Почему закулиса назначила именно проханова главным русским националистом и редактором крупной газеты. Александр Проханов: биография, личная жизнь, фото, книги и журналистика Проханов писатель биография

14.11.2005, Нечто о Проханове. Агент Бога

Дмитрий Галковский

[...] По своему происхождению Проханов типичный шестидесятник, причем шестидесятник лежалый, второго или даже третьего разбора. Кончил авиационный институт, юродствовал в лесничестве. Карьеру начал в 60-е годы журналистом, пытался протиснуться туда, сюда – ничего не получалось. Горизонт загораживали спинищи талантливых конкурентов.

Пришлось карабкаться по спинам – свою карьеру Проханов начал с патриотических рулад по поводу провокаций на советско-китайской границе. Рулады у журналиста получались громкие, но корявые. Однако для начала сошло. Нахрапистый литератор пролез в Союз писателей и зацепился за хлебную тему – воспевание Советской армии. Отличия от других партийных агитаторов, которым ох как не хотелось ломаться на производстве, у Проханова были.

Во-первых, он воспевал не просто Советскую армию, а современную Советскую армию. Это было сложновато. Особых успехов у героев Афганистана не наблюдалось, да и цензура обрывала крылья дубоватым литполковникам напрочь. Крылья, положим, были мушиные, летать полковники не могли. Но жужжали. Чтоб не жужжали, крылья ампутировали пинцетом: «У вас на подводной лодке погибает от радиации мичман Жовтоблоченко. Подвиг комсомольца надо изменить – не от радиации, а от пожара, и не погибает, а получает ожоги средней степени тяжести».

Во-вторых, Проханов пошел в библиотеку и выучил несколько иностранных слов. Слова были красивые, но непонятные. Например «кибертроника». Такая терминология другими советскими агитаторами не употреблялась, литературные критики заговорили об особом прохановском стиле. На стиль надо было выправить бумагу «где надо», просто так выкаблучиваться не позволялось. «Не по уставу». Похоже, Проханов бумагу выправил. По «Голосу Америки» советологи стали говорить о «соловье Генерального штаба», советском писателе-милитаристе. Кроме советологов, Проханова, естественно, никто не знал – читающей публике он был совершенно неинтересен.

После перестройки Проханов, по понятным причинам, сильно обиделся и ударился в критиканство. Переход от «соловья Генштаба», пишущего графоманские агитки на брежневском бесптичьи, к оппозиционеру эпохи «расстрела Белого дома» вполне логичен. Понятен и общий посыл, и конкретное исполнение. Исполнение шло на соответствующем прохановскому таланту уровне: милицейские свистки, хриплый лай, базарные взвизги, петушиные панегирики. Тем не менее именно в это время к нашему герою пришел читатель. В эпоху Чумака и Кашпировского народ находился на стадии непуганых идиотов. В дело годилось все, и все давало эффект. Как известно, Чумак просто молчал пять минут в эфире. Верили. Проханов в «Дне» орал. Тоже верили. В ход шли масонские шабаши, происходящие в подземелье под Останкинским прудом, агенты ЦРУ, мировая закулиса, осьминогоподобные олигархи с определенной национальностью и неопределенной половой принадлежностью.

Всему этому безобразию противостоял постепенно покрывающийся пигментными пятнами второстепенный шестидесятник. В качестве ампилоподобного визжалкина Проханов отгрыз себе уютную норку в государственном сыре, и, казалось, сидел бы в ней хозяйственной мышью до второго пришествия. Тепло, сыро, вкусно. Ешь сырок, покрывайся пигментными пятнами хоть в три слоя, да время от времени попискивай «из глубины» про ужасы ельцинского режима и мировой жидомасонский заговор.

