Составить план особенности социальной системы. Характерные черты социальной системы. Каковы основные черты социального института

особенности общества как системы:

1) большое разнообразие различных соц. структур и подсистем, т.е. сверхсложный иерархический хар-р

2)наличие надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые созданы человеком в процессе активной деятельности вместе с другими людьми

3) самодостаточность, т.е. способность в процессе совместной активной деятельности создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования

4_наличме подсистем, обеспечивающих процесс самоуправления

5) адаптивноодаптирующийхар-р

6) динамичность, незавершенность, альтернативность развития

7) человек- это универсальный компонент.

Среда общества как системы может рассматриваться в 3 аспектах:

-природная среда

-социальная

-внутрисистемная

из нета :Характеристики общества как системы

Одной из актуальных проблем современного обществоведе­ния остается определение понятия общества, несмотря на то, что оп­ределений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неудивитель­но, поскольку общество - исключительно сложный объект. Учитывая его многоуровневость, неоднозначность, абстрактность и другие ха­рактеристики, некоторые ученые пришли к выводу, что единое, уни­версальное определение общества дать вообще невозможно, и все имеющиеся в литературе определения так или иначе сводят общест­во к какому-нибудь одному признаку. С этой точки зрения определе­ния общества могут быть разделены на три группы:

субъектное - когда общество рассматривается как особый самодеятельный коллектив людей. Так, С.Г. Спасибенко определяет общество как «совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей»;

деятельное - когда общество рассматривается как процесс коллективного бытия людей. Например, К.Х. Момджян определяет общество как организационную форму совместной деятельности лю­дей;

организационное - когда общество рассматривается как,.социтальный институт, т.е. система устойчивых связей между взаимодей­ствующими людьми и социальными группами. Г.В. Пушкарева от­мечает, что общество представляет собой универсальный способ со­циальной организации, социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей, - самодостаточный, саморегулирующийся и самовос­производящийся



Во всех этих определениях есть рационально? зерно, так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов, связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Какое из этих определений предпочесть - должно определяться, ско­рее всего, конкретной задачей исследования.

Продолжим выявление сущностных характеристик общества. В отличие от философии XVII - XVIII вв., для которой был характе­рен социальный атомизм (т.е. общество рассматривалось как меха­ническая сумма индивидов), современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных час­тей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга, не обособлены, а напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, вследствие чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система (система опре­деляется как совокупность элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Поэтому для описания общества ныне широ­ко используются общепринятые в теории системы понятия: «эле­мент», «система», «структура», «организация», «отношение». Досто­инства системного подхода очевидны, важнейшее из них состоит в том, что, выстраивая субординацию структурных элементов общест­ва, он позволяет рассматривать ее в динамике, помогая избежать тем самым однозначных, догматичных выводов, которые ограничивают ценность любой теории.

Анализ общества как системы предполагает:

Выявление структуры социальной системы - ее элементов, а также характера их взаимодействия;

Определение целостности системы, системообразующего фактора;

Изучение степени детерминированности системы, вариа­тивности такого развития;

Анализ социальных изменений, основных форм таких изме­нений

Разумеется, при анализе общества как системы следует учи­тывать его специфику. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков:

Множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений;

Разнородностью, разнокачественностью социальных эле­ментов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные.

Особую специфику социальной системе придает уникаль­ность ее основного элемента - человека,; обладающего возможно­стью свободного выбора форм и способов своей деятельности, типа поведения, что придает развитию общества большую степень неоп­ределенности, а следовательно, и непредсказуемости.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Наиболее правильным подходом к изучению общества является системный подход, который предполагает анализ социальных структур, включающий изучение элементов общества и взаимосвязей между ними, а также анализ процессов и изменений, происходящих в обществе и отражающих тенденции его развития.

Структурный анализ системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы обществах:

1. Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

2. Социальная сфера - система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

Отметим, что термины «социальная сфера» и «социальные отношения» нередко употребляются в более широкой трактовке, как система всех отношений между людьми в обществе, отражающей не специфику данной локальной сферы общества, а интегративную функцию обществознания - объединение подсистем в единое целое.

3. Политическая (политико-правовая) сфера - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определено институтом государства.

4. Духовная сфера - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией детерминации ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно и необходимо в рамках его теоретического анализа, однако для эмпирической реальности характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение, что находит отражение в таких терминах, как социально-экономические отношения, духовно-политические и т. п. Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы.

Что характерно для социальной системы?

Все социальные системы можно классифицировать на тех же основаниях, что и другие виды систем.

Во-первых, по генетическому признаку они делятся на материальные и идеальные.

