Типы и многообразие кольчатых червей комбинированный урок. План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Тема урока: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Просмотр презентации « Тип кольчатые черви»

Тема урока: «Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, раздаточный материал: рабочие листы, домино, презентация урока.

Ход урока

    Организационный момент. Улыбка «Добрый день»

    Повторение изученного материала

Учитель: какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви)

Учитель: предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на экране и в рабочих листах. Пока группы отгадывают кроссворд, два человека от каждой группы в это время работают над тестами по подготовке к ГИА. (см. материалы к уроку) Тесты сдаете моему помощнику, он их оценивает и выдает жетоны группе.

Вопросы к кроссворду

По вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название класса червей, к которому принадлежит белая планария.

    Изучение нового материала

Запишите в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Учитель: как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях?

(где обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы жизнедеятельности).

Доклад учащегося:

Тип Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной, чем представители других типов червей. В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых широко распространены и известны три.

Слайд

Многощетинковые черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал.

Большинство морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье нереиды или нереисы.

Форма тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и название типа Кольчатые черви).

Окраска червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды служат основной пищей для промысловых морских рыб и поэтому в 1939-1941 гг. они были переселены из Азовского моря в Каспийское, где ранее не водились. Нереиды хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну. Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела, которые называют параподиями. Это прообраз конечностей более высокоорганизованных животных – членистоногих (насекомых, ракообразных и паукообразных). Параподии содержат в себе своеобразную арматуру - многочисленные щетинки (отсюда и название класса Многощетинковые). Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед. Передние сегменты, сливаясь образуют хорошо выраженный головной отдел, на котором расположены рот, пара щупиков (пальпы), пара щупалец (антенны) и усики. Это органы осязания и химического чувства. А кроме того здесь расположены пары глазков. На заднем конце тела – анальная лопасть, там из названия располагается анальное отверстие и зона роста. Своеобразный многощетинковый червь пескожил зарывается в заиленный песок, который пропускает через кишечник и переваривает содержащиеся в нем органические вещества. Длина этого червя от 20 до 40 см. Пескожил также является кормом для рыб, ракообразных, иглокожих, кишечнополостных и птиц.

Среди многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого щупальца приобретают перисторазветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту.

Учитель: а теперь по таблице «Общая характеристика червей», которую мы с вами начинали ещё на прошлых уроках сформулируем более четко общую характеристику Типа Кольчатые черви.

Работаем по плану в таблице.

Характеристика

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

    Представители

Кл.Многощетинковые;

кл.Малощетинковые

    Численность

9 тыс. видов

    Среда обитания

Водная, почвенная

    Симметрия тела

Двусторонняя симметрия

    Форма тела

Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец

    Полость тела

Вторичная (целом), заполнена жидкостью

    Слои клеток

3 слоя

    Кожно-мускульный мешок

Тонкая кутикула – эпителий+кольцевые и продольные мышцы

    Ткани

4 типа

    Системы органов

Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ

Работа с группами по заполнению таблицы 1-5 пункты

Учитель: 6 пункт таблицы – полость тела. У кольчатых червей вторичная полость тела или целом, отличается от первичной тем, что вторичная полость тела выстлана собственным внутренним эпителием, который формируется из мезодермы. Целомическая полость находится между кишечником и стенкой тела и поделена продольно на две половинки, правую и левую, двуслойной клеточной перегородкой. Кроме того, вторичная полость разделена на сегменты и поперечными перегородками, т.е. она состоит как бы из отдельных отсеков. Эта внутренняя сегментация совпадает с наружной кольчатостью. Полость заполнена жидкостью. Каковы функции целомической жидкости? (участвует в обмене веществ, переносит питательные вещества, накопляет и выводит наружу вредные для организма вещества, служит гидроскелетом).

ПРОБЛЕМА

Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям?

(При повреждении кожно-мускульного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента и организм не погибает, в отличие от первичнополостных круглых червей).

Учитель: Человек использует план строения вторичной полости тела в своих технических конструкциях, так современные кораблестроители для повышения живучести крупных судов, в особенности подводных лодок, трюм корабля разделяют переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Это не единичные примеры, когда научные изыскания основываются на принципах работы живых организмов. Есть наука, занимающаяся этими вопросами – БИОНИКА.

Учитель: а теперь давайте вспомним, какие функции выполняет каждая система органов, для этого соберем зоологическое домино. На партах разложено домино, берем и начинаем раскладывать. Первой делаю ход я, а потом группы по очереди собирают домино.

Работа с карточками домино на партах и на слайде презентации.

Учитель: сейчас, после того, как мы с вами вспомнили какие функции выполняет каждая из систем органов, давайте посмотрим какое строение они имеют у многощетинкового червя нереиды. Работаем в группах по рабочим листам. Выполняем задание 2 в течении 5 минут, после представители группы выступят перед нами с отчетом о проделанной работе.

Заслушиваются выступления ребят о строении пищеварительной, выделительной, нервной систем, кровеносной системы, а также о дыхании и размножении многощетинковых червей.

