Отчет о пешем походе с детьми. Кавказ, гора Папай. Папай — живописная гора близ Краснодара Стальной мост через убин на папаи

Гора Папай – комплексный памятник природы Краснодарского края. Расположение — территория Абинского и Северского районов. Высота главной вершины 818,68 м. Самая западная скалистая вершина Кавказа. Но это не совсем вершина, а небольшой горный хребет, состоящий из семи вершин. Здесь самым необычным образом пересекаются проявления природы древней влажной Колхиды, бореальной суровой стихии и аридного средиземноморья. Растительный мир данного массива очень разнообразен. В основном преобладают сообщества дуба скального. На вершинных участках господствуют можжевельники: красный, высокий и вонючий. В травянисто-кустарниковом покрове преобладают ковыль перистый, ковыль-волосатик, боярышник красный, шиповник коричный, изредка мушмула германская и шаровница волосоцветковая.

Можжевеловые редколесья на Папае имеют терапевтические свойства. Доказано согласно исследований профессора В.П. Токина, что один гектар можжевелового леса выделяет в атмосферу примерно 30 килограмм летучих веществ с противогрибковыми и бактерицидными свойствами – фитонцидов. Этого количества достаточно для стерилизации воздуха такого крупного города, как Краснодар.

Из животного мира встречаются кабаны, косули, если кому повезет может увидеть серну. Хребет сложен слоистыми отложениями юрского и мелового периодов. Многие туристы мечтают побывать на Папае. Едут туда из различных уголков нашей страны. Но здесь необходимо преодолеть много трудностей. Главные из них – это крутые склоны и сложный подъезд.

По мнению археологов, название вершины Папай произошло от этноса «папаги», населявшего окрестности в V-X в.

Можно предположить и другую трактовку названия: от «пэпэай», где адыгейское «пэ» – «нос» или «начало» и «ай» – именной суффикс, т.е. возможно «нос + нос» или «много носов», т.е. много вершин, что в целом соответствует действительности, т.к. Папай состоит из пяти основных вершин (Западного, Центрального, Северного, Главного и Восточного Па-пая).

Возможна еще одна версия, объясняющая смысловое значение топонима Папай: связана она с древними племенами, населяющими Северное Причерноморье и Северный Кавказ с VII в. до н.э. до III в. н.э. и называли их скифами. У скифов был культ «семи богов». Главный среди них был Папай, равный Зевсу (по греческой мифологии). Таким образом, эту замечательную вершину нарекли, быть может, еще скифы в честь главного своего божества Папая. В.Н. Ковешников

Внимание! Во время тумана, снега, гололеда, дождя, подъем на г. Папай категорически запрещается. Группам школьников и туристских группам со слабой физической подготовкой подъем на вершину необходимо осуществлять без рюкзаков. Площадки для проведения фотосъемки резко ограничиваются слишком малыми размерами и довольно крутыми склонами: к падению и печальным последствиям может привести лишний шаг. Самым благоприятным временем посещения являются ранняя осень и поздняя весна. Летом лучше в июне. В июле и августе наблюдается сильная жара и большие проблемы с питьевой водой.

Гора Папай, вид с главной вершины вид с вершины Западный Папай
Спуск в Чёрный Аул вид на Папай с юга

Маршрут поселок Новый – долина реки Большой Хабль – перевал Папайский (Арочный) – гора Папай – гора Северный Папай – долина реки Убин – Запорожские минеральные источники – станица Убинская

ходовое время 2-4 дня (в зависимости от подготовленности группы), степень сложности II, Протяженность 45 км, перепад высот + 750 м

