Структура мировоззрения: философское, религиозное и историческое.  Что такое мировоззрение, и почему важно его развивать? Как формируется мировоззрение

Мировоззрение представляет собой субъективное миропонимание, личную идеологию, систему представлений, которую мы используем, чтобы разбираться в жизни. Когда мы вступаем на «путь», одна из основных идей, с которыми мы сталкиваемся – это идея о том, что все идеи ложны. Любое учение – это система взаимодействия идей. Ни одна идея на деле не отражает . Все это не более чем , игры разума, которые необходимы, как ступени на обусловленных этапах развития.

Развитие индивида неизбежно ограничивается мировоззрением, рамками представлений, создает иллюзию информированности, за пределами которой личность беспомощна, несостоятельна. Для расширения сферы своего развития, порой, просто необходимо разоблачать собственные убеждения, разрушать эти иллюзорные опоры эго, чтобы они не препятствовали переходу на последующие и самопознания.

Любые убеждения изначально иллюзорны и являются временной ментальной платформой, чтобы удерживаться на текущем этапе развития, и не скатываться ниже. Мировоззрение – это взаимодействие иллюзорных опор личности – наших осмыслений происходящего. Одна мысль отражает другую, порождая иллюзорную бесконечность ментальных отражений.

По мере развития личности ее вчерашние убеждения сталкиваются с пониманием текущего уровня. Между убеждениями разных уровней возникает трение, и вырабатываются новые связующие звенья мировоззрения. При этом разоблачаются старые взгляды, вскрывается их иллюзорная природа. В этом ключ к .

Личность ощущает страх и тотальную несостоятельность перед неизвестным, поэтому цепляется за собственные убеждения, как за спасительные опоры. Личности комфортно лишь в рамках собственного мировоззрения. Любые – это столкновение иллюзорных миров мировоззрений, каждый из которых пытается сохранить свои шаткие основания. Когда человек навязывает свое мнение, он таким образом пытается утвердиться в собственных убеждениях, на которых в настоящий момент жизни удерживается его мировоззрение. Самоутверждение – это попытка укрепиться прочнее на иллюзорных опорах текущего этапа развития. .

Если собеседник высказывает какую-то важную для себя идею, какой бы нелепой она ни казалась, можете быть уверены – в его уме существует целая система доказательств и обоснований своей точки зрения. Если человек склонен обращаться в бегство при столкновении с вашими убеждениями, догнать и причинить «добро» – это точно такое же утверждение собственных взглядов за чужой счет.

Даже если человек говорит очевидные глупости, нет особого смысла рушить его иллюзии. Когда нет готовности к мировоззрению нового порядка, разрушение иллюзорных опор, на которых держится личность, может привести к помешательству. Подобное случается редко – от истины нас спасают защитные механизмы психики. Основные среди них: искажение неудобной правды, забытье, привычные шаблонные действия, отрицание и др. Так, например, атеист, придерживающийся веры в отсутствие Бога и каких-либо чудес, будет искать всему «научное» объяснение, соответствующее его мировоззрению.

Духовное мировоззрение, также, – всего лишь набор утонченных иллюзий, на которые покупаются начинающие искатели. По мере душевного роста приходит понимание беспомощности всех идей. Концепции не могут выразить реальность. Лучшее, на что способна теория – заставить искателя обратить внимание на практические аспекты происходящего. Иногда, чтобы пресытиться словами, и обратить внимание на жизнь, требуются долгие годы. Мы слышим одно и то же: «быть здесь и сейчас, осознавать, созерцать момент между прошлым и будущим». И вдруг каким-то чудом начинаем пробовать осуществить на практике то, о чем говорят тексты и учителя.

Как правило, мощнейшими стимулами к развитию личности, являются неудовлетворенность текущим положением дел и столкновение с нешаблонными ситуациями. Эти факторы вытаскивают из привычной , и побуждают искать новый уровень равновесия с жизнью.

Когда человек сам перерастает свое мировоззрение, просыпается жажда знаний. Если открывается информационный канал, способный утолить эту жажду, человек впитывает знания, как «губка». Новое мировоззрение нарабатывается столь стремительно, что фильтры разума не всегда успевают срабатывать, и мировоззрение может принять идеи весьма сомнительного характера и содержания. Подобное случается сплошь и рядом – особенно на духовном пути.

Нешаблонные ситуации расширяют сознание, побуждают личность интегрироваться с новым уровнем понимания, и выражать в мыслях все более тонкие аспекты знания. Когда человек открыт к реальной жизни, он не отстаивает свои убеждения как окончательную истину, не цепляется за окаменевшие догматы, и не сбегает от страха перед неизвестным, а переживает интерес к новым сферам, расширяющим его сознание.