Заполняется таблица по мере выступления учащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Закрепление изученного материала

Сейчас между группами пройдет конкурс вопрос-ответ. На слайде будут появляться вопросы и группам по очереди нужно будет ответить на них, при этом за правильный ответ группа получиткрасный жетон, а за неверный ответ синий жетон. Если группа не справилась с ответом, на этот же вопрос отвечает следующая группа.

Раздача жетонов

    Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: ну а теперь для подведения итогов я предлагаю вам составить синквейн по теме малощетинковые черви. Если кто забыл, как составить синквейн смотрим на слайд

Пример синквейна по теме Многощетинковые черви:

Малощетинковые черви

Вторичнополостные, кольчатые

Активно передвигаются, размножаются половым и бесполым способом, питаются

Морские свободноживущие сложно устроенные черви

    Домашнее задание. Изучить § 18 Ответить на вопросы с. 87

    подготовить сообщение о любом представителе Кольчатых червей;

Урок № 10

Тема: Многообразие кольчатых червей.

Тип урока: изучение и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: комбинированная.

В процессе обучения использовались следующие приемы и методы:


  • Методы диалога и полилога

  • Рефлексивные приемы

  • Приемы создания ситуаций успеха и индивидуального выбора

  • Методы самодиагностики

  • Словесный метод (беседа с элементами самостоятельной работы)

  • Наглядно-образный метод (мультимедийная презентация)

  • Частично-поисковый метод (решение проблемных вопросов,)

  • Работа с учебником, дополнительной литературой (помогает определить правильность ответов и выводов, используется как источник новой информации).
Формы работы учащихся:

*индивидуальная (отрабатываются умения анализировать, высказывать свою точку зрения)

*работа в группах (отрабатываются умения общения и умения совместной работы)

*фронтальная

Планируемые результаты: учащиеся узнают о многообразии кольчатых червей, особенностях их строения и приспособленности к жизни в различных средах обитания, их роли в природе.

^ Цели урока:


  1. Предметные: Расширить и закрепить знания об особенностях строения, жизнедеятельности разных классов кольчатых червей, связанные со средой их обитания; выявить более сложное строение по сравнению с изученными типами червей; показать их роль в природе и практическое значение для человека.

  2. Личностные: Развивать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками при групповой работе; содействовать формированию интереса к предмету; содействовать развитию личностных качеств: ответственности, целеустремленности.

  3. Метапредметные: Уметь определять понятия: вторичная полость (целом), паренхима, параподии, диапауза, анабиоз, герудин, полихеты, пиявки. Устанавливать аналогии при сравнении плоских, круглых и кольчатых типов червей; устанавливать причино-следственные связи: среда обитания и приспособленность к жизни. Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в группах, аргументировать и отстаивать свое мнение., развивать межпредметные связи с географией, показывать на физической карте мира места распространения полихетов.
Оборудование:

Для учителя: проектор, презентация « Многообразие кольчатых червей», таблица « Тип круглые черви» ,»Физич. Карта мира»

Для ученика: листы для индивидуальной работы (со схемами внутреннее строение дождевого червя, таблицы сравнения, проверочный тест « Тип плоские, круглые и кольчатые черви».

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Ребята сегодня у нас немного необычны урок, присутствует много гостей, я попрошу не волноваться и настроится на работу. Слайд №1

Слайд №2- 3Есть красота, которую не увидеть просто невозможно. Это и тенистый лес, и красочный луг с ароматом цветов. Среди этих красот встречаются удивительные животные, покоряющие наши сердца своей грацией, изяществом, стремительным полетом. Слайд 4-5.

Но у человека к разным животным отношение бывает предвзятое. Как часто в повседневной жизни мы встречаемся с « вредными», « опасными», и « противными» животными. С каким пренебрежением мы к ним относимся, хотя не редко они приносят пользу. И вот о них сегодня мы продолжим свой разговор: о « безобразных» и « прекрасных».

На протяжении трех уроков мы знакомились с интерсными и необычными беспозвоночными животными. Какими?

На прошлом уроке мы рассмотрели особенности внешнего, внутреннего строения кольчатых червей, на примере дождевого червя, как представителя класса малощетинковые черви (олигохеты), выявили их более сложное строение по сравнению с плоскими и круглыми червями; особое внимание уделили образу жизни олигохетов и биологической роли в природе.

Сегодня мы закрепим полученные знания, познакомимся с другими представителями классов кольчатых червей и проведем контроль знаний по типам: плоские, круглые и кольчатые черви. Новые понятия. Слайд №8

Проверка дом. Задания.


  1. Какие классы выделяет тип Кольчатые черви. Слайд №9.

  2. В каких средах обитают кольчацы?

  3. Расскажите о внешнем строении кольчатых червей на примере дождевого червя как представителя класса малощетинковые.
Сравнить с представителями плоских и круглых червей. Слайд №10

  1. Какой образ жизни ведут малощетинковые черви? Сравнение с плоскими и круглыми.