К материальным социальным системам относятся: малые социальные группы (семья, профессиональные группы, партийные ячейки и т.п.); средние (сельский целом, муниципалитет и т.д.); сложные системы (союзы государств, военно-политические блоки, экономические союзы и другие). Идеальные системы связаны с сознанием и познанием человеком окружающего мира, они также могут подразделяться на малые (индивидуальное сознание, духовный мир личности), средние (система взглядов определенной группы индивидов, традиции и обычаи этнической группы и т.д.), крупные (экономическая теория, социологическая наука и т.п.) и универсальные (мировоззрение, мифология, религия и т.д.).

Во-вторых, по форме они делятся на малые, средние, большие и сложные социальные системы. К малым системам относятся отдельные социальные объекты, внутренняя структура и функционирование которых относительно просты, а взаимодействие элементов, которые составляют, носит координационный характер (индивид, семья, малая группа и т.д.). Средние системы имеют в своей структуре две четко выделены группы элементов, между которыми связи носят Субординационный характер (например, структура местной власти, экономическая структура района и т.д.). Большие системы включают сложную структуру взаимодействий между составными элементами, которые образуют (например, государство, партия, экономическая система страны). К сложным системам относятся такие, которые имеют многоуровневую систему существования с внутренней регуляцией подсистем (Содружество независимых государств, Международная валютная фонд, Европейский союз, цивилизации и т.п.).

В-третьих, по характеру взаимодействия социальные системы подразделяются на открытые и закрытые. Полностью закрытых (жестких) систем не бывает, а бывают такие, ограниченно взаимодействуют с другими конкретными системами. Например, система исправительных (пеницитарних) учреждений в государстве. Открытые (мягкие) системы восприимчивы к воздействию внешних условий и сами оказывают на них обратное действие (например, международные спортивные, культурные и другие ассоциации).

В-четвертых, по характеру своих закономерностей социальные системы бывают вероятностным и детерминированными. В вероятностных системах их компоненты могут взаимодействовать в неопределенной количества вариантов (например, общество в состоянии войны). Детерминированные системы имеют точно определенный результат взаимодействия (например, правовая, законодательная).

Наряду с функциями социальной системы, связанными с поддержанием порядка и развития, в социологической теории существует направление, формулирует понятие социальной системы, т.е. ее возможностей. Выделяют экстрактивные возможности (привлечение ресурсов) регулятивные (регулирование поведения индивидов и групп) дистрибутивные (распределение статусных позиций и материальных благ), а также атрибутивные, есть такие, которые обеспечивают защиту в обществе.

С системной точки зрения, общество представляет собой совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей.

Исходной клеткой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество. Таким образом, индивид - это элементарная единица общества.

Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и вступают в отношения. Люди являются главным элементом структуры общества, а источником их объединения и дальнейшего формирования в сообществе выступает социальное взаимодействие. "Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей ", - писал Карл Маркс. Питирим Сорокин также считал, что общество не существует "вне" и независимо от индивидов, оно выступает как "система взаимодействующих единиц, без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без его составляющих элементов". Важнейшими элементами формирования общества является связь людей, общность, солидарность и единство.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей, которые образуются на какой-то общей основе. Эмиль Дюркгейм видел основу устойчивого единства общества в "коллективном сознании". Согласно Максу Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальних, то есть ориентированных на других людей, действий. Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связываю чем началом которой являются ценности и нормы.

С точки зрения Карла Маркса, общество - это совокупность отношений, развивающихся между людьми, складывающиеся в процессе их совместной деятельности.

Общим для всех подходов является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу и является системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Обществу соответствуют следующие системные характеристики:

  • 1) целостность -- наличие системных качеств, которые не присущи отдельным элементам системы, т. е. влияние так называемого интегрального эффекта;
  • 2) интеграция -- наличие устойчивых социальных связей между элементами системы, обеспечивающих их объединение и определяющих границы системы;
  • 3) самодостаточность -- наличие механизма самовоспроизводства, необходимого для выживания системы;
  • 4) открытость -- наличие взаимодействий системы с внешней средой, способствующих ее нормальному функционированию и прогрессивному развитию.

Важной особенностью социальной системы является интеграция, которая представляет собой процесс и механизм объединения частей. Процесс развития системы отражает еще одну ее свойство - структурированность. Структура, т.е. внутреннее строение системы, определяется составом и соотношением элементов. Во взаимодействии с внешними условиями своего существования система способна изменять свою структуру. Такие системы относятся к разряду сложных, которые способны самоорганизовываться.