В пос. Новом от конечной остановки идти в направлении основной дороги на восток, идущей в сторону верхнего течения долины реки Большой Хабль. Через 500 м от окраины поселка, дорога резко уходит вверх. После подъема, справа, имеется высокий обрыв, мергелистый склон, слева, местами поросший кустарниками скумпией кожевенной. В этом месте дорога заметно уходит вниз. После небольшого спуска, проглядываются дома – это отдаленная часть пос. Новый, именуемая среди местного населения как «Грушки». Примерно метров через 800 развилка. Налево дорога уходит вверх в пос. Сосновая Роща. Нам необходимо двигаться прямо. Далее на всех поворотах и развилках следует придерживаться основной дороги, она более четко выделяется на фоне остальных дорог и наезжена. Следует обратить внимание, что дорога на данном участке труднопроходима даже в летнее время, иногда встречаются лужи глубиной более 1 м. Данные препятствия необходимо обходить по обочине, где местами имеются небольшие тропы. Примерно через 8 км дорога в очередной раз пересекает реку, которая от этого места и далее течет слева от дороги, и проходит через узкое ущелье, именуемое Медвежьи Ворота. Это ущелье является самым узким местом в долине реки Хабль. Примерно через 1 км справа расположен родник и между деревьями прибита маленькая лавочка. Далее, через 1 км от родника дорога вновь пересекает реку, ранее здесь был бревенчатый мост, от которого остались одни развалины. Перед бродом, вправо уходит дорога, через 500 м. от поворота, расположен небольшой охотничий домик, именуемый среди местного населения как «Сахалинская хата».

В данном домике, при необходимости можно расположиться на ночлег, но, в период охотничьего сезона не рекомендуем делать это. Почти сразу после брода, от дороги справа, имеется минеральный источник. Именуется он как Вонючий Родник, но содержание сероводорода в воде невысокое и вода не отличается резким неприятным запахом, но небольшой специфический запах имеется. От этого места дорога становится еще хуже. В период межсезонья рекомендуется идти в резиновых сапогах. Через 1 час дорога уходит и поворачивает вправо, впереди возвышается скалистая вершина – это вершина Западный Папай. Немного пройдя, дорога выводит на поляну. Здесь имеется развилка. Влево дорога поворачивает в щель Папайскую, в которой через 1,5 км имеется охотничий домик. Далее дорога уходит вверх на пер. Папайский. До вершины перевала отсюда идти примерно 1 час, но далее до перевала воды для питья не будет, так что в случае необходимости, в данном месте можно расположиться на ночлег.

На самой вершине перевала Папайский влево и вправо уходят дороги, основная и наезженная – направляется вниз в долину реки Папай в урочище Черный Аул. Путь на вершину г. Папай влево. За небольшим подъемом, дорога уходит по направлению вправо. Примерно через 2 км налево уходит промаркированная тропа, немного ниже, примерно через 70 м. в направлении по дороге, слева расположен родник. В данном месте, в случае необходимости, можно выбрать место для неплохого ночлега, но, в данном месте наблюдается довольно много комаров, и в период засухи родник пересыхает. От родника до самой реки Убин воды для питья не будет. На вершину горы Папай необходимо идти по промаркированной тропе. Тропа, изгибаясь серпантином, местами проходит через прилично крутые склоны. Примерно через 1,5 км тропа выводит на поляну. В данном месте виден практически во всей красе Папайский хребет. Впереди в восточном направлении виднеется крутая скалистая вершина с тригапунктом – это вершина Главный Папай (818,68 м.), справа виднеется хребет Церковный, немного левее, хребет Коцехур, который на топографических картах указан как Лысые горы. Его легко узнать по огромной радиолокационной станции, издалека она похожа на красно-белый шар. При прохождении г. Папай необходимо соблюдать особую осторожность, т.к. довольно часто встречаются крупные скалистые пропасти и обрывы, а тропа идет непосредственно над ними. В этом месте тропа поворачивает влево и уходит на довольно крутой скалистый подъем, идти по которому необходимо довольно осторожно. Пройдя крутой подъем, тропа уходит по направлению вниз в восточном направлении, далее недолгий подъем, затем тропа выходит на вершину Западный Папай-2, в этом месте расположен старый обелиск. Затем тропа уходит вниз, немного ниже влево уходит еле заметная тропинка, которая выводит к Папайской пещере. От этого места тропа уходит в дубовый лес, пройдя через него, снова выводит на поляну. Местами встречаются легкие скалистые участки, прохождение которых не требует особого труда и умений, но следует соблюдать осторожность. Везде на участке тропы встречаются заросли граба, мушмулы, шиповника и можжевельника. Далее тропа выводит на небольшую вершину покрытую лесом. Это вершина Центральный Папай. На этой вершине уходим налево в направлении долины реки Убин, прямо тропа выводит на вершину Главный Папай.