  1. Слайд №11
Из каких слоев клеток состоит тело кольчатых червей? Сравнение с плоскими и круглыми

  1. Внутреннее строение.
Чем представлены органы чувств, дыхание?

Фронтально

Прогрессивная группа, двусторонняя симметрия тела преимущественно свободнодвижущие, на теле: головной, туловище и хвостовой отдел. Туловище из сегментов длина от 0,5 до 3 м., движение обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц, а также особые парные выросты по бокам каждого сегмента –параподии, которые есть не у всех червей.Среди олигохет есть от 0,5 мм до 40 см. Вместо параподий на теле имеются щетинки 4 пучка по кругу (табл), их тело покрыто слизью.

Почве, пресных соленых водоемах, не прихотливы к содержанию кислорода, передний конец в ил, задний улавливает кислород, пит заглатывают ил переваривая органич. Вещества.

Диапауза- защитная капсула.

3 слоя, перегородки вдоль и поперек на отдельные сегменты, внутри жидкость. Вторичная полость тела в которой находятся внутренние органы.

У плоских паренхима, кожно-мускульный мешок, у круглых внутри жидкость, которая придают упругость.

Зрение, осязание, вкуса, обоняния, равновесия, слуха

Через влажную поверхность тела, жаберные выросты.


7)Слайд №12 Системы внутренних органов.

К доске 4 человека распределяют правильно цифры и называют органы. Остальные подписывают в путеводных листах. Приложение №1

Происходит усложнение?

8)Слайд №13 . Ребята, какой вопрос я должна задать? Половое размножение. Сравнение с плоскими и круглыми.

9) Какова роль дождевого червя в природе? Слайд №14

10) выводы: Слайды №15-16


- пищеварительная-глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка.

Нервная- окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка

Кровеносная- спинной, брюшной кровеносный сосуд, « сердца»

Выделительная- трубочки метанефридии.

Есть раздельнополые, есть гермафродиты. Соприкасаясь обмениваются половыми клетками, яйца поступают в специальное образование на теле – поясок, сползает с перед. Конца в почву. Фрагментация.

Развитие: прямое.


  1. Новая тема.
1)Слайд №17 -18 Познакомимся с представителями класса многощетинковые черви (полихеты)

Что вы думаете о внешнем строении?

Работа в группах. Слайд №19

Полихетов свыше 6 тыс видов обитает в морях. Пресные воды п-в Таймыр, оз. Байкал, рек Северной Америки проникли представители одного рода. Членистое тело полихет состоит из трех отделов: головной лопасти, сегментированного туловища и задней анальной лопасти. На голове-щупальцы « антенны» несут мелкие глазки, также расположен рот. На втором и последующими члениками – параподии, со с щетинками несут жаберные выросты. Замкнутая кровеносная система, сердца нет, кровь движется за счет сокращения основных сосудов, капилляры подходят к жабрам, гдеи кровь насыщается кислородом, кровь – бесцветная, зеленая, красная. Остальные системы как у дождевого червя.Большинство раздельнополые, развитие происходит с чередованием жизненных форм, у некоторых наблюдается забота о потомстве. Слайд №20.

2)Слайд №21Серпула

Слайд №22 Афродита

Слайд №23Нереис

Из семейства нереид самый большой представитель 60-70 см. в длину.

Слайд №24

Из полихет особого упоминания заслуживает палоло. Туземцы ловят их – палоло считается здесь изысканным лакомством. Для местных жителей время массового всплытия червей – « праздник палоло»

Слайд №25 Эти крошечные монстрики похожи на пришельцев с другой планеты, но на самом деле это просто существа из глубин океанов. Они обитают под огромным давлением моря, куда не проникает солнце.

Физ. минутка.

На доске названия червей, молча глазами найти правильный ответ.

Слайд №26

Класс пиявок невелик –около 400 видов. У них постоянное число сегментов -33, реже -30. Тело вытянуто, сплюснуто в спинно- брюшном направлении, на переднем конце – присоска, ротовая, на заднем другая, у них нет параподий и щетинок. Пиявки плавают волнообразно изгибая тело, или «шагают» по грунту, переменно прикрепляясь передней и задней присосками. Главное отличие пиявок от олигохет – исчезновение вторичной полости, целома, она зарастает рыхлой соединительной тканью паренхимой. Гермафродиты.

Обитают в основном в пресных водоемах, но могут жить в слабосоленых, в почве и на поверхности суши. Обитатели холодных водоемов могут вступать в анабиоз – такое состояние организма, при котором жизненные процессы замедляются.

Значение: Большую пользу приносит медицинская пиявка. Велико ее значение пи лечении заболеваний, связанные с гипертонией, развитию тромбов, склерозе. В слюне пиявок находится белок гирудин, препятствующий свертыванию крови. Медицинские пиявки ценятся, в наших водоемах можно встретить большую ложноконскую пиявку, но она кровь не сосет.

Общая характеристика. Слайд №27


Фронтально

Работа в группах. Составить общую характеристику полихетов.


Общую характеристику вы запишите дома при заполнении таблицы. Слайд №28.