И тут произошел необъяснимый кульбит. Мышь из сыра сделала реактивный прыжок на грудь осьминогоподобному лондонскому олигарху. С места в карьер истинно русский патриот превратился в верного друга Бориса Абрамовича Березовского, общение дошло до уровня интимного шепота и предутреннего воркования. ДРУЗЬЯ. В общем, сидит адмирал Колчак, беседует с Георгием Валентиновичем Плехановым, как лучше обустроить Россию (тоже факт).

Надо сказать, что Проханов, как положено любому журналисту, пишет графоманские стихи . Для смеха приведу образчик. Из «доберезовского периода»:

Играет Березовский в казино,
Танцует с кастаньетами Гусинский,
Потеет Ходорковский в бане финской,
Все русское добро в Манхэттен свезено.
Стоит Россия в продранной рубахе,
И держит русский голову на плахе.
Блистает в воздухе чеченская секира,
Блестит алмаз еврейского банкира.
С тех пор как у меня на сердце лед,
Мне другом стал один гранатомет.
Лети, лети печальная граната,
За Терек, за Дунай – до штаб-квартиры НАТО.

Благослови меня, владыка Иоанн,
Чтобы накрыл меня спасительный туман
И я проник к Басаеву на базу,
Что сразу возле дома ЛогоВАЗа.
И пусть враги услышат чутким ухом,
Как я пускаю преданную «муху».
Жужжи, жужжи, веселая шалунья,
Пусть враг не доживет до новолунья.
Пусть разлетится, как гнилая ваза,
Лепной дворец приемов ЛогоВАЗа.
И я исчезну, грозный аноним.
Так мы Москву от взрывов сохраним.
Пусть Березовского коснется «муха»,
И сразу у него пройдет желтуха.

Все это замечательно. Можно сказать, что Проханов – продажная сволочь, графоман и подлец, способный за энную сумму сделать что угодно и в любой последовательности. Но этому предположению есть некоторые возражения. Ведь Александр Андреевич является представителем советского истеблишмента, занимается политической деятельностью, вхож в высокие кабинеты. В СМИ он подается как «сложная противоречивая фигура». Гельман прав, кульбиты Проханова никак не выделяют его из среды столичного политического и культурного бомонда. Да и возраст 65-летнего человека, как говорится, «солидный». Очевидно, речь идет не только о рефлексах слюноотделения, но и о некоторой системе взглядов, можно даже сказать, мировоззрении. То есть Проханов может целовать руки Брежневу, орать в мегафон на митинге черносотенцев, играть в имении англороссийского олигарха в крикет и при этом оставаться самим собой. Все это лишь разные проявления одной и той же личности (и личности, на мой взгляд, не то что простой, а прямо-таки одноклеточной).

Положим Проханова на предметное стеклышко микроскопа и покрутим окуляр.

Дедом Проханова был один из активнейших членов английской резидентуры в Российской империи Иван Степанович Проханов. Господин Проханов тоже был издателем газет и журналов, за систематическую антигосударственную и антицерковную деятельность выслан царем в родную Англию. Там окончил богословский колледж в Бристоле. В 1898 году Проханов вернулся в Россию, с места в карьер развернул широкомасштабную подрывную работу. Через Бонч-Бруевича Проханов осуществлял контакты с большевиками, вскоре стал главой баптистов России и одним из шести вице-председателей их Всемирного союза.

В 1914 году как прямых пособников Германии, членов социалистических подрывных организаций и немецких шпионов Проханова со товарищи немного прижали. С согласия, одобрения и по прямому совету Англии. Дело в том, что перед войной англичане всячески провоцировали немцев на войну с Россией, большое число пробританских организаций работало с Германией в самой тесной кооперации. Но как только Германская империя купилась на покупку, ей тут же пришлось иметь дело с единым англо-франко-российским фронтом, а многочисленные пособники немцев в тылу России и Франции были заблокированы Англией за одну неделю. Могущественный прогерманский (а на самом деле пробританский) Интернационал даже не пикнул.