На вершине Центральный Папай, можно, при необходимости, оставить рюкзаки и идти на вершину Главный Папай налегке. Этот путь займет примерно 20-30 минут в одну сторону. С вершины направо, в южном направлении, уходит хорошая тропа, двигаясь по которой можно выйти на Папайские водопады и ур. Черный Аул. Также в восточном направлении уходит еще одна тропа, но спускаться по ней без специального снаряжения и навыков, не следует. От вершины Центральный Папай тропа движется вниз в направлении на север. После некоторого недолгого спуска она уходит вверх на вершину Северный Папай, покрытую лесом. От вершины почти все время двигаться вниз. Примерно через 2 км тропа выходит на лесовозную старую дорогу. Далее примерно через 3 км выходим на развилку: налево дорога выводит в щель Папайскую (д.р. Большой Хабль), но нам идти вправо. Далее идем в направлении на северо-восток, и примерно через 1,5 км дорога выходит на основную наезженную дорогу, следующую по долине реки Убин. В данном месте нужно идти влево по основной дороге. Метров через 70 дорога пересекает небольшой ручей. В случае необходимости в этом месте и далее можно расположиться на ночлег. Прохождение горы Папай обычно занимает примерно от 4 до 7 часов (в зависимости от подготовленности группы). Перейдя ручей, дорога выходит на еще более наезженную дорогу, в этом месте сворачиваем вправо. Далее на всем пути необходимо при движении ориентироваться в направлении нижнего течения реки. Примерно через 4 км дорога выходит к домикам из шлакоблока Убинского охотничьего кордона, слева и справа виднеются поляны, временами на них размещаются пчеловоды с пасеками. За кордоном дорога выходит на хорошую грунтовую дорогу. Здесь сворачиваем влево. Примерно через 2 км слева установлены большие цистерны для сбора минеральной воды. Это Запорожские минеральные источники. От этого места до ст. Убинской примерно 12 км прямо по дороге. В ст. Убинской, перейдя через реку, выходим на центральную остановку. Отсюда регулярно курсируют автобусы до Северской и Краснодара.

Интерактивная карта:

Альпийская местность имеет предгорья, «плавные» горы и точку, где начинаются скалистые массивы. На западе хвастает такой локацией и Краснодарский край. Гора Папай, а вернее целый хребет – то самое место. Отдых тут показан как фанатам слегка экстремальных путешествий, привыкшим жить в палатках прямо на склонах и всю ночь петь песни у костра, так и любителям исследовать природу родной страны. Дело в том, что семиглавый исполин – часть уникального биоценоза, когда-то оторванного от основного ареала Кавказского государственного заповедника.

Где находится достопримечательность?

Объект раскинулся у истоков трех речных водоемов – Папай, Убин и Большой Хабль. Карта административного деления Кубани покажет: данная возвышенность – граница Абинского и Северского районов. Геоатлас объяснит: пик этот – фрагмент одноименного массива.

Вот как выглядит гора Папай на карте:

Открыть карту

Легенды горы Папай и история

Этимология названия реки, хребта и почти всех его вершин (последняя так и не названа) восходят к крохотному адыгскому племени – папагам. Известно, что эти люди проживали на данном горном массиве с V века. А через 500 лет они растворились в среде аланов. Рассуждая о геологической «биографии» горного комплекса, надо заметить, что сложен он отложениями Юрского периода. Следовательно, первыми его обитателями были динозавры.

Греческие хронографы причисляют папагов к одному из местных индоиранских (скифских) племен. Они якобы поименовали себя в честь локального божества – Папая. Ну и, как водится, назвали в честь него же главную реку и самую большую возвышенность.