Проведение физ. минутки.


А сейчас групповая работа. На закрепление ранее полученных знаний, на внимательность по новой теме. Приложение №2

Ученику каждой группы задается вопрос. Ответ должен быть аргументирован.

Работа в группах. Дом. Задание творческие вопросы от каждой группы.

Индивидуальная работа. Тестирование. Приложение №3.

Самооценка. Приложение №4.


Оценка учителя за урок.

Оценка урока учениками « смайлики»

Вопросы для групповой работы.

Группа №1


  1. Большинство многощетинковых червей раздельнополые.

  2. Кровеносная система дождевого червя замкнутого типа.

  3. Медицинские пиявки используются для снижения артериального давления, растворение тромбов.

  4. Размножение палоло происходит на дне моря.
Группа №2.

  1. Упрощение в строении малощетинковых кольчатых червей связано с роющим образом жизни.

  2. Дождевой червь способен к регенерации.

  3. Все представители кольчатых червей дышат поверхностью кожи.

  4. У всех кольчатых развитие прямое.
Группа №3.

  1. Все пиявки используются в медицине.

  2. Засуха опасна для дождевых червей.

  3. У всех представителей кольчатых червей имеется вторичная полость тела.

  4. Нервная система кольчатых состоит из парных надглоточных узлов и брюшной нервной цепочки.
Группа №4

  1. Пиявки имеют постоянное число сегментов.

  2. Некоторые представители многощетинковых червей являются деликатесом.

  3. При неблагоприятных условиях дождевой червь вступает в диапаузу.

  4. У многощетинковых червей может проявляться забота о потомстве.
Группа №5.

  1. Тело червя уплощенное, состоит из сегментов (33), без щетинок, с двумя присосками.

  2. Кольчатые черви наиболее прогрессивный тип червей.

  3. Пиявки чувствительные к загрязнению водоема

  4. Кто из представителей кольчатых может впадать в анабиоз.
Творческие вопросы.

  1. Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?

  2. В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком
    поместили несколько дождевых червей. В течение 3-х месяцев червей кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажнялипесок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный внесколько миллиметров слой. Каково его происхождение? Из чегоон состоит?
В 1939-1941 гг. из Азовского в Каспийское море было перевезено 60 тыс. червей нереид. Через три года после этого рыбакамКаспия в уловах рыбы стали попадаться более крупные осетры,севрюги, чем прежде. С какой целью акклиматизировали нереид?
4. Если на кожу дождевого червя попадает стиральный порошок, то содержащиеся в нем вещества образуют на кожи червя непроницаемую для воздуха пленку. К каким последствиям это может привести? Свой ответ поясните. Почему садоводам и огородникам: нельзя поливать растения водой, в которой стиралось белье.

Изучая особенности образа жизни дождевых червей, юные зоологи установили: в сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Почему?

7. Крот – любитель дождевых червей, как он их отлавливает?
8.Гирудин,который пиявки впрыскивают в ранку при укусе вместе со слюной. После укуса пиявки ранка долго кровоточит. Какое значение имеет гирудин для питания пиявки?

^ Тестирование по теме « Плоские, круглые, кольчатые черви»

Вариант 1

1. В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

2. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени?

а) около 25 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

а) рыбья пиявка, лошадиная пиявка

^ 4. Тип Кольчатые черви включает классы…

в) в тонком кишечнике человека

г) в мышцах

^ 6. В организм человека яйца аскариды попадают с…

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

7. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…

а) медуза

б) черепаха

в) малый прудовик

^ МОЯ САМООЦЕНКА НА УРОКЕ

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ
.

Вариант 2

1. В какой тип объединяют гермафродитных животных, имеющих трёхслойное уплощённое двусторонне-симметричное тело, пищеварительную систему, представленную ртом, глоткой и кишечником?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

^ 2. Сколько видов кольчатых червей известно зоологам к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

^ 4. Тип Круглые черви произошли от…

а) кишечнополостных

б) древних плоских червей

в) кольчатых червей

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

г) в мышцах

^ 6. Многощетинковые черви преимущественно обитают в…

а) прибрежной полосе морей

в) небольших водоёмах

7. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении ими людей играют…

а) комары

б) комнатные мухи
^ МОЯ САМООЦЕНКА НА УРОКЕ
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

Вариант 3

Правильный вариант ответа обведите кружочком!

1. В какой тип объединяют раздельнополых животных, имеющих веретёнообразное тело (круглое на поперечном разрезе), жидкостную полость тела с расположенными в ней внутренними органами?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

^ 2. Сколько видов круглых червей описано зоологами к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

^ 3. Из перечисленных видов червей отметьте кольчатых червей.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

^ 4. Тип Плоские черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком отделе кишечника человека

г) в мышцах

6. В организм человека финна бычьего цепня человека попадает с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами.

МОЯ САМООЦЕНКА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.