«VI Всероссийский съезд христианской молодежи с участием Ивана Проханова собрался в 1921 году в Твери. Едва участники приступили к намеченной программе, как 5 мая по доносу священника местного православного прихода Виноградова, пробравшегося в Тверскую Губчека в качестве следователя, были арестованы 42 участника съезда. 30 человек были вскоре освобождены, а 12 (в том числе и Проханов) переведены в лагерь принудительных работ на срок от одного до трех лет. Но через три месяца центральные власти освободили и их».

В 20-х годах агент ОГПУ Проханов активно разлагал русскую церковь, сотрудничая с «живоцерковниками». Спокойно разъезжал по Европам и Америкам. В 1928 году, находясь в Канаде, Проханов решил в СССР не возвращаться, при этом ПРОДОЛЖАЯ быть одним из наиболее активных и влиятельных советских протестантов.

В своих ЗАРУБЕЖНЫХ мемуарах Проханов, первый президент Всероссийского совета евангельских христиан-баптистов, писал:

«В основе политики большевиков в отношении религиозных организаций была свобода для всех, за исключением тех групп и священства, которые участвовали в политической оппозиции новому режиму. Одним из первых шагов советского правительства был декрет об отделении церкви от государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь теряла финансовую поддержку государства... Миллионы рублей были изъяты из церковных касс, и это подорвало средства существования Священного синода, Духовной академии и других церковных институтов. Большинство священников были удалены от служения... Таким образом, низвержение православной церкви было значительным достижением, главной базой религиозной свободы...»

Что касается Проханова-внука, то его родители были фанатичными молоканами, сам он тоже принадлежит к этой конфессии, хотя на религиозные темы высказывается туманно. Туманно, но красноречиво:

«Только редкие люди, возвращаясь к Господу, открывают перед Ним свои натруженные, изрезанные ладони, и там, среди глины, праха, мерзости, запекшейся крови, сверкнет малая частица истинно драгоценного, угодного Господу опыта. Тогда Господь Бог возьмет эту частицу, скажет своему агенту: «Спасибо, раб Божий Александр. Отдохни теперь».

Проханов вовсе не провинциальный щелкопер. Это «агент Бога», потомственный член советской элиты. Только надо понимать, кто эти Ленины, Сталины, Аллилуевы, Литвиновы, Алексеи Толстые, Чуковские, Замятины, Капицы и тутти кванти. Это ориентирующиеся на Англию КОЛЛАБОРАЦИОНИСТЫ, захватившие власть в результате страшной катастрофы 1917 года. Новая элита России – элита вполне демократичная. Стать прислужником Лондона можно по своей инициативе. Шустрый Борис Абрамович дорос до такого уровня предательства сам. А вот Проханов… Проханов – национал-предатель ПОТОМСТВЕННЫЙ. Работает он не из-за денег. Деньги он любит, деньги ему нужны, деньги у него есть. Но не хлебом единым. Проханов – это религиозный сектант. На первый взгляд секта, к которой он принадлежит, вполне космополитична. Но это только на первый взгляд. На самом деле она оплачивается и направляется Лондоном, а направление это вполне антирусское.

Сам по себе баптизм никаким криминалом не является. Но, будучи членом протестантской религиозной общины, Проханов свою веру скрывает и параллельно распространяет шовинистическую клевету, выставляя русских ксенофобами и азиатскими фанатиками, расшибающими лоб в особой «византийской церкви». В своей газете Проханов опустился до того, что опубликовал икону с изображением Сталина. Баптисты иконы отрицают, над иконами смеются, считают идолопоклонством. Но проклятые русские в упор не видят Света Истины. Вместо духовных радений в культурной европейской церкви они поклоняются крашеным доскам. Так вот тебе, азиатский Ванька, Сталин. Молись. Есть еще евразийство, зороастризм, Велесова книга, экстрасенсорика и биоэнергетика. Все это в молоканской лавке Проханова шевелится и ползет. Налетай-покупай «Завтра», газету русских националистов.

