Ул. Марины Расковой, Полиной Осипенко, Гризодубовой. Девушка и самолёт: судьба военной летчицы-героини Марины Расковой Портрет героев советского союза осипенко расковой гризодубовой

В Первомайском районе Владивостока находятся рядом три улицы: улица Марины Расковой, улица Полины Осипенко и улица Гризодубовой.

Эти улицы объединяет то, что они названы в честь летчиц, членов женского экипажабеспосадочного перелета Москва - Дальний Восток на самолете "Родина" Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой.

Летчицы установили тогда рекорд дальности беспосадочного полета, преодолев 6 450 километров за 26 часов 29 минут. В конце пути машина попала в жесткий циклон, заставивший экипаж совершить вынужденную посадку в тайге, неподалеку от поселка Керби, а не во Владивостоке, как планировалось. Потерявшихся нашли только на восьмые сутки коллеги-мужчины Сахаров и Романов. Смелые женщины-летчицы были удостоены звания Героя Советского Союза. А когда во Владивостоке застраивался район выше реки Объяснения, их именами были названы три улицы.

Марина Раскова

Мало кто даже из проживающих на этой улице знает, кем была эта выдающаяся женщина.

А вот в 30-е годы имя Марины Расковой не сходило с газетных полос, звучало по радио, часто поминалось в наградных указах. Герою Советского Союза Расковой принадлежали несколько мировых рекордов на дальность перелётов. Говорили, хотя и шёпотом, что сам товарищ Сталин относится к Расковой как-то исключительно хорошо и даже уговаривает её не совершать особо рискованных полётов. Но Марина Михайловна пренебрегла советами вождя и бесстрашно летала самыми сложными маршрутами и в самых трудных условиях. Легенда, распространявшаяся шёпотом, гласила, что о гибели лётчицы трое суток боялись докладывать Сталину.

Родилась Марина 28 марта 1912 года в Москве. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года - лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12. В 1938 году - в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир - В. С. Гризодубова, второй пилот - П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км).

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании врагов с территории своей Родины.
В конце октября 1941 года с официального одобрения Ставки ВГК она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков, которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы».

4 января 1943 года Герой Советского Союза майор Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени, медаль «Золотая Звезда».

Полина Осипенко

Родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка (ныне носит её имя) Бердянского района Запорожской области (Украина), в семье крестьянина. Была девятым ребенком в семье.

В 1930 году решила научиться летать. Первая попытка поступить в Качинскую школу лётчиков не увенчалась успехом. Но во время визита на Качу К. Е. Ворошилова, она упросила его зачислить её в училище, которое окончила в 1933 году.

Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации. Летом 1937 года П. Д. Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск; её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой.

После перелёта Москва — Дальний Восток П. Д. Осипенко — инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей.

Майор Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полеты "вслепую", во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым.

Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Именем Полины Осипенко названо ее родное село, улицы и площади в Иркутске, Перми, Чите, Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Калининграде, Минске, Коломне, Краснодаре, Владимире, Мурманске, Элисте, Виннице, Мариуполе, Самаре, Тюмени и других городах, микрорайон в Запорожье, райцентр и район в Хабаровском крае. До 1958 года ее имя носил город Бердянск.

Валентина Гризодубова

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Окончила Харьковскую школу пилотов гражданской авиации Осоавиахима (1929).

В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах.

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Была членом комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года, командовала полком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

Звание Героя Советского Союза присвоено 2 ноября 1938 года. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено 6 января 1986 года.

Именем Валентины Гризодубовой названы улицы во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Пензе и Жуковском. Улицы в Бахчисарае, Крыме.

Интересно, что после присоединения к Владивостоку посёлка Трудовое появилось несколько улиц с одинаковыми названиями. Тогда улица лётчицы — первой женщины — героя страны Гризодубовой в поселке Трудовом стала просто Полуденной.


Перед Великой Отечественной войной имена легендарных лётчиц Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой не сходили с первых полос советских газет. К сожалению, только первая из трёх народных героинь прожила полную жизнь. Две последние за свою страсть к небу заплатили жизнями. Судьба Марины Расковой наиболее интересна, ибо она не была выходцем ни из простого народа, как Осипенко, ни из технической среды, как Гризодубова.