Характерным признаком социальных систем является их человеческая сущность и природа. Социальные системы являются одновременно и продуктом, и сферой деятельности человека. Это обязательно необходимо учитывать при рассмотрении структуры общества. Во всех подсистемах и сферах общественной жизни в качестве универсального элемента выступает человек, личность. Происходит взаимное влияние, общество производит человека, в то же время человек производит общество. Взаимодействие конкретных людей, в конечном счете, образует социальную структуру. Поэтому социальная структура - это не что иное, как совокупность отношений человека, личностные взаимосвязи между людьми, а социальные функции - это результат деятельности человека.

Таким образом, как было отмечено, личность является универсальным, исходным элементом социальной системы. Человек осуществляет свою деятельность в процессе взаимодействия с другими людьми, которые объединены в различные социальные общности, а не изолированно от них. Данное взаимодействие индивидов и превращает их сумму в социальную систему. При этом происходит как воздействие социальной среды на данного индивида, так и обратное воздействие индивида на других индивидов и социальную среду. Социальная среда (не в биологическом смысле слова) - это некоторое число индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личности приходится сталкиваться в течение своей жизни и которые влияют на ее поведение. Необходимо подчеркнуть, что понятие среды всегда относительно, так как даже идентичные окружающие системы для двух разных организмов могут быть разными средами. В конечном итоге отмеченное выше воздействие приводит к образованию системной целостности, которая обладает такими качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

  • GPSS World – общецелевая система имитационного моделирования
  • II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  • II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  • III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  • Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему.

    Первые представления о системности общества зародились еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли мыслители XIX–XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.

    Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы.

    От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений, в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. В нем выделяются различные уровни (подсистемы), которые можно рассматривать как относительно самостоятельные системы, включающие в свою очередь собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность , т.е. состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и целое частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы, не свойственных ее частям, а присущих системе в целом, сплачивающих ее в целостность. Иначе говоря, общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической или правовой жизни.

    Социальная система является самоуправляемой, что предполагает наличие специальной подсистемы управления, которая обеспечивает согласованность действий всех компонентов системы.

    Особая специфика социальной системы – в уникальности ее основного элемента – человека , который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость.

    В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре большие подсистемы (сферы): материально-производ-
    ственную,



    социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику.

    Материально-производственная сфера (экономическое бытие общества) связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни; социальная (социальное бытие) – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера (политическое бытие) связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера – это производство знаний, опыта, ценностей, т.е. производство информации.

    При рассмотрении общества как целостной системы взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга сфер закономерно возникают вопросы: какой из них принадлежит детерминирующая роль; существуют ли в обществе системообразующие структурные связи, которые обеспечивают целостность социальной системы и возможности ее функционирования?

    В современной философии однозначного ответа на эти вопросы не существует, что и показал анализ моделей общества.

    Идеалистическая модель в качестве фундамента рассматривает духовные ценности, техницистское направление – технику, плюралистическая модель вообще отрицает одностороннюю детерминацию социальных процессов.



    Исследователи, разделяющие материалистические взгляды на общество, роль системообразующего качества, придающего целостность, связь и непрерывность человеческой истории, отводят материальному производству.

    Какие аргументы приводятся в подтверждение этого вывода?

    Во-первых, материальное производство есть основа , условие существования общественного человека, так как оно удовлетворяет первейшие потребности в жизненных средствах (пища, одежда, жилище и т.д.), от которых зависит существование социума и образующих его людей. Человеческое общество есть такая материальная система, которая нуждается в постоянном взаимодействии с внешней средой, поскольку без притока вещества и энергии не может существовать. Но это взаимодействие предполагает труд, производство материальных благ.

    Во-вторых, материальное производство является генетически первоначальной , исходной формой социальной деятельности, ибо труд – главная причина происхождения человека, его выделения из царства животных, возникновения сознания и общества.

    В-третьих, материальное производство является основой для всех других относительно самостоятельных видов и форм социальной деятельности , т.е. определяет в конечном счете социальные, политические и духовные процессы жизни людей (развитие социальной структуры, изменение политической жизни, создает необходимые материальные условия для функционирования духовной сферы). При этом зависимость социальной, политической, духовной жизни общества от материального производства не снимает собственной логики развития этих подсистем общества.

    В-четвертых, материальное производство дает возможность выявить причины функционирования и развития общества, что позволяет объяснить это развитие из него самого, из присущих обществу противоречий.

    Однако вывод об определяющей роли материального производства (подчеркнем это еще раз) не следует абсолютизировать, что характерно для социальных концепций вульгарно-материалистиче-
    ского типа и некоторых вариантов марксизма, оно лишь в конечном счете является определяющим моментом и не может рассматриваться как единственно определяющий фактор. На каждом этапе исторического развития и другие сферы могут играть господствующую роль (например, политические и внеэкономические факторы). Так, М. Вебер показал доминирующую роль протестантской религии в становлении капиталистических отношений в Германии. С точки зрения реалий сегодняшнего дня можно говорить, что общество представляет собой сложный результат взаимодействия экономического, социального, политического и духовного факторов. При этом приоритетность практики выступает как доминирующая тенденция. Эта проблема является дискуссионной в современной философии и требует дальнейшего исследования.