Общая характеристика

кольчатое (сегментированное)

с числом сегментов от нескольких десятков до нескольких сотен


Общая характеристика

На каждом сегменте – Параподии –

мускулистые выросты на теле многощетинковых червей, расположенные попарно на каждом сегменте туловища и необходимые главным образом в качестве органов движения


Общая характеристика

В настоящее время известно около 9000 видов

Делятся на 3 класса:

  • Многощетинковые
  • Малощетинковые
  • Пиявки

Многообразие кольчатых червей

Класс Многощетинковые

  • Морские виды.
  • Имеют голову с щупальцами, парой усиков, две пары глаз.
  • На каждом сегменте имеют параподии со щетинками.
  • Имеют жабры.
  • Раздельнополые.

Пескожил


Многообразие кольчатых червей

МОРСКОЙ ПЕСКОЖИЛ

Крупные черви длиной до 20 см, обитающие в U-образных норках, которые роют в илисто-песчаном грунте. Питаются, пропуская через кишечник донный осадок.


Многообразие кольчатых червей

Крупные черви Длина тела половозрелой особи обычно составляет от 4 до 10 см, но может доходить до 90 см.


Многообразие кольчатых червей

Живут в расщелинах коралловых рифов. Взрослые особи - до 45 см в длину и при рассмотрении под водой напоминают спагетти.

Многообразие кольчатых червей

Пурпурный австралийский червь

Данный кольчатый червь может достигать 3 метров в длину (толщина при этом около 2,5 см).

Червь обитает в тропических водах Индийского и Тихого океанов от Восточной Африки до Индонезии, Филиппинских островов и даже Японии.

Обитает на дне, обычно на глубине от 6 до 40 м, преимущественно на коралловых склонах и неглубоких лагунах.

Палоло периодически массами появляется в некоторых местах в океане, который в это время буквально кишит ими. Так, атлантический палоло (Eunice fucata), за три дня до последней четверти луны, в июне - июле, массово всплывает на поверхность моря около Флориды и близлежащих островов. ана - включая Вануату и Самоа - использует репродуктивные части палоло как источник пищи (подобно тому, как население Евразии - икру и молоки некоторых видов рыб). Во время их непродолжительного ежегодного появления при последней четверти луны в октябре-ноябре, черви с энтузиазмом вылавливаются сетями: их едят как сырыми, так и готовят разнообразными способами, заготавливают впрок. Это событие настолько важно для жителей Торреса и других коралловых островов Вануату, что оно указано в их лунном календаре.


Многообразие кольчатых червей

Класс Малощетинковые

  • Почвенные.
  • Голова не обособлена.
  • Органы чувств слабо развиты.
  • Параподий нет, мало щетинок.
  • Гермафродиты.
  • Представители: Дождевой червь, Трубочник

Дождевой

Трубочник


Многообразие кольчатых червей

АВСРАЛИЙСКИЙ ЗЕМЛЯНОЙ ЧЕРВЬ

самое крупное из всех известных подземных беспозвоночных в мире. Жители Австралии очень почитают своих необычных соседей. В их честь даже учредили ежегодный международный фестиваль «Кармаи» (название червя на наречии местных аборигенов).


Значение

Перемешивают гумус, способствуют разложению опада, обеспечиваю доступ в почву кислорода

Кормовая база для плотоядных животных

Многообразие кольчатых червей

Медицинская

пиявка

Ложноконская

пиявка


Значение

Пиявки вырабатывают гирудин, препятствующий свертыванию крови и способствующий рассасыванию тромбов.

Использование в медицине.


Дневник наблюдений

1. Мы плывём уже третьи сутки на юг, подплываем к Меланезии, а именно к островам Вануату. На небе уже взошла луна, но то, что мы увидели, нас очень удивило. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причиной этому явлению стал ____________________________________ . Его фотография:

2. Мы прибыли к берегам Австралии. Пришлось высадиться на берег, чтобы закупить продукты для нашего путешествия. И вот, что мы узнали: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это животное называется _____________________________________ . Вот его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

3. И вот мы у берегов Баренцева моря, но всё ещё в лодке. Здесь мы встретили ___________________________ . Вот что для него характерно: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПИЯВКА

Пиявки (лат. Hirudinea) – подкласс кольчатых червей из класса поясковых (Clitellata). Большинство представителей обитают в пресных водоёмах. Некоторые виды освоили наземные и морские биотопы. Русское слово «пиявка» образовано от глагола «пить». Пиявки питаются кровью позвоночных, моллюсков, червей и т. д., встречаются также виды-хищники, питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком (например, личинку комара, дождевого червя). Некоторые едят кровь земноводных и растительную пищу.

Пиявка медицинская (Hirudo officinalis) - водится на севере России, так в особенности на юге, на Кавказе и Закавказье. Пиявки составляли в XIX веке выгодный предмет вывоза: за ними приезжали на Кавказ греки, турки, итальянцы и др. Сверх того производилось искусственное размножение пиявок в особых бассейнах или парках по системе Сале в Москве, Петербурге, Пятигорске и Нижнем Тагиле. Россия поставляла в Европу около 70 миллионов пиявок в год.