Будущая легендарная лётчица Марина Раскова родилась в семье не просто далёкой от авиации. Мир машин для её родителей Анны Спиридоновны и Михаила Дмитриевича Малининых был иной вселенной. Отец будущей легенды советской авиации служил баритоном в оперном театре. Мать преподавала французский язык. В 1919 году, когда Марине было всего семь лет, её папа погиб под колёсами мотоцикла. Мать осталась одна с двумя детьми: Мариной и её старшим братом. Пришлось ей поступить на работу в детский дом, где лучше платили и кормили.

Оперная дива

Марина с детства отличалась крепким здоровьем и живостью: она верховодила даже среди мальчишек-детдомовцев. Физическая сила и спортивное сложение не мешали девочке проявлять необычайные способности к музыке. Вообще, Раскову вполне можно именовать продуктом эпохи. Родись она лет на десять раньше, возможно, мир запомнил бы её как профессиональную оперную певицу. Но у времени, в котором взрослела дочь певца и учительницы иностранного языка, были определённо другие песни.

Под влиянием строгой матери девочка мило выводила «Спи, дитя моё, усни…», сама аккомпанируя себе на рояле. Но в голове у покладистой и старательной Марины роились совершенно другие мысли. Она была из тех, кто каждую передовицу газеты «Правда» воспринимал не только как святую истину, но и как руководство к действию.

Нехотя способная Марина преодолела большой конкурс на детское отделение консерватории. Нехотя пела, нехотя разучивала гаммы и произведения композиторов-классиков. Особенно не любила она мрачного и религиозного, с её точки зрения, Баха. Эпоха звучала для неё скорей лёгкими нотами Моцарта.

Но четырнадцатилетняя девочка выбрала своей профессией всё-таки не музыку, а… химию. Впрочем, практически до последних дней жизни она в кругу родных и близких любила петь, аккомпанируя себе на рояле. Но человек в военной форме, в свободные от государственных заданий время поющий под собственный аккомпанемент, больше подходил духу времени, чем музыкант «в чистом виде».

Иллюстрацией к тому, каким человеком была Марина, может послужить выдержка из дневника, который она вела, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».
Котлы недолго наполняли душу химика, ибо она вышла замуж за коллегу, инженера Сергея Раскова. В 1930 году родилась единственная дочь Марины - Татьяна, названная в честь пушкинской героини. Супруги развелись в 1935 году. Но об этом факте, равно как и о причинах разрыва, советская пресса умалчивала. Лётчица-героиня не могла быть разведёнкой, матерью-одиночкой.
Когда дочке исполнилось полтора года, Марина стала работать чертежницей в Военно-воздушной академии. Ребёнка стала воспитывать бабушка. Теперь - и до самой своей гибели в 1943 году - Раскова занималась дочерью урывками.

Штурман своей судьбы

Постепенно она увлеклась профессией штурмана и к 1933 году овладела ею на практике.


30-е годы прошлого века стали расцветом своеобразного феминизма. Женщины не только Советской России, но и, например, Америки стали бороться за равенство с мужчинами. И делали они это, если так можно выразиться, экстремальным способом - осваивая самые тяжёлые, традиционно мужские профессии. Принцип был такой: если представительница слабого пола может быть лётчицей, то инженером или шофёром она точно работать способна…

Пример и её тракторной бригады привёл женщин за баранки сельскохозяйственных машин. Пример Расковой позвал в небо.

Раскова мучительно ждала важного правительственного задания, и вскоре его получила. В качестве штурмана Марина прокладывала воздушную трассу Одесса - Батуми. Лётчицу, как обычно, всё восхищало: и сама работа, и штормы, в которые попадал её лёгкий самолётик, и скалы, в которые она едва не врезалась.

Советские лётчицы вели негласное соревнование с американками - главным образом, с легендарной Амелией Эрхарт, совершившей первый женский беспосадочный полёт через Атлантику. По складу характера российские и заокеанские авиаторши были практически идентичны: восторженность, пониженное чувство опасности и вызванное им желание рисковать там, где надо и где не надо. Двигало ими вполне объяснимое желание доказать мужскому миру: женщина способна на нечто большее, чем ведение домашнего хозяйства. А мужчины - руководители государств встали на сторону стихийных феминисток, используя активность женщин в соревновании двух держав.

Раскова как-то даже стеснялась всего женского в себе. Она любила составлять букеты из полевых цветов. Но занятие это сопровождала комментарием: «В такой обстановке штурманские законы ветром задуваются, солнышком отогреваются и хорошо западают в голову».