    Обратимся к анализу социума как системного целого и его подсистем, их роли в жизни общества и индивидов.

    МБОУ СШ № 49 г. Ульяновск

    Учитель истории, обществозанания

    Урок обществознания для 10 класса

    Тема урока: «Общество как сложная система»

    Цель: продолжить формировать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

    Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

    Образовательные:

      Знать понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения";

    Развивающие:

      уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

      уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

      уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

    Воспитательные:

      формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

    Основные понятия:

    Общество - Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

    Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект

    Социальный институт - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

    Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.

    Литература: Обществознание . 10 класс . Базовый уровень . Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. - 351с.

    Дополнительная литература:

    Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

    Социология в России – М., Издательство Института РАН, 1998

    Дюркгейм Э. Разделение общественного труда. М.: Канон, 1996.

    План урока.

    I . Оргмомент (2 мин.).

    II . Проверка домашнего задания (8 мин.).

    III . Изучение нового материала .(25 –30 мин).

    Понятие "общество".

    Взаимосвязь общества и природы.

    Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

    Общественные науки, их особенности.

    IV . Закрепление изученного материала. (4мин.).

    V . Рефлексия (2мин.)

    Ход урока.

    I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

    II . Проверка домашнего задания (8 мин.)

    Тестовые задания:

    1. Что изучают общественные науки?

    1) звезды, моря

    2) изменения веществ

    3) животных

    4) результат деятельности человека

    2. Что такое социальный прогресс?

    2) развитие общества

    3. Что такое солидный возраст?

    1) стадия жизни человека с 45 до 65 лет, в которой подводятся итоги жизни и собственных свершений

    2) стадия жизни человека старше 65 лет, в которой многие люди оставшиеся силы тратят на спокойное проживание

    3) стадия жизни человека с 25 до 40 - 45 лет, которой характерен успех в выбранной профессии, создание семьи, рождение детей

    4. Какое утверждение является верным?

    А. Бабушки и дедушки – наши предки, родители и мы сами - потомки.

    Б. Большинство ученых сходны во мнении, что культура имеет два измерения – материальную культуру и нематериальную культуру.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) оба суждения верны

    4) оба суждения неверны

    5. Что относится к материальной культуре?

    1) мифы

    2) знания

    3) паровая машина

    4) язык

    6. Что такое технический прогресс?

    1) совершенствование орудий труда и техники

    2) развитие общества

    3) физическое развитие человека

    4) непрерывающаяся эстафета устремленных вперед поколений

    7. Какое утверждение является верным?

    А. Человек достигает своего рассвета к 20 – 30 годам.

    Б. Период с 15 до 20 лет соответствует зрелости.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) оба суждения верны

    4) оба суждения неверны

    8. Что относится к духовной культуре?

    1) храм

    2) орудия труда

    3) паровая машина

    4) язык

    III . Изучение нового материала .(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоятельная работа)

    Беседа: Предлагается ответить на вопрос

    Что такое общество? (ответы студентов)

    Учитель: На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество.

    общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Данное определение отражает понятие общества в широком смысле. Его необходимо запомнить.

    Особенности социальной системы

    Задание : используя текст учебника (страницы 18-19) представьте схематично общество как систему

    Черты общества как системы:

    Учитель: Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

    Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности – материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов – государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

    Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

    Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

    Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

    В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

    Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

    Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

    Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

    Социальные институты (мини-лекция)

    Учитель : Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

    Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и основана на определенных нормах и стандартах поведения.

    Основные институты общества:

    Семья

    Школа

    Производство

    Церковь

    Государство

    Эти 5 видов направлены на удовлетворение жизненно-важных видов потребностей:

    В воспроизводстве рода;

    В безопаности и социальном порядке;

    В средствах существования;

    В получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

    В решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

    Характерные черты социальных институтов:

    1) Объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности, чтобы удовлетворитьпотребности общества

    2) Закрепление системой социальных норм, регулирующих соответсвующие типы поведения

    3) Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимых для каког-либо вида деятельности

    4) Четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, могласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля

    5) Интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществляет контроль за ней

    IV . Закрепление изученного материала .( Задание по группам ).

    Выполнить задание по тексту из раздаточного материала (группы делятся по рядам):

    Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

    Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, - причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, - которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.

    Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

    Вопросы и задания к документу

      Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

      Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

      Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

    V. Рефлексия

    Лесенка. “Моё состояние”

    VI. Домашнее задание: (3 мин.)

    §2, на выбор - с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;

    С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

    С помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;