Что касается мистических и таинственных явлений, то наиболее известная здешняя легенда называется «Папайский мальчик». Говорят, что однажды, еще в далеком XIX столетии, богатый купец с семьей решил отправиться не вершину горы Папай, чтобы обозреть живописные окрестности, отдохнуть от мирской суеты.

Потратив недолго времени, семейство достигло поставленной цели, но долго любоваться видами было не суждено – налетели грозовые тучи, начался сильный дождь. Решив возвращаться, торговец обнаружил, что его сын исчез. Долго семья искала чадо: не преуспев в этом, отец отправил всех домой, а сам продолжил поиски. Вернувшись в родной город ближе к осени, так и не найдя своего сынишку, купец изменился, потеряв рассудок, и вскоре умер.

Так вот, говорят, что даже сейчас заблудший дух мальчишки бродит по здешним окрестностям, мол, кто его увидит, также может лишиться здравого мышления и умереть. Поэтому туристы, останавливаясь в палатках, всегда стараются оставить на ночь либо конфеты, либо что-то еще вкусное – Папайский мальчик забирает их и уходит с миром.

Маршрут восхождения на вершину

Есть на Западном Кавказе достопримечательности, к которым не возит комфортабельный туристический автобус прямо из центра какого-либо курорта. К таким красотам нас доставляет только джип. Место в нем очень дорого стоит. К тому же к точке посадки надо еще добраться – за свой счет. Таковой является и гора Папай. Маршрут сюда нельзя отнести к направлениям «матрасного» туризма. Однако и к сложной категории этот «поход» не относится. Разумеется, надо лишь приложить усилия, чтобы увидеть пики и реликтовые виды растительности, то есть самому доехать до станицы Убинской.

А от нее вы уже стартуете как настоящий треккер. И если с ногами все в порядке, то не нужен вам никакой джип. Путь примечателен тем, что идет вдоль насыпной дороги, повторяющей изгибы реки Убин, тут еще можно воспользоваться попуткой: здешние «аборигены» с удовольствием довезут вас до развилки, откуда идет треккерская тропа. Последняя являет собой своеобразный «терренкур», идущий против течения Большого Хабля, а затем – к месту, где три речки только начинают путь, падая еле заметными ручьями с вершин.

Без внедорожника добраться за день сюда нельзя – идите с палаткой, теплыми вещами, водой и продуктами (последняя возможность купить провиант представится только в Убинской). Дорога, куда вы встанете, знаменита вдалеке открывающимися всеми вершинами Папая. А всего их семь – Западный, Западный-2, Центральный, Главный, Восточный, Северный и безымянный пик. Возможно, окрестить тот, что без имени, каким-нибудь прозвищем выпадет как раз на вашу долю.

Маршрут «заставит» вас пройти по берегам сразу трех рек, пересечь дремучие заросли граба и бука, а во время восхождения вы познакомитесь с древнейшими эндемиками этой части Кавказа – дубом наскальным и можжевельником вонючим. Впрочем, те, кто не разбираются в ландшафтоведении, заметят совсем другое – уникальные панорамы, открывающиеся с наивысшей вершины массива (почти 819 м). Самое время достать аппарат – заснять вид на лесничество и хутор Новосадовый.

Разговор пошел о пике по имени Главный Папай, пройти к которому можно через Северный, а затем – Центральный. Горизонтальные фрагменты вашего ломаного пути будут чередоваться с довольно крутыми подъемами или виражами, а грабинник, дуб скалистый и три вида можжевельника – уступать место камню и шиповнику.

• Координаты GPS: 44.64105,38.40751.
  • Как мы упоминали, данное чудо природы обожают любители горного треккинга, снующие по Северо-западной Кубани с палатками. Они же находят наиболее вдохновляющие ракурсы, выкладывая в сеть фантастически красивые панорамы этого места. Однако хорошие фото вы увидите и на нашем сайте. Отдельные туристические операторы везут сюда эксклюзивные , но они связаны с посещением лишь доступных участков Папая, так как в этих турах не предусмотрены ночевки. О таких поездках есть отзывы.