Гирудотерапия – метод нетрадиционной медицины, лечение различных заболеваний человека с использованием медицинской пиявки. Лечение пиявками ранее использовалось в общепринятой медицине, но в XX веке вышло из употребления, в связи с появлением синтетических антикоагулянтов, в том числе, гирудина. Лечебные свойства медицинской пиявки известны людям на протяжении тысячелетий. Наиболее широкое применение медицинские пиявки получили в XVII–XVIII веках в Европе для кровопусканий в связи с концепцией «дурной крови», господствовавшей тогда в медицине. В наше время лечение с помощью медицинских пиявок переживает второе рождение.

В пиявках могут длительное время сохранять жизнедеятельность патогенные микроорганизмы. Например, возбудитель брюшного тифа выживает в организме пиявки до 30 дней, паратифа B - до 90 дней.

Источники: ,

ПАЛОЛО

Своеобразной пищей служит крупный (30 - 40 см) многощетинковый кольчатый червь - палоло. Обычно в течение года он прячется в расщелинах скал, среди рифов, но в строго определенное время всплывает на поверхность океана для совершения брачного танца. В районе архипелага Самоа это происходит в октябре и ноябре, когда луна вступает в последнюю четверть. В Атлантике, у берегов Флориды и Вест-Индии, родственный палоло червь размножается в течение 3 дней в последнюю четверть луны, между 29 июня и 23 июля. В Амбоине, на Малайском архипелаге, подобный червь, называемый «ва-во», роится на вторую и третью ночь после полнолуния в марте и апреле. А японский палоло «бачи» появляется в октябре и ноябре после новолуния и полнолуния. Эта связь половой цикличности с фазами луны весьма примечательна. Но что особенно интересно, в роении участвует лишь его задняя часть. Разбухшая от яиц или молок, она отрывается от тела и всплывает. Передняя же еще глубже забивается в расщелину. Несметная масса палоло покрывает порой обширные пространства в десятки квадратных километров. Самки отличаются от светло-коричневых самцов своим серовато-индиговым или зеленоватым цветом. Вода становится опаловой. Ветер и течения образуют из икры длинные полосы, которые даже опытными моряками не раз принимались за буруны. Палоло ловят, вычерпывая сеткой, банкой или черпаком прямо из воды. Эту густую, извивающуюся клубками коричневато-зеленую массу можно есть сырой без всяких приправ, завертывать в листья хлебного дерева или отваривать . Вкусом и запахом палоло напоминает свежую рыбью икру и считается у жителей Полинезии, Меланезии, Микронезии и Вест-Индии большим деликатесом.

Источник:

«Эти черви достигают полуметровой длиной, живут очень скрытно, не показываясь на поверхности рифов. Там, на глубине, с ними происходят не совсем обычные преобразования: у каждого червя отрастает длинный "хвост", который состоит из отдельных члеников, начиненных икрой или молоками. А дальше, по неизвестной науке причине, палоло начинает вести себя совершенно загадочно.

Ежегодно, в октябре и ноябре, во время полнолуния, в "хвостах" палоло заканчивается созревание икры и молок. Далее, по мере уменьшения луны, скрытников-палоло охватывает трепетное, все растущее "волнение", в их организме происходят еще более резкие изменения: палоло начинают подчиняться таинственному, странному призыву луны, и чем сильнее становится этот призыв, тем больший "страх" охватывает переднюю часть палоло. Тогда они забиваются поглубже в расселины, а задняя, хвостовая, их часть так же неудержимо начинает рваться из расщелины на волю, в открытое море, к лунному свету.

Дважды в год, в октябре и ноябре, но обязательно за день до наступления последней четверти луны, напряжение среди палоло достигает предела, и тела их разрываются на две части: передняя съеживается в расщелине, а задняя вырывается на волю и всплывает к поверхности. Здесь членики "хвоста" лопаются, молоки смешиваются с икрой, а чехольчики тонут. Это происходит сразу со всеми палоло и называется их роением.

Для полинезийцев палоло - настоящее лакомство; они едят их сырыми прямо во время ловли, жарят, завернув в пальмовые листья, солят, делают запасы…

Исполнив свое назначение, кусочки червей дождем падают на дно, но еще налету становятся добычей рыб и ракообразных. Те же, что достигают дна, большей частью достаются камбалам, бычкам, крабам, морским звездам и другим донным хищникам и трупоедам».

Отрывок из произведения Игоря Забелина «В погоне за ихтиозаврами»

АВСТРАЛИЙСКИЙ ГИГАНТСКИЙ ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

Когда рыбак копает червей для предстоящей рыбалки, то ему, конечно, хочется найти кого-нибудь побольше. Но что бы он сказал, если бы обнаружил под землей червя длиной в 3 метра? А, между тем, такие черви водятся в Австралии. Правда, на крючок их никто не насаживает - их численность и так слишком мала, поэтому они находятся под охраной государства.