Убеждения имеют свою относительную ценность, но в устремлении к истине, упор необходимо делать на практике. Все мысли ложны, все учения – лишь способ общаться о том, что пребывает за пределами слов. Все это – сны разума. Мы изначально свободны от учений и догматов, но любое мировоззрение заслуживает уважительного отношения, хотя потому, что для кого-то является временным пристанищем души. Различные мировоззрения создают видимость порядка посреди безбрежного космического хаоса. Наверное, в каком-то смысле, и наш мир – это грань мировоззрения самого Творца.

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

«В каждой молодости,- писал И. А. Бунин,- есть некоторое особенное время расцвета ее, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет еще множество времен, событий, встреч, и все замечательных». Человек в эти годы «все приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему - и странно - об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдется».

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность - решающий этап формирования мировоззрения , потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Он часто оказывается в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты... кто... такая?- спросила Синяя Гусеница.- Сейчас, право, не знаю, сударыня,- отвечала Алиса робко.- Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». Но, в отличие от Алисы, юноша склонен утверждать, что всегда говорил и думал одно и то же.

Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле - это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский (1972):

Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Это не значит, конечно, что рефлексия и самоанализ - «излишество» человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично, причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа.

«Столько вопросов, проблем мучают и волнуют меня,- пишет восьмиклассница.- Для чего я нужна? Зачем я появилась на свет? Зачем я живу? С самого раннего детства ответ на эти вопросы мне был ясен: «Чтобы приносить пользу другим». Но сейчас я думаю - что же такое «приносить пользу»? «Светя другим, сгораю сам». В этом, безусловно, и есть ответ. Цель человека «светить другим». Он отдает свою жизнь работе, любви, дружбе. Человек нужен людям, он не зря ходит по земле». Девочка не замечает того, что в своих рассуждениях по сути дела не продвигается вперед: принцип «светить другим» столь же абстрактен, как и желание «приносить пользу».

Трудности юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) - необходимая психологическая предпосылка постановки мировоззренческих проблем.

Но совмещение ближней и дальней перспективы дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности. Юность - прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике, - вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно - плохое или хорошее), что «само придет». За этими установками (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА и ЕГО РАЗВИТИЕ.

...Мировоззрение является итогом напряженной и
постоянной внутренней работы - духовной,
интеллектуальной, нравственной; это процесс, и
процесс бесконечный, где никогда не бывает
завершенной и застывшей истины…

Мировоззрение Человека составляет основу его Жизни: либо Жизни в Радости и Любви ко всему Сущему, как частичке Единого, без её умаления, либо в страданиях, болезнях и непрекращающихся проблемах. Каждая основа должна на чём-то базироваться, то есть иметь под собой незыблемые, нормы, правила или Законы. В то же время этот базис должен соответствовать всей Жизни Человека и давать ответы на все её вопросы, которые возникают в каждый момент Жизнедеятельности Человека. Для начала обратимся к тому, как сам Человек определяет для себя, что такое мировоззрение,

Мировоззре́ние - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Классификация. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях.
Различными авторами выделяются:
религиозное мировоззрение,
естественнонаучное мировоззрение,
социально-политическое мировоззрение,
философское мировоззрение.
Иногда выделяют также:
мировоззрение повседневного опыта,
эстетическое мировоззрение,
мифологическое мировоззрение.