Проханов-то, сдается, постарше и посолиднее скороспелки Березовского. Скороспелок консервативные англичане не любят. А вот иуду ПОТОМСТВЕННОГО в дело взять могут сильно, доверить многое. Так что в возникшем на глазах у ошарашенной публики тандеме Березовский – Проханов еще неизвестно, кто старший.

Кстати, а каковы религиозные взгляды прохановского подельника? В свое время аккуратный Борис Абрамович решил поставить себе христианский апгрейд. Мол, Лоуренс Аравийский принял ислам, а я приму православие. Ибо человек серьезный (кстати, несерьезный). Принял. Какое это было «православие», читавшим во ВЗГЛЯДе о Савве Морозове и Дугине догадаться несложно.

В заключение позволю себе – на правах лично знающего Проханова – дать Александру Андреевичу небольшой совет. Поскольку Профанов, пардон, Проханов, как и все баптисты, любит лозунги, сформулирую свой совет кратко: «Чемодан! Вокзал! Англия!» Все рассчитано было хорошо, действовали Вы правильно. Ошибка лишь в одном. Россия не Румыния. Страна наша глупая, но за 20 лет интеллектуальной свободы русские выросли сильно. Пока, повторяю, они еще гораздо глупее цивилизованных народов Европы. Но растут русские быстро, учатся. У них есть великое прошлое. Многое достаточно не выучить, а только вспомнить. Так что чемоданчик-то, иуда английская, собирай… Не торопясь, потихонечку. Время еще есть. Но выйти оно может очень скоро. Русские долго запрягают, но быстро ездят. Могут и прокатить. С ветерком.

,
Российская Федерация

Род деятельности: Жанр: Язык произведений: Премии:

Премия имени К. А. Федина (1980), Премия Ленинского комсомола (1982), премия Министерства обороны СССР (1988), премии журналов «Знамя» (1984), «НС» (1990, 1998), Международная Шолоховская премия (1998), Национальный бестселлер (2002), Бунинская премия (2009)

Награды:

Алекса́ндр Андре́евич Проха́нов (р. ) - советский и российский политический деятель, писатель, публицист. Член секретариата Союза писателей России , главный редактор газеты «Завтра ».

Биография

Увлекается рисованием в стиле примитивизма . Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тыс. экземпляров). Женат, имеет двух сыновей и дочь. Награждён государственными наградами СССР .

Журналистская деятельность

С конца 1960-х Проханов в качестве специального корреспондента «Литературной газеты» посетил различные «горячие» точки в странах Латинской Америки, Анголе, Мозамбике, Кампучии, Эфиопии, Афганистане и др. В своих многочисленных очерках и репортажах Проханов описывал события, свидетелем которых он стал.

В декабре 1990 года Проханов выступил основателем и стал главным редактором еженедельной газеты «День», имевшей подзаголовок «Газета духовной оппозиции». 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное » обращение «Слово к народу ». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года , после чего была закрыта властями. Однако 5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра », главным редактором которой стал Проханов . Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера .

Литературная деятельность

Ранняя проза

Первые рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Олене», «Семье и школе», «Сельской молодёжи». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» (1967). Во второй половине 1960-х очерки и репортажи Проханова привлекают внимание читателей в СССР.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (1971) вышла с предисловием Юрия Трифонова : «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет», о проблемах советской деревни. В том же году при содействии Ю. В. Трифонова Проханова принимают в Союз писателей СССР . С 1985 Проханов - секретарь Союза писателей РСФСР.

В начале 1970-х Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и др. В 1974 вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава».

Основой первого романа «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества.

«Горящие Сады»

С начала 1980-х писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник…» «Африканист», «И вот приходит ветер» образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по следам событий и характеризующуюся напряжённым развитием сюжета.