Вскоре Расковой разрешили выучиться ещё и на пилота. Разрешили, ибо страна жаждала подвигов и героев. И на Марине, так сказать, остановили глаз. Она была только рада.

Вскоре на счету лётчицы были первые женские перелёты Москва-Ленинград и Москва-Севастополь (в рамках соревнований). Во время второго перелёта лётчицу специально посадили на самолёт устаревшей конструкции. Раскова не восприняла это как происки интриганов - её хлипкая машина всё равно пришла к пункту назначения одной из первых.

Неудачный перелёт

В 1938 году перелёт Москва - Дальний Восток впервые совершал экипаж в легендарном составе: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова. Перед вылетом рапортовали Сталину: «Советские лётчики не раз изумляли мир своими подвигами. Мы уверены, что, вдохновлённые Вами и окрылённые Вашей заботой, мы также принесём нашей Родине, партии Ленина - Сталина, Вам, дорогой наш учитель и друг, Иосиф Виссарионович, - новую победу».


По всей видимости, «вождю народов» не давали покоя успешные перелёты Амелии Эрхарт через Атлантику и через Американский континент.

Несмотря на бодрое предполётное настроение, путешествие пошло не по плану. Пилот Гризодубова неправильно рассчитала высоту полёта - горючее закончилось километров за сто до ближайшего аэропорта. Валентина приказала штурману Марине первой прыгнуть в тайгу с парашютом: Гризодубова боялась, что при посадке в лесу самолёт упадёт носом в землю, и Раскова примет на себя главный удар. И Марина прыгнула. Прыгнула удачно. А вскоре Гризодубова удачно посадила машину. Их с Осипенко быстро нашли. А Раскова провела в тайге десять дней! Питалась грибами и ягодами. Когда её наконец отыскали, лётчица нашла в себе силы самостоятельно дойти до спасателей.

Во время розысков легендарных героинь погибли два поисковых самолёта с экипажами. Но сей прискорбный факт бодрая сталинская пресса от широкой публики скрыла. Мёртвых лётчиков долго даже не хоронили: их трупы некоторое время лежали рядом с разбитыми машинами.

Зато героинь встречал в Москве сам Сталин. Женщины робко попросили разрешения его поцеловать. Вождь, конечно, разрешил.

О том, что перелёт не состоялся, как бы забыли.

Теперь пресса пестрела фотографиями: Раскова в военной форме, вся затянутая в ремни, рассматривает с дочкой интересную книжку. Снимки явно постановочные…


В 1939 году во время одного из учебных полётов погибла Полина Осипенко. Но тут началась война, и Расковой поручили формировать первые женские лётные полки. На антифашистском митинге в Москве Марина говорила: «Советская женщина - это сотни тысяч автомобилисток, трактористок и лётчиц, готовых в любую минуту сесть на боевые машины и ринуться в бой с кровожадным врагом…».

Марина Раскова была из тех, у кого, по всей видимости, не было ни тени сомнений в генеральной линии партии. Или, по крайней мере, слухи о подобных крамольных мыслях до нас не дошли. Неизвестно, как отреагировала военный лётчик Раскова на обезглавившие верхушку Красной армии репрессии 1937 года.

В январе 1943 года командир женского полка Марина Михайловна Раскова погибла при переброске самолёта на Сталинградский фронт. Она прожила всего тридцать лет.

Cовершила в годы войны около 200 вылетов, включая 132 ночью, около 20 раз пересекала линию фронта, доставляя боеприпасы и продовольствие окруженной 2-й ударной армии и партизанам, вывозя раненых, бомбила врага под Курском, Льговом, Малой Вишерой, станцию Щигры.

Биография

Дочь русского конструктора, изобретателя и пилота Степана Васильевича Гризодубова, родилась в Харькове 31 января 1910 г. В раннем детстве поднималась в небо на отцовском аэроплане, а в 14 лет она совершила первый самостоятельный полёт на планере в Коктебеле. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Затем была зачислена в консерваторию и одновременно - в Харьковский Центральный аэроклуб. Окончила аэроклуб за три месяца. Длительное время работала лётчиком-инструктором, а в 1934-1935 годах была лётчиком агитэскадрильи им. М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве, облетав почти всю страну. В 1939 г. назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР и проходила обучение в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

Кем была

В начале войны подполковник Гризодубова возглавляла Московскую авиагруппу особого назначения, Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942). В апреле 1942 г. сформировала и возглавила чисто мужской 101-й авиаполк на самолетах Ли-2, участвовала в переоборудовании гражданских самолетов в ночные бомбардировщики. Действуя ночами, полк доставлял грузы нашим войскам, бомбил ближний тыл неприятеля, работал в интересах партизан. С 1946 г. полковник Гризодубова в запасе, работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Концерн радиостроения «Вега»), проводя испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и Гражданской авиации.