В этих определениях, в классификации, как и во всей Жизни, Человек разорвал и разъединил Единое Мировоззрение, которое давало бы ему полную картину и ответы на все его вопросы. Но так как любое материальное Мировоззрение является только частью Единого Мировоззрения, то при его развитии с последующим применением в свою Жизнь, Человек получает искажённое представление о своей Жизни. Это разъединение Единого Мировоззрения возникло от того, что в Жизни Человека, им не учитывается вторая составляющая. Эта вторая составляющая представляет собой невидимую Сущность Высшего «Я» Человека и подчиняется своим Законам. Каждый средне образованный Человек называет эту Сущность по-разному -Дух, Душа, Совесть, Индивидуальность
, (см.статью «Дух и Материя – совместно или врозь?) но Её предназначение от этого не меняется. Это Сущность, будем называть Её Духом Человека, живёт по своим Духовным Законам, и не подчиняется материальным законам, которые в большинстве своём созданы Человеком для угнетения себе подобных и возвышения над ними. В то же время необходимо отметить, что Духовное всегда Выше материального по своему Качеству и вибрациям энергий, из которых оно состоит, и потому всегда развиваясь само, всегда поднимает до своего уровня развития и материальное (см.статью «Человек – кто ты?»). Отсюда логически вытекает то, что все знания, которые имеются у Человека о Духовном и Материальном необходимо объединить в Единое Знание,и на этой основе развивать Единое Мировоззрение. Не может Человек в своей Жизни руководствоваться только частью, тем более материальной, так как всегда будут извращения, которые и уведут его на ложный Путь. О нынешнем состоянии Человечества так говорится:
«Самый ужасный бич человечества есть его узкое мировоззрение. Лучшие люди думают, что явление их кругозора есть главный ключ к спасению Мира, но границы этих мировоззрений не идут дальше физического мира. Представители Церкви сулят народу спасение духа, но дальше физического мира не идут. Народные вожди направляют мышление своих народов к переустройству, но дальше низших сфер они не ведут. Так можно перечислить все степени человеческого водительства, и становится жутко за тот тупик, в который вошло человечество…»
«…У Нас никогда не допускались насильственные навязывания и сложные изложения. Людское сознание должно подобно пчеле отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них свое мировоззрение. Только такая трудовая жатва подвинет самоусовершенствование. Многие ждут целых систем миропонимания. Такие люди хотят, чтобы их вели, как слепых, но Наш древний метод говорит: «Познай самого себя». Мы готовы щедро наделить искрами мировой мозаики, НО СЛОЖИТЬ СВОЙ УЗОР ДОЛЖЕН САМ ЧЕЛОВЕК…»
ВОТ ТО ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ДОЛЖЕН ОСМЫСЛИТЬ И ПРИНЯТЬ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЧТО ТОЛЬКО ОН САМ, СВОИМИ РУКАМИ И НОГАМИ МОЖЕТ ФОРМИРОВАТЬ И РАСШИРЯТЬ СВОЁ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Как формируется Мировоззрение Человека?
Рост и получение знаний, школа, институт, религия, место и страна воплощения и со временем опыт Жизни,формируют у каждого Человека соответствующее мировоззрение. До самостоятельной ЖизниЧеловека эти знания образуют как бы первичный фундамент его Храма Жизни. После выхода в самостоятельную Жизнь, начинается основное строительство, уже непосредственно руками и ногами самого Человека, которое длится до отведённого срока Жизни.
НА ЭТОМ ОСНОВАНИИ И СТРОИТСЯ ХРАМ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, И КАЖДЫЙ СТАРАЕТСЯ ПОСТРОИТЬ ЕГО ЛУЧШЕ И КРАСИВЕЙ ЧЕМ У ДРУГОГО, ПОСТОЯННО СВЕРЯЯ СВОЁ СТРОИТЕЛЬСТВО СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ДРУГОГО И ВНОСЯ КОРРЕКТИВЫ.ПОСТЕПЕННО СОЗДАЮТСЯ СВОИ ДОГМЫ И ПОСТУЛАТЫ, КОТОРЫЕ ПОКРЫВАЮТ ЭТОТ ХРАМ НЕПРОНИЦАЕМОЙ КРЫШЕЙ САМОСТИ,КАЖУЩЕГОСЯ ВСЕЗНАЙСТВА И ПРЕВОСХОДСТВА НАД ДРУГИМИ. СО ВРЕМЕНЕМ СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА ВВЕРХ ПРЕКРАЩАЕТСЯ, А НАЧИНАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО ВШИРЬ, С УЩЕМЛЕНИЕМ СЕБЕ ПОДОБНЫХ И ЗАХВАТОМ ТЕРРИТОРИЙ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СВОЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
Но всё равно Жизнь Человека не становится лучше - не такая весёлая, как у соседа, не тот коттедж,не та машина хотелось бы лучше и т.д. А Жизнь продолжается, и Храм Жизни от самости, зависти и злости постепенно разрушается, проседает, лопает фундамент, не выдерживающий тяжести проблем Человеческой Жизни, за фундаментом разрушаются стены, начинает протекать крыша, разрушается и гниёт пол. Начинается ремонт – поиски путей и способов изменить свою Жизнь, так как говорят об этом догмы и постулаты Мировоззрения Человека. Но многие не размышляют над своей Жизнью и поддавшись всеобщему зомбированию, внемлют СМИ и применяя дальше навязанные рецепты и свои искаженные догмы продолжают затыкать бесконечные дыры в своём Храме Жизни и приходят в отчаяние каждый раз, когда они проявляются опять. Вновь перебирает Человек все Пути и не находит, так как ищет Разум, и ищет для себя, чтобы они были созвучны его закостенелым догмам и постулатам Жизни. Некоторые, размышляя, обращают внимание на фундамент своего Храма Жизни, и очистив его от отложений невежества и узости сознания принимаются в первую очередь за его реконструкцию. Осознав то, что косметический ремонт покосившегося Храма пользы не даст, а только будет потеряно драгоценное время отведённой Жизни на пустые хлопоты и заботы. Затем задаётся вопросом, что может придать прочность фундаменту Храма Жизни, и опять поразмыслив, понимает, что только ИСТИНА и пускается на её поиски. В продолжение этих размышлений, возникнет вопрос у каждого Человека: «А где взять ИСТИНУ, эти Знания о Духовном, о Жизни и Предназначении Человека?».
У тех, кто прислушивается к своему Сердцу в своей Жизни, к тем приходит Озарение, и тогда нет мучительных поисков. Сердце, сразу только прикоснувшись к Источнику,тихо говорит – это ОНО, Великое Учение Учителей Человечества с его ВЕЛИЧЕСТВЕННЫМ ВСЕОЧИЩАЮЩИМ ОГНЁМ ЛЮБВИ (см.статью «Размышления о Любви »). И Разум, по велению Сердца, принимает Его и начинает размышлять, анализировать и изучать Учение, а затем и применять Его в Жизнь Человека. Ведь каждый приходит на Землю с определённой задачей своего развития и эволюции, и за её исполнение каждый несёт ответственность. Об этом предназначении так говорится:
«…Быть готовыми, быть отрекшимися, быть уявленными, быть ущемленными, быть радостными, быть ликующими, быть молчащими, быть приносящими и дающими и быть в жизни сей наученными Солнца светом, такими Мы хотим видеть вас, такими и посылаем вас. ТАК ДУХ ВАШ ПРИНЯЛ ПОРУЧЕНИЕ ...»