Афганистан

Позднее Проханов вновь обращается к афганской теме. Главным героем романа «Рисунки баталиста» (1986) является художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына-военнослужащего. В романе «Шестьсот лет после битвы» (1988) рассказывается о демобилизованных солдатах, служивших в Афганистане.

«Семикнижие»

«Семикнижие» Александра Проханова - серия романов, главный герой которых - генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.

Название «Семикнижие» отсылает к Пятикнижию, Шестопсалмию и Четвероевангелию. В «Семикнижие» входят романы:

  1. Сон о Кабуле
  2. И вот приходит ветер
  3. В островах охотник
  4. Африканист
  5. Красно-коричневый

Господин Гексоген

Поступь Русской Победы

В 2012 году Проханов выпустил книгу «Поступь Русской Победы» в необычном для себя жанре. Книга повествует об идеологиях современной России и представляет историю России в виде так называемых Четырёх Империй: Киевская Русь , Московское царство Рюриковичей, Российская Империя Романовых, Советский Союз . Центральным сюжетом книги является идея Пятой Империи, которая, по мнению писателя, уже зарождается в современной России. Книга состоит из 4 частей:

Малая проза

В 1970-90-е он создаёт несколько заметных рассказов и новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» (все - 1989) и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А. П. Чехова. В 1989-1990 годах Проханов - главный редактор журнала «Советская литература», выходившего на 9 языках и распространявшегося более чем в 100 странах мира.

Стиль Проханова часто считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу. Однако по мнению немецкого слависта Вольфганга Казака, для произведений Проханова характерна «банальная, слащавая манера письма, основанная на бесстыдной лжи и перенасыщенная дешёвыми украша­ющими эпитетами».

Определённо реалистичные действия и события соседствуют с вещами совершенно фантастического толка (в романе «Господин Гексоген» один из олигархов (возможно, схожий с Березовским), попав под капельницу в больнице, истаивает и исчезает в воздухе; Избранник (возможно, схожий с Путиным), попросившись управлять самолётом наедине в пилотской кабине, исчезает, превратившись в радугу).

Ярко прослеживается симпатия к христианству, России и всему русскому, неодобрение к капитализму.

Награды

На презентации книги «Око», 2010 .

Работа на радио и телевидении

  • С 2007 года по настоящее время: постоянный гость радиопередачи «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы » (по средам в 19.05)
  • С сентября на радиостанции Русская Служба Новостей по понедельникам в 21.05 выходит передача «Солдат Империи»
  • Один из постоянных участников телевизионных ток-шоу Владимира Соловьёва «К барьеру!» (2003-2009 гг.) и «Поединок» (с 2010 г.).

Книги

На русском языке

1971 Иду в путь мой . Письма о деревне . 1972 Неопалимый цвет . 1974 Желтеет трава . 1975 Во имя твое . Отблески Мангазеи . 1976 Кочующая роза . 1977 Время полдень . 1980 Место действия . 1981 Вечный город . 1982 Дерево в центре Кабула . 1984 В островах охотник . Горящие сады . Ядерный щит . 1985 И вот приходит ветер . На дальних рубежах . Светлей лазури . 1988 Там, в Афганистане . 1989 Рисунки баталиста . Записки на броне . 600 лет после битвы 1993 Последний солдат империи . 1994 Ангел пролетел . 1995 Дворец . 1998 Чеченский блюз . 1999 Красно-коричневый . Слово, пронесённое сквозь ад (сборник передовиц Проханова, рисунков Г. Животова и стихов Е. Нефедова). 2002 Африканист . Господин Гексоген . 2004 Крейсерова соната . 2005 Хроника пикирующего времени (сборник передовиц газеты «Завтра»). Екатеринбург, "Ультра.Культура" ISBN 5-9681-0058-3 Надпись . Политолог . 2006 Седой солдат . Теплоход «Иосиф Бродский» . Симфония Пятой империи . 2007 За оградой Рублёвки . Выбор оружия (Африканист ). Матрица войны (В островах охотник ). Контрас на глиняных ногах (И вот приходит ветер ). Восточный бастион (Сон о Кабуле ). Среди пуль (Парламент в огне , Красно-коричневый ). Гибель красных богов (Последний солдат империи ). Пятая империя . Свой-чужой . 2008 Холм . ХАМАС - школа героев («ХАМАС - слава героям», «ХАМАС - хвала героям») . 2009 Виртуоз . 2010 Око . Истребитель (первоначально Скорость тьмы) . Собрание сочинений: в 15 т. 2011 Алюминиевое лицо . Хождение в огонь . Наскальная книга . Русский . 2012 Поступь Русской Победы .