Австралийский гигантский дождевой червь - самое крупное из всех известных подземных беспозвоночных в мире. Он обитает исключительно в Гиппсленде - сельском районе штата Виктория площадью всего в 1000 кв. км. Да и то, встретить его тут можно далеко не на каждом углу - как настоящий дождевой червь, он выбирает для жизни глинистую и влажную почву недалеко от водоемов. Взрослая особь гигантского австралийского червя достигает в длину 2,5-3 метров при толщине тела в 2-3 см и весе около 700 г. Неудивительно, что издалека ее можно перепутать с длинной исхудавшей змеей. Гигантские дождевые черви крайне редко выползают на поверхность - всю свою жизнь они проводят в длинных подземных туннелях, которые самостоятельно выкапывают. Обычно червь роет землю передней частью своего тела, однако, если грунт слишком твердый, он пропускает его через кишечник и кучками выбрасывает на поверхность. За сутки одна особь способна переработать 500-700 г почвы.

Забавно, что при движении под землей гигантский червь ведет себя очень шумно - причмокивает, булькает или жужжит. А все потому, что стенки его туннелей покрыты специальным секретом, который облегчает скольжение. Жители Австралии очень почитают своих необычных соседей. В их честь даже учредили ежегодный международный фестиваль «Кармаи» (название червя на наречии местных аборигенов). Кроме того, в 1985 году был выстроен стометровый аттракцион-музей, посвященный гигантскому дождевому червю.

ПЕСКОЖИЛ

Морской пескожил (лат. «обитатель песка морской») - вид многощетинковых червей. Крупные черви длиной до 20 см, обитающие в U-образных норках, которые роют в илисто-песчаном грунте. Питаются, пропуская через кишечник донный осадок. Пескожилы населяют приливно-отливную зону и верхнюю сублитораль морей Северной Атлантики и Северного Ледовитого океана, где образуют плотные поселения на обширных территориях - «пескожильные пляжи».

Эти черви могут образовывать целые огромные колонии, в которых на один квадратный метр может их быть до 300000 особей. Рыба может полакомиться лишь хвостом пескожила. Но это не является проблемой для червя. Проходит некоторое время и задняя часть пескожила снова отрастает. Кроме рыб любят полакомиться пескожилом чайки, иглокожие и разные ракообразные. Используют для своих целей рыбаки, они гибнут тысячами из-за плохой окружающей среды, но их популяции ненамного уменьшаются благодаря хорошей плодовитости. Кроме того, что эти черви используются в рыболовной отрасли, им нашли достойное применение в медицине. В их тканях нашли отличное вещество, которое обладает широким спектром антимикробного действия.

Источники: ,

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
  • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
    • формирование критического мышления;
  • Воспитательная:
    • воспитывать бережное отношение к природе;
    • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

    Тип урока – комбинированный.

    Методы :

    • Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
    • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
    • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опорными конспектами, выполнение виртуальной лабораторной работы);
    • Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).

    Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология и история.

    Оборудование: Компьютеры класса Pentium III и СD-диски («Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс». Кирилл и Мефодий, 2003 г.», «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г.), ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms), Интернет, портрет Ч. Дарвина, опорный конспект (Приложение №1 ).

    Ход урока

    I. Актуализация знаний. Введение в тему.

    Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

    Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя» (Приложение №4 ) (http://wormsmuseum.narod.ru/).

    Учитель. ВОПРОСЫ:

    Каких животных вы видите на экране?

    Многие ли из вас видели их в природе?

    Где они обитают?

    Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

    (Ответы учеников.)

    Учитель:

    • озвучивает тему урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 1) (Приложение №3 .)
    • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)
    • подводит к цели урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №2) (ребята предположительно формулируют цели урока)

    По ходу урока ученики заполняют опорный конспект.

    II. Изучение нового материала

    1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

    К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки. (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №3)

    Систематика дождевого червя (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №4)

    Тип Кольчатые черви - Annelida

    Подтип Поясковые - Clitellata

    Класс Малощетинковые – Oligochaeta

    Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

    Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

    ВидДождевойчервь – Lumbricus terrestris

    Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №5)

    *** Дополнительная информация:

    Экологические группы (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №6, интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/)

    2. Происхождение малощетинковых .

    От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.

    Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.

    3. Образ жизни

    Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?

    Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

    Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

    4. Внешнее строение.

    Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу на компьютере.

    Лабораторная работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms).

    Цель : найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.

    Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают в опорных конспектах (задание №1).

    Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве и ответить на вопрос. Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)

    5. Внутреннее строение

    Затем идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, ученики вместе с учителем разбирают каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей. После завершения разбора и сравнения отвечают на проблемный вопрос. Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?

    (Электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г).

    Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №7), тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).

    Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей хорошо развиты настоящие ткани.

    А) Пищеварительная система: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», пищеварительная система) органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.

    В пищевод впадают протоки известковых желез , секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки

    Б) Выделительная: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», выделительная система) вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

    В) Кровеносная: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», кровеносная система) у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в 7-13 сегментах).

    В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.

    Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

    Д) Нервная система: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», нервная система)

    Е) Размножение: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», система размножения или половая система)

    В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты . Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

    Оплодотворение: (flash-анимация «Размножение» с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс») у малощетинковых червей перекрестное.