« …Надо научиться мыслить. Никакая лекция не научит мыслить. Качество мышления образуется одиночеством во всей разумной устремленности. Именно, мысль высекает искру жизни из вещества материи.»
Один на один, с самим собой, размышляя о проделанных делах, совершённых поступках, о посещаемых в течении дня эмоциях и мыслях и сверяя их с Истиной Живой Этики, только так может научиться Человек качественно мыслить. Размышления и общение с другими познающими будут углублять и освещать его Мысли созвучием Мыслей других людей, тоже стремящихся к своему совершенствованию. И только остановившись в своём познании Мироздания и обособившись, отделив своё материальное Мировоззрение от Знания Высшего, Человек обрёк своё Сознание на закостенелость и создание иллюзорных догм.Отсюда и соответствующие мысли, эмоции,поступки и дела, так как, не зная главного, принял за него второстепенное материальное и поставил его во главу угла своей Жизни.
Только приобщение к Истинному Знанию и применения Его в Жизни Человека начнёт формировать Истинное Единое Мировоззрение, и раннее Мировоззрение Человека вольётся в него очищенным дополнением.
«…Так нужно, прежде всего, установить направление эволюции. Не может быть двух направлений прогресса. Может быть одно ИСТИННОЕ и все другие попытки будут лишь блужданиями…»
«Умение различать истину направления, есть великое огненное качество. Можно понять, что такое качество не утвердится легко. Оно требует не только бесед, но самого внимательного изучения жизни…»
Здесь говорится о множестве путей Жизни Человека, на который Человека направляет его частичное Мировоззрение, начиная от совершенствования физического тела и кончая психологическими контактами с экстрасенсами, практиками и всякими йогами. И здесь в выборе своего Пути Человеком руководит его Сознание, которое развито у каждого по-своему. Исходя из этого и правд Жизни Человека столько, сколько людей живёт в этом Мире, и у каждого она своя, по которой он и живёт. И вот здесь в Жизнь Человека вмешивается его Разум, и руководимый желанием самовозвеличивания, начинает проталкивать любыми способами свою правду Жизни, которая создана и пропущена через невежественное и самостное сознание, выдавая её за панацею избавления Человечества от всех его бед. Для этого применяются все средства и возможности, которые у каждого Человека разные. Отсюда и создание всевозможных сект, учений, методик, научных изысканий и откровений, литературных произведений и т.д и т.п и др. Цель одна – протолкнуть свою правду, соответственно заработав на ней для своего безбедного существования,сделать её достоянием других и повести поверивших за собой в «своё светлое будущее», где каждый будет «счастлив». И таких правд много, и все они до хрипоты доказывают друг перед другом свою «истинность» не гнушаясь никакими аморальными средствами, клеветой на других, вплоть до физического уничтожения тех, кто, войдя в эту Жизнь, Истинно осознал своё предназначение и повёл за собой других, предлагая каждому «Познать себя». И мечется Человек со своим материалистическим Мировоззрением между этими правдами, как титулованными и со всякими регалиями, так и без них, и пробует то одну, то другую, третью – ан всё не то. И невдомёк таким мечущимся, что их сознание и Разум ищёт ту правду, которая бы соответствовала их Мировоззрению и их пониманию Жизни. Тогда Человек начинает применять в свою Жизнь ту, которая более или менее созвучна ему, пытаясь приспособить её под свой образ Жизни, но всё равно не получается. Почему? Да потому, что у каждого свой начальный запас Знаний, свои условия рождения, своя семья его воспитавшая, своё восприятие одного и того материала преподаваемого в школе, институте, свой опыт Жизни, своя энергетика организма, своё, своё, своё…. И потому никакие рецепты других: родителей, подруг, знакомых, разных «гуру» не укажут Правильный Путь Жизни для него. Опять почему? Потому что ИСТИНА ОДНА И ЕДИНА, а правд много и все они личностные, и потому всегда в злости и зависти воюют межу собой и натравливают одного Человека на другого, а надо искать ЕЁ – ИСТИНУ МИРОЗДАНИЯ И ЕЁ ЗАКОНЫ (см.статью «Законы Жизни Человека»). Но многие ли ЕЁ ищут. Зашоренный своими догмами Разум в своём мнимом «всезнайстве» не желает учиться и гонит и гонит Человека по его «беличьему» колесу Жизни до тех пор, пока тот не выбьется из сил и вновь не рухнет в сети какой-нибудь секты, новоявленного «гуру», психологических методик и практик.
