём? (олицетворение)

Подчеркните олицетворения. Обменяйтесь мнениями в парах.

Березняк теплит

Луна распласталась

Петь пурге

Стережет клен

Клен на меня похож

Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина.

Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. - Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом?

(метафоры, эпитеты)

Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении.

(голубой, золотой, бело - розовый)

Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.

Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый ? почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый ? (Родной – прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи)

Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…)

Почему вода названа тихая?

Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?

Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»

7. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»

(Звучит фонограмма стихотворения)

Каким годом датировано это стихотворение?

Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?

Что же звучит в душе поэта, какая музыка?(Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит её ещё больше.)

Какое слово непонятно?

Выть – участок земли.

Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни.

Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.

Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом..» и «Низкий дом с голубыми ставнями». (Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «низкий дом с голубыми ставнями…»)

Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?

(«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник. Кривой и безлистный». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.)

Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? («Голубая Русь» – «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. «Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть»)

Какие особенности композиции стихотворения вы заметили? (Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция.)

Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

А нет ли в слове «дом» «кольца»?

(буква «о»)

Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили.

(очаг, согревающий дом)

Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.

Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо?

(символ любви, верности)

Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.

И эти же чувства вы испытываете в своём доме.

Так что же значил дом для поэта?

(тепло, уют, покой, любовь близких)

А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

«Я покинул родимый дом…» Есенина С.А.

Стихотворение « » было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Жанр и литературное направление

Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения. Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов. Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.

Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён - всё это неотделимо от образа родной земли . В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев,«головой» клён похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

Композиция, художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом . Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма. Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.

Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой» . Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту. Луна в произведении«распласталась золотою лягушкой» . Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм. Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.

Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.

Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.

Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.

Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной. Вам предлагается краткий анализ “Я покинул родимый дом” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нем отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.

Тема - стих отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.

Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережет голубую Русь” , так любимую Есениным.

Жанр - произведение относится к жанру лирического стихотворения.

Стихотворный размер - произведение состоит из четырех строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры - “березняк над прудом теплит… грусть” , “Золотою лягушкой луна распласталась…” , “седина у отца пролилась в бороде” .

Олицетворения “долго петь и звенеть пурге” , “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге” .

Эпитеты “голубую Русь” , “Золотою лягушкой” , “на тихой воде”.

Сравнение - “Словно яблонный цвет, седина”.

История создания

Стихотворение было написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там все, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь” . Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за ее судьбу, скучает по родным местам. Стих был опубликован в разгар славы поэта, ведь еще ри-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.

Тема

Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает ее: “В три звезды березняк над прудом” , “Золотою лягушкой луна” . Такое описание отчетливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с ее удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся по сыну и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть” , “…седина у отца пролилась в бороде” .

Родина для поэта – это и березняк, и отражающаяся в воде желтая луна, и яблонный цвет, и клен, который “стережет голубую Русь” .

Композиция

В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге” . Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с этим с ним: “тот старый клен головой на меня похож” . Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.

Жанр

“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. Стих состоит из четырех строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нем – клен), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрестная, рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Средства выразительности

Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описываемую поэтом.

Есенин использует много метафор : “березняк над прудом теплит… грусть” , “Золотою лягушкой луна распласталась…” , “седина у отца пролилась в бороде” . Кроме того, наблюдаются также и олицетворения : “долго петь и звенеть пурге” , “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге” , сравнение : “Словно яблонный цвет, седина” . Разнообразны эпитеты , примененные автором: “голубую Русь” , “Золотою лягушкой” , “на тихой воде” .

Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клен головой на меня похож” . Такой прием не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним мужчиной.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 21.