    Учитель . Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

    Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).

    Учитель. Вернемся к эпиграфу урока. Обсуждение. Ответы учеников .

    Приходят к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные.

    6. Роль дождевых червей в природе и жизни человека.

    Учитель . Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.

    А какой вред может нанести человек дождевым червям? (Ответы учеников .)

    • использует их для рыбной ловли,
    • в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты,
    • строит города, на территории которых лишает червей пищи, уплотняет почву,
    • режет при перекопке земли,
    • скармливает скоту и т.д.

    Некоторые виды дождевых червей занесены в Красную книгу (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8).

    Учитель: Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/ ).

    Сообщение «экскурсоводов» (два обучающихся выполнявших опережающее задание):

    1 экскурсовод. Музей Дождевого червя создан по общественной инициативе для просветительских целей. Задача экспозиции - дать посетителю посмотреть на дождевых червей другими глазами и понять красоту и сложность любого проявления жизни. Музей базируется в Москве, но способен путешествовать.

    2 экскурсовод. Этот сайт является электронной версией Музея дождевого червя - передвижной экспозиции, рассказывающей о замечательных животных - дождевых червях. Об их полной риска жизни, сложном поведении, удивительных способностях, друзьях и врагах, о рождении, любви и смерти. А также о том, как они устроены и что значат эти великие созидатели и преобразователи почвы для жизни на Земле. Посетители могут изучить странички:

    Для организации виртуального путешествия обучающиеся делятся на пары и изучают разделы музея . Совершая экскурсию необходимо ответить на вопросы и заполнить задание №3 опорного конспекта:

    1. Какую роль играют представители разных типов червей в природных сообществах?
    2. Какую роль играют дождевые черви в природе?

    Обобщение, ответы учеников (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 9, роль дождевых червей в природе).

    Учитель. Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов.

    В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Большое значение уделяется изучению и разведению дождевых червей.

    Сообщение учеников о научно-исследовательском институте дождевого червя ,расположенном в городе Владимире (Интернет сайт http://www.green-pik.ru/), ученики заполняют задание №3 опорный конспект о роли дождевых червей в жизни человека.

    Данный информационный сайт содержит современную научную и практическую информацию о дождевых червях, их биологии, физиологии, биохимии и молекулярной биологии, а также о роли и месте дождевых червей в экосистеме, о современных технологиях переработки органических отходов с помощью дождевых червей. В нем помещена ценная практическая информацию о том, как выращивать дождевых червей и как ухаживать за ними, как получить вермикомпост из органических отходов.

    В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы.

    1. Переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их помощью;
    2. По набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые черви не имеют равных в мире природы. Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.

    Обобщение , (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №10, роль дождевых червей в жизни человека).

    Учитель цитирует слова Ч. Дарвина «археологи, вероятно, не знают, как много они обязаны дождевым червям за сохранение большого количества древних предметов, монет, золотых украшений, каменных орудий. Попадая на поверхность земли, они в течение нескольких лет непременно погребаются благодаря червям и тем самым надежно сохраняются».

    Обращает внимание учеников к эпиграфу и задает вопрос. Действительно ли дождевые черви сыграли важную роль в истории мира? (Ответы учеников.)

    Подведение итога урока. Общий вывод.

    Закончить рассказ, об этих замечательных организмах, я хотела бы словами: «Дождевые черви являются ангелами-хранителями всего живого на земле, хотя и обитают под землёй».

    III . Закрепление – выполнение теста (Приложение №2).

    Домашнее задание (в опорных конспектах).

    Учебник стр.128-13. Заполните таблицу «Внутреннее строение» в опорных конспектах.

    Ответь на вопросы:

    1. На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?
    2. Какую роль играют дождевые черви в почвенных сообществах Мурманской области?

    Список литературы:

    1. Стекольников Л.И., Мурох В.И. Спасибо зверю, птице, рыбе. Минск, «Ураджай», 1982 г.
    2. Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии. М.: Просвещение, 1981 г.
    3. Никишов А.И. Биология в таблицах 6-11 классах. «Илекса». 1998 г.
    4. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология. 1, 2, 3 том. М.: Мир, 1990.
    5. Я иду на урок биологии. Зоология. Беспозвоночные. Книга для учителя. Библиотека «Первое сентября». М.: Первое сентября, 2000 г.
    6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1982 г.
    7. Хрусталев Ю.П. Эколого-географический словарь. Апатиты, 1996 г.
    8. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс М.: «Дрофа», 2006 г.
    9. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973, с. 19–26, 156.
    10. Э. Хадорн, Р. Венер Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989
    11. Харламова М.Н., Луппова Е.Н., Митина Е.Г. Животный мир Мурманской области. Учебное пособие для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области, Мурманск 2007
    12. Глаголев С.М., Беркинблит М.Б. Биология. Часть 1. М.: Мирос, 1997
    13. «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс». Кирилл и Мефодий, 2003 г.
    14. «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г.