А Истина Спокойно и Величаво, в определённое время, вновь и вновь даётся Старшими Братьями всему Человечеству и очищенная в своём Свете, терпеливо ждёт,когда каждый Человек прикоснётся к ней и начнёт расширять своё сознание и Мировоззрение. Эта ИСТИНА не насилует Свободную Волю Человека, никого не сталкивает лбами и никого не умаляет, говоря о том, что всё вышло из ЕДИНОГО и всё РАВНОВЕЛИКО И РАВНОЗНАЧНО. Говорит о том,что всё Сущее имеет форму и содержание, то есть ДУХ и МАТЕРИЮ, ЖИЗНЬ которых зависит только от их совместного развития, но только в добровольном и свободном подчинении Материи – Духу (см. статью «Дух или Материя – совместно или врозь?»). Не разжигает в Человеке жажду власти и самовозвеличивания, говоря опять же о том, что ВЛАСТЬ – ЭТО ЖЕРТВА, и заставляя каждого размышлять о своём Истинном Величии, и в чём оно заключается. Говорит о Бессмертии каждого Человека в Духе, и о смерти его физического тела, его формы. Говорит о Психической Энергии Жизни, о «ЧАШЕ» накопления где слагаются ИСТИННЫХ БОГАТСТВ ДУШИ, о Радости – как об ОСОБОЙ МУДРОСТИ и о многом, многом другом. Эти Истинные Знания раскрывают широко глаза всем познающим на самих себя, и они, начиная познавать себя, открывают в себе безграничные возможности. Воистину, Человек создан по образу и подобию Творца и в своём потенциале - Человек, Творец Вселенной. Но сначала надо создать свою – в ЦЕНТРЕ со своим Солнцем – Сердцем, которое осветило бы своей ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬЮ сначала внутренний МИР Человека, а потом и весь ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО МИР. Это и есть та ИСТИНА, которая при её ПОЗНАНИИ и применением в свою Жизнь, расширит сознание Человека и его Мировоззрение, тем самым укрепив и создав нерушимый фундамент его Храма Жизни.Но мало прочитать ЕЁ как художественную литературу, надо ещё в каждодневности каждого действия Жизни, каждой Светлой Мыслью, Чистыми ЖЕЛАНИЯМИ и Радостными ЭМОЦИЯМИ совершенствовать и преображать себя. По сути это есть ШКОЛА ЖИЗНИ, в которой каждый Человек должен постоянно учиться до своего ухода с земного плана. Должен – но не обязан, так как у каждого Свободная Воля и свои догмы и невежество. Вот и получается что в этой ШКОЛЕ ЖИЗНИ, каждый либо двоечник в своём зле, либо троечник – серенький, тёпленький, лживенький и услужливо - лижущий, либо отличник – в своём ПОЗНАНИИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И ПРЕОБРАЗОВАНИИ САМОГО СЕБЯ. А оценки ставит строгий и справедливый УЧИТЕЛЬ, которым является ЖИЗНЬ каждого Человека. И эта Жизнь, либо улучшается от воспитания Человека самим себя и преобразуется в Радостную и Счастливую со своей Женской Прекрасной Половинкой, либо опускается дальше в болото невежества, лжи, притворства, злости и зависти, и итогом которой будут всё возрастающие болезни, страдания Человека, мучительное и страшное ожидание своего неминуемого физического конца.
В Мироздании в каждый миг Жизни всё изменяется, изменяется так же всё и в Человеке и в Мире, который он создаёт вокруг себя своей Жизнью и своим отношением к её проявлениям. Каждый атом, каждый орган, каждый Человек, семья, коллектив, город, нация, страна, Земля, Вселенная и Мироздание находятся постоянно в ДВИЖЕНИИ ЖИЗНИ. Всё законченное и догматическое рано или поздно обречено на разложение и уничтожение. Если бы только оно одно. В своей агонии оно увлекает за собой и Человека, остановившегося в своём Развитии сознания и своего Мировоззрения, и готовит ему новые испытания, которые сам же Человек создаёт себе своим невежественным Разумом и темнотой своего Сердца. Во и схема «беличьего» колеса Жизни невежественного, лживого, завистливого и ленивогоЧеловека, который заботится об ублажении своего тела, совершенно забывая о Сердце и о Духе, в нём живущем. А ДУХ, живущий в Человеке, это его ХРИСТОС, и каждый сам, ежесекундно либо распинает его на своём кресте самости, злости, наживы, причиняя ему страдания, либо в упорном Труде САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ совместно с НИМ, своими руками и ногами поднимается в свой Истинный Родной ДОМ – МИР ОГНЕННЫЙ, к своемуОТЦУ - ТВОРЦУ ВСЕГО СУЩЕГО (см. «Сказание о Едином Мировоззрении»).
Всё это заключено в СОЗНАНИИ и МИРОВОЗЗРЕНИИ и развивать его, или продолжать разлагаться и прозябать на нашей ПРЕКРАСНОЙ ПЛАНЕТЕ в его невежестве, решать только ЧЕЛОВЕКУ, своей СВОБОДНОЙ ВОЛЕЙ, которая даже травинку заставляет пробиваться через асфальт и встретить ЯСНЫЙ СВЕТ СОЛНЦА и ИСТИНЫ. Так и Жизнь Человека станет СЧАСТЛИВОЙ, РАДОСТНОЙ и СВЕТЛОЙ, если он сам своими руками пробьётся сквозь темноту своего невежества к СИЯЮЩЕМУ СВЕТУ ИСТИНЫ МИРОЗДАНИЯ.