Чем знаменита

В октябре 1937 г. установила пять мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах, а 24–25 сентября 1938 г. в качестве командира экипажа вместе с П.Д. Осипенко и M.M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта. Первой среди женщин была удостоена звания Героя Советского Союза.

Места сражений

С апреля 1942 по апрель 1944 г. 101-й авиаполк, возглавляемый В.С. Гризодубовой, участвовал в обороне Сталинграда, битве на Курской дуге, над Левобережной и Правобережными районами Украины, под Ленинградом.


Случаи проявления наивысшей степени героизма

Весной и летом 1943 г., когда партизаны Украины готовились активизировать боевые действия в тылу врага, полк Гризодубовой доставил в партизанские соединения Ковпака, Сабурова, Федорова и другие сотни тонн военных грузов. С особым напряжением действовал 101-й авиаполк при освобождении Ленинграда и Ленинградской области, за что был удостоен почетного наименования «Красносельский».

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда была награждена орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 - 1946 гг. Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Москве, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, пос. Бабино около Дзержинска.

На вопрос Первые героини советского союза. Кто они? заданный автором В. И. Лидушин лучший ответ это В ночь на 25 сентября 1938 года в газете «Правда» начали печатать правительственное сообщение: «24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут утра по московскому времени известные в стране летчицы-орденоносцы Гризодубова Валентина Степановна, капитан Осипенко Полина Денисовна и старший лейтенант Раскова Марина Михайловна (штурман) вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина»...» , уже зная, что радиосвязь с экипажем прервалась. На третий день полета газеты опубликовали скупое протокольное сообщение ТАСС, озаглавленное «Ход перелета самолета «Родина» , после чего вплоть до 4 октября ни газеты, ни радио больше ни словом не обмолвились о самолете. А «Родина» с первых часов полета вступила в борьбу со стихией: после взлета машина вошла в облачность, на подходе к Новосибирску у самолета началось обледенение, на высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять самолет еще выше, до высоты 7450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на лютом морозе. За Красноярском в сложившихся условиях радиостанция «Родины» замолчала. По графику полета над Байкалом следовало изменить курс, чтобы выйти к Транссибирской магистрали. Но, не видя местности и не слыша радиомаяков, экипаж самолета рисковал пересечь китайскую границу. Командир принимает решение - только вперед! Облака раздвинулись лишь над Охотским морем в районе Шантарских островов. Далее «Родина» последовала на юг, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. В 10 часов по московскому времени 25 сентября внизу показались озера реки Амгунь, и тут же на приборной панели вспыхнула красная лампочка - горючее на исходе, а в разрыве облаков - тайга. Вскоре моторы начали глохнуть. Гризодубова приказывает Расковой прыгать с парашютом, поскольку в передней застекленной кабине при вынужденной посадке на брюхо оставаться опасно. Чиркнув по болоту и оставив на кочках две борозды от мотогондол, машина закончила полет, пробыв в воздухе 26 часов 29 минут. Самолет почти не пострадал. Маршрут поиска летчиц определили по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией. На поиски были мобилизованы свыше 50-ти самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Нашел самолет 3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М. Сахаровым. В Москву из Комсомольска-на-Амуре ушло сообщение: «Самолет «Родина» находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь». Утром 3 октября летчики сбросили на парашютах резиновые сапоги, термосы с горячим какао, шоколад, помидоры и карту района. Еще через сутки на парашютах спрыгнули спортивные комиссары, отвечающие за сохранность барографов - приборов, зафиксировавших беспосадочность полета, а также военврач. Только 5 октября подошла к самолету Марина Раскова. 6 октября около 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет до морозов на болоте, двинулись к реке Амгунь. Почти сутки пробирались по тайге, затем еще день на лодках до поджидавшего их катера. Далее отряд на катере добрался до поселка Керби, оттуда в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск. Из Хабаровска в Москву следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. По всему пути следования их встречали толпы людей. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

За всю историю существования звания Героя Советского Союза оно присваивалось 12 776 раз, однако всего 95 раз этого высокого звания удостаивались женщины. Если среди мужчин существуют трижды и даже четырежды Герои Советского Союза, то среди женщин таковых нет — лишь Светлана Савицкая стала дважды Героем Советского Союза.