Гора Папай на карте

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
    Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

44.641442 , 38.407981 Гора Папай представляет собой часть Главного Кавказского хребта. Находится на территории Абинского и Северского районов. Высота вершины – 818 м. Гора состоит из семи вершин. По одной из версий название горы происходит от адыгского «пэпэай». Пэ – означает нос, то есть много носов, что на самом деле так и выглядит. Гора Папай

Флора вершины очень богата. Здесь растут реликтовые леса. Преобладает скальный дуб, на самых высоких точках гор растет можжевельник: высокий, красный и вонючий. А также растет боярышник, шиповник, душистый чабрец, рябина, липа, ароматный шалфей, редко, но можно встретить мушмулу германскую и шаровницу. Можжевеловый лес приносит огромную пользу всему Краснодарскому краю. По расчетам ученых, один гектар такой растительности выделяет большое число фитонцидов – полезных веществ для атмосферы всего региона. Фауна состоит из кабанов, косуль и других животных. Если очень повезет, можно увидеть серну.

Подъемы склонов – крутые. Маршрут не из легких. Длина пешей части маршрута около 35 км. Но все это не мешает многим путешественникам и любителям горных походов приезжать сюда со всех концов России.

Когда вы заберетесь на вершину горы, перед вами откроется потрясающий, живописный вид, и вы поймете, что это того стоило. С одной стороны вы увидите Черное море, с другой – степи, с третьей – горные холмы.

Как добраться:

От ст. Убинской по дороге вдоль реки Убин до развилки. Пройдя, около 12-и км нужно повернуть направо, примерно, через 5 км дорога заканчивается. Отсюда начинается тропа на гору.

Координаты:

Широта: 44.641442
    Долгота: 38.407981

«Народы гор и степей» - Внутри юрты пол и стены устилают тёплые красочные ковры. Создаётся юрта из шерсти овец. Всегда ярко и выразительно украшена дверь юрты. Из чего собирают юрту? Сакля. Искусство народов гор и степей. Юрту можно собрать всего за один час. Как украшена? О каких особенностях дома жителей степи вы узнали?

«Горы суши» - Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Выше всего, на 1000-1500м, были приподнят Приполярный и Южный Урал. На платформах, в связи с горизонтальным залеганием горных пород, расположены равнины. В соответствии со строением горы бывают складчатые, складчато- глыбовые и глыбовые. Горные области занимают около 40% поверхности суши.

«Кавказские горы» - Зовут Кавказские горы «Граукасис», что значит «белые снега». Зимнее ледолазание, а также для зимнее восхождение на Эльбрус. Приэльбрусье один из трёх крупнейших горнолыжных, альпинистских и туристических районов России. Площадь оледенения около 150 кв. км. Регион предлагает уникальные возможности для любителей активного отдыха.

«Крымские горы» - Главная гряда. Количество осадков всего 300-600 мм в год, больше осенью и зимой. Почвы - дерново-карбонатные на склонах, черноземные на плоских межгорных участках. Лето жаркое и сухое. Крымская предгорная лесостепная область охватывает Внешнюю и Внутреннюю гряды. Климатические условия благоприятны. Преобладают ландшафты Лесостепи - дубовые леса чередуются с луговыми степями.

«Горы Алтая» - Центральны Алтай. Алтай – золотые горы. Здесь преобладают представители таёжной и степной фауны. Северо-Восточный Алтай. Герцинская складчатость. Водные ресурсы. На востоке Алтай примыкает к Западному Саяну и Туве. Весной и вначале лета степи покрываются всевозможными цветами крупнотравья. Алтай является крупной горной областью, расположенной в центральной части страны.

Топонимика

Можно предположить и другую трактовку названия: от «пэпэай», где адыгейское «пэ» - «нос» или «начало» и «ай» - именной суффикс, т.е. возможно «нос + нос» или «много носов», т.е. много вершин, что в целом соответствует действительности, т.к. Папай состоит из пяти основных вершин (Западного, Центрального, Северного, Главного и Восточного Па-пая).