Всё в твоих руках Человек – Дерзай и Твори свою Жизнь!

С пожеланием Всем СВЕТА и ЛЮБВИ.

Продолжение следует.

Это то, без чего человечество не достигло бы таких высот в современности, - до наших дней попросту бы не дошли познания предков, опыт которых передавался из поколения в поколение. Структура мировоззрения сама по себе достаточно сложна, она сочетает в себе совокупность информации о мире, окружающем человека, а также ее восприятие; отношение личности к своему "Я"; жизненные устои и принципы; мораль, этику и духовный мир каждого отдельного человека.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:

  • Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
  • Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, - структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека.
  • Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.

"Подкормка" мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.

Пути формирования

Существует всего 2 варианта развития мировоззрения:

  1. Активный (осознанный) . Человек использует дополнительные возможности для получения информации, дабы создать свой собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. В этом ему помогают различные исторические документы, психологические тренинги, философские издания. Индивидуум прилагает все свои внутренние силы, изучая особенности мировоззрения и разрабатывая для себя новые цели, устои и идеалы.
  2. Пассивный (стихийный) . Большая часть современного общества использует данный путь формирования мировоззрения, получая информацию из легкодоступных источников, подстраиваясь под окружающие их условия. Как итог - человек, избравший пассивный вариант роста восприятия мира, в стремлении стать таким, как все, теряет свою индивидуальность.

Структура

Структура мировоззрения - это несколько аспектов, взаимосвязанных между собой:

  • Знания . Данная часть включает в себя информацию, получаемую с первых моментов понимания окружающей обстановки. Знания играют важнейшую роль в жизни человека - именно благодаря им индивидуум легко ориентируется в пространстве. Чем больше объем усвоенной информации, тем тверже и устойчивей жизненная позиция. Знания, образующие мировоззрение, могут быть научными, практическими и профессиональными.
  • Эмоциональность . То, как реагирует человек на различные жизненные ситуации, также является компонентом мировосприятия. Отрицательные и положительные эмоции, а также нравственность и чувство долга впоследствии формируют у индивидуума собственный взгляд на окружающий мир.
  • Ценности . Отношение человека к происходящему вокруг него, согласно его пониманию собственных стремлений, потребностей, смысла жизни и интересов. Ценности в мировоззрении бывают трех видов: значимые (предметы, события и люди, вызывающие сильные эмоции); полезные (практическая сторона жизни, одежда, еда, кров, знания, навыки); вредные (негативное отношение к чему-либо или кому-либо, к поступкам, ситуациям, к примеру, к убийству, насилию).
  • Поступки . Осуществление человеком на практике собственных идей и взглядов. Могут быть как положительные (помощь людям, благотворительность), так и отрицательные (экстремизм, неприятие людей с физическими недостатками, военные действия, преступления разного рода).
  • Убеждения . Собственные взгляды индивидуума и общества на жизнь. Они объединяют людей и являются жизненно необходимыми для фанатиков, беспринципно следующих своим ценностям. Убеждения могут быть твердыми, истинными, не поддающимися каким-либо изменениям, а также волевыми, воодушевляющими, заставляющими бороться с препятствиями.
  • Характер . Структура мировоззрения также включает в себя личностные качества индивидуума, без которых формирование устойчивых взглядов на жизнь не представляется возможным. Черты характера, способствующие росту и развитию мировоззрения: воля (достижение поставленных задач), вера (уверенность в собственных силах, доверие к другим людям), сомнения ("самобичевание" в отношении новых знаний или ценностей).


Уровни

Уровни мировоззрения, согласно интеллектуальному, духовному развитию человека, а также наличию у него логического и философского мышления, подразделяются на обыденное восприятие (уровень № 1), профессиональное (№ 2) и философское (№ 3).

Обыденное мировоззрение, оно же бытовое, формируется стихийно, за счет повседневной жизнедеятельности индивидуума. Люди, чье миропонимание "застряло" на первом уровне и не развивается дальше, обычно не в силах логически объяснить какое-либо явление, а также сдержать эмоции в конфликтных ситуациях, - в такие моменты чувства преобладают над здравым смыслом. Данный уровень является базовым, тогда как другие уровни мировоззрения считаются приобретенными. Образуется обыденное видение мира на традициях и обычаях, принятых в обществе, окружающем индивидуума, а также на опыте и инстинктах. Благодаря ему человек может свободно общаться, анализировать, учиться.

Профессиональное понимание мира представляет собой обретение навыков и опыта в определенной сфере деятельности: политике, науке, философии, творчестве, культуре. Человек, обладающий профессиональным мировоззрением, может делиться собственными идеями и мыслями - информация такого рода передается от индивидуума к индивидууму, из поколения в поколение. Стоит отметить, что многие известные политические фигуры, а также философы и деятели культуры имели данный уровень.

Философское (теоретическое) мировоззрение считается наиболее развитым этапом. Достигнув его, человек изучает, критикует, анализирует отношение, принятие/непринятие окружающего мира и своего "Я" как такового. Интересен тот факт, что лишь немногие могут достигнуть данного уровня - философское мировосприятие доступно лишь некоторым выдающимся теоретикам и философам.

Формы

Жизнедеятельность предыдущих поколений налагает свой отпечаток на современное общество. Формы мировоззрения впитали в себя опыт предков, их историю, мифы и легенды, моральные принципы и устои. То, во что верили наши праотцы, также повлияло на создание мировосприятия современных индивидуумов. Чувство и взгляды древних людей на окружающий мир продолжают жить, несмотря на значительные временные промежутки. На сегодня существуют такие формы мировоззрения: общественная, групповая, индивидуальная.

Типы

Существует несколько типов восприятия мира, каждый из которых присущ определенному человеку, с его уровнем развития взглядов, особенностями, эмоциями, поступками, ценностями, чувствами. Типы мировоззрения все без исключения затрагивают каждый жизненный аспект человека, его духовный мир, чувства и мысли. Все они помогают адаптироваться в той или иной ситуации, способствуют получению новых навыков и умений. В некоторых случаях один индивидуум может обладать сразу несколькими видами миропонимания - все зависит от его желания самосовершенствоваться.

Типы мировоззрения, различаемые в современном мире: житейское, мифологическое, научное, гуманистическое. Также выделяются философское и историческое. И еще один тип существует, который мы рассмотрим подробнее, - это религиозное мировоззрение.

Религия - неотъемлемая часть миропонимания

Издавна происходит незримая борьба между религией и наукой. Научные изыскания позволяют человечеству развиваться и побеждать болезни, тогда как религиозные познания обогащают внутренний мир, помогают пережить негативные жизненные моменты. Религиозное мировоззрение является одним из сильнейших и действенных типов восприятия мира. Это объясняется тем, что вера в сверхъестественное, сильное существо, обладающее безграничными познаниями, а также управляющее моральными, нравственными нормами, волей, знаниями и физическими возможностями человека, позволяет сбросить с плеч некоторую часть ответственности за свои поступки. Помимо этого, вера заставляет индивидуума бороться со сложностями и двигаться вперед, собирая группы единомышленников.