Трактовать это можно по-разному. Одни увидят в данном факте торжество мужского шовинизма, другие — нежелание советских мужчин подвергать своих дам риску, связанному с опасностью для жизни.

И поздний СССР, и современную Россию принято считать довольно архаичными в вопросах равенства полов. До американского торжества феминизма нам далеко.

А ведь были времена, когда западные феминистки смотрели на советских девушек с завистью.

В 1930-х годах в СССР женщины стремились ни в чём не уступать мужчинам. Если мужчины осваивали трактор, то рядом тут же обнаруживались женщины-трактористки, если мужчины штурмовали небо, то в авиации появлялись и женщины-пилоты.

Первыми Героями Советского Союза в 1934 году стали полярные лётчики, спасавшие челюскинцев. Нет ничего удивительного в том, что первыми женщинами Героями Советского Союза тоже стали лётчицы.

Женский экипаж

В середине 1930-х годов советские лётчики били мировые рекорды один за одним, шли на всё более сложные беспосадочные перелёты. В 1937 году Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку.

Женщины отставать категорически не хотели. В июне 1938 года самолёт ЦКБ-30 «Москва» с экипажем в составе Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 километров (6850 километров по прямой).

За успешный перелёт лётчикам были присвоены звания Героев Советского Союза.

План аналогичного полёта, но с женским экипажем к тому времени был у одной из лучших советских лётчиц Валентины Гризодубовой .

Тем же летом 1938 года Гризодубовой удалось получить разрешение на беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Дальний Восток.

У Гризодубовой была серьёзная конкурентка — Полина Осипенко . Как у одной, так и у другой было на счету несколько мировых рекордов. Скептики сомневались, что Гризодубова и Осипенко смогут работать в одном экипаже, однако предложение Полине стать вторым пилотом у извечной соперницы всё-таки было сделано. Осипенко на предложение ответила телеграммой: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелёте».

Третьим членом экипажа стала опытный штурман Марина Раскова , к тому времени тоже принимавшая участие в нескольких рекордных полётах.

На волоске судьба твоя…

Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года. Сказать, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.

Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти непрекращающейся болтанки.

После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе.

В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем.

Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге. Но такой вариант грозил верной смертью штурману, находившейся впереди в стеклянной кабине. Марина Раскова получила приказ прыгать с парашютом.

После того как Раскова выпрыгнула, Гризодубова и Осипенко совершили вынужденную посадку на болото в верховьях таёжной реки Амгуни.

Поиск «Родины» не обошёлся без жертв

Где именно села «Родина», не знали ни сами лётчицы, ни те, кто следил за перелётом. На поиски самолёта были подняты лётчики-мужчины, таёжные охотники, военные.

Полёт завершился 25 сентября, а нашли лётчиц лишь несколько дней спустя. Причём мужское рвение привело к трагедии. 4 октября над местом, где «Родина» совершила вынужденную посадку, столкнулись два самолёта, участвовавших в поисковой операции — «Дуглас» и ТБ-3. Жертвами катастрофы стали 15 человек, включая напарника Коккинаки по недавнему перелёту Москва - Дальний Восток Александра Бряндинского .

Самое же трагичное состоит в том, что к этому времени «Родина» уже была обнаружена, так что ставшие роковыми вылеты не имели смысла, да и не были разрешены центром.

Что касается самих лётчиц, то они вернулись в Москву героинями. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

2 ноября 1938 года за выполнение беспосадочного перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой были присвоены звания Героев Советского Союза.

И кому умирать молодым…

Судьба первых женщин, получивших самое высокое звание в СССР, сложилась по-разному.

Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. Ей был 31 год.

Марина Раскова в годы Великой Отечественной войны стала одним из идеологов создания женских лётных боевых частей, сформировав авиагруппу из трёх женских авиаполков, командиром одного из которых стала она сама.

Раскова погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. Ей было 30 лет.

Валентина Гризодубова в годы войны командовала 101 авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. После демобилизации работала в гражданской авиации, занимаясь вопросами испытаний радиоэлектронной аппаратуры.