Гуманистическое видение мира

Структура мировоззрения гуманистически настроенных личностей представляет собой обобщение принципов гуманизма, а именно человеколюбия:

  • Самое ценное в мире - человек.
  • Каждый индивидуум является самодостаточной личностью.
  • Все люди обладают безграничными силами для самосовершенствования, развития в любых отраслях жизни, а также имеют право проявлять свои возможности и таланты.
  • Любой индивидуум, являющийся частью общества, в состоянии самостоятельно изменить свое мышление, манеру общения, характер.
  • Каждый человек способен саморазвиваться и благоприятно воздействовать на окружающее его общество.

История - часть каждого из нас

Историческое мировоззрение включает в себя мифологическое, религиозное и философское восприятие мира, так как на каждом этапе их развития затрагивались отдельные моменты истории. Мифы, легенды, древние философы, и даже библейские рассказы - все это существовало много столетий назад, а значит, оставило свой след в миропонимании наших предков, так как понятие мировоззрения объединяет не только опыт праотцов, но и их историю.

Мифологическое восприятие

Данный тип видения подразумевает отсутствие разграничений между объективным и субъективным. Мифология позволяет разным поколениям взаимодействовать между собой, несмотря на временные преграды. Для людей, обладающих мифологическим мировоззрением, легенды и мифы народов считаются реальностью, они помогают формироваться моральным и этическим устоям человека.

Житейское видение мира

Житейское или обыденное восприятие базируется на информации об опыте близких родственников, передающейся из поколения в поколение. Образуется житейское понятие мировоззрения благодаря повседневной жизни, обозначению предметов и их роли в окружающем мире.

Научное восприятие

Данный тип полностью опирается на точные мысли, конкретику, факты, лишенные субъективности. Человек, которому присуще научное мировоззрение, рационален, расчетлив и холоден. Так сложилось, что наука, философия и история имеют неразделимую связь и многочисленные общие аспекты. Однако научный тип видения мира на каждое необъяснимое явление позволяет найти обоснованные ответы, в отличие от исторического, включающего в себя мифы и легенды.

Философские взгляды на жизнь

Философия и мировоззрение являются практически неразделимыми понятиями. Видение мира, согласно данному типу, базируется на теории, подкрепленной научными и природными обоснованиями, а также на логически объяснимых реальных (как личных, так и общественных) явлениях. И философия, и мировоззрение любого типа не имели бы место в современности, если бы они не были тесно связаны с историей. Философские учения гласят, что человек, обладающий таким видением, обязан посвятить свою жизнь изучению мира и бесконечному поиску истины.

Что собой представляет мировоззрение? Краткое определение

Обобщение поступков человека, его желания, отношение к людям, бесценный опыт предыдущих поколений, повседневная деятельность, работа над собой - все это включает в себя мировоззрение. Кратко описать своеобразное мировосприятие отдельного человека не представляется возможным, так как все личности индивидуальны, а значит, у каждого свое собственное, сложившееся понимание мира. Дословно мировоззрение расшифровывается как "взирать на мир", смотреть на него и испытывать определенные эмоции, принимать его таким, каков он есть, либо отвергать, создавая собственный внутренний мир.

Роль мировоззрения в существовании человечества

Перенимая опыт от поколений, ушедших в прошлое, никто не задумывается, как именно он усваивается и позволяет двигаться человеческому обществу дальше. Красивое слово "мировоззрение" для некоторых личностей является пустым звуком, а для многих данный термин обозначает одновременно историю, науку, внутренний мир человека, духовность, надежное подспорье в достижении поставленных целей.

Что же дает индивидууму мировоззрение? Сложившееся, устойчивое и здоровое мировосприятие позволяет человеку легко адаптироваться в социуме, самосовершенствоваться. Благодаря этому он не видит преград в решении задач, добивается повышения на службе, быстро находит объяснение происходящему. Мировоззрение дарит своему обладателю возможность правильно расставлять приоритеты и определять жизненные ценности. Видение мира - это нечто большее, чем просто взгляды одного человека. Мировоззрение - это мысли и возможности всего общества, "двигатель", толкающий эволюцию вперед.

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.


Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания . Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства . Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности . Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.


Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.


Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в , природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.


Книги, меняющие мировоззрение человека

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо . Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество» .
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей , которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу . Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему , можно изменить взгляд на жизнь.