Зарубежные издания

На английском языке - Дерево в центре Кабула - «A Tree in the Centre of Kabul» . На болгарском языке - Вечный город - «Вечният град» . - «Живот между изстрели» (Жизнь между выстрелами ). На голландском языке Дерево в центре Кабула . На ирландском языке Дерево в центре Кабула . На китайском языке Дворец . - Господин гексоген - «黑炸药先生» . На немецком языке Вечный город . - За оградой Рублёвки - «Jenseits russischer Villenzäune: Surrealität des menschlichen Daseins im heutigen Russland» (За оградой русской виллы: сюрреалистичность человеческого существования в современной России) . На чешском языке Вечный город .

Альбомы живописи

  • Сборник работ в стиле русского лубка (подарочное издание, в открытую продажу не поступало) .

Театральные постановки произведений

  • - Иду в путь мой - По роману «Дерево в центре Кабула»; СССР , Чечено-Ингушский драматический театр; драм. А.Проханов, Л.Герчиков, пост. Р.Хакишев, худ. рук. М.Солцаев; гастроли: Москва - , сцена МХАТ на Тверском бульваре, Ленинград -

Кинофильмы/Экранизации

  • - Отчизна - Автор сценария, в соавторстве с В.Комиссаржевским; СССР , Центрнаучфильм , реж. А.Косачёв , В.Капитановский, С.Прошин, Ф.Фролов
  • - Место действия - По мотивам одноим. романа; СССР , Ленфильм , реж. А.Граник , сцен. Р.Тюрин
  • - Шурави СССР , Мосфильм , реж. С.Нилов
  • - За всё заплачено - Автор сценария, в соавторстве с А.Салтыковым (по мотивам одноим. повести А.Смирнова); СССР , ТО «Экран» , реж. А.Салтыков
  • - Ущелье духов - Автор сценария, в соавторстве с С.Ниловым; СССР , Мосфильм - Туркменфильм , реж. С.Нилов
  • - Охотники за караванами - По мотивам повести «Охотник за караванами» и рассказа «Мусульманская свадьба»; Россия , ГК «Star Media» , реж. С.Чекалов, сцен. В.Бочанов
  • - Солдат империи , Телеканал «Россия-1»
Взято у Сергея Фомина
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/78708.html#comments

В ПЛАМЕНИ «ПОЖАРА» (часть 5)

«Купание красного кобла» (продолжение)

«Черного кобеля не отмоешь добела».
Русская поговорка

В одном из прошлых постов мы попытались разобраться в скрытых смыслах стиля А.А. Проханова, пообещав сопрячь его с некоторыми особенностями биографии писателя.
Предками Александра Андреевича, по его собственным словам, были молокане, бежавшие из Тамбовской губернии в Закавказье.
Секта эта в Российской Империи считалась «особенно вредной», строго преследовалась вплоть до либеральных указов Императора Александра I. Было это неспроста: молокане «отвергали православный культ», чтили субботу. По заметному сближению с иудаизмом их даже называли «субботниками», «жидовствующими», «новыми жидами». Подробно прочитать о них можно в любой еврейской энциклопедии.

При этом стоит заметить, что всё это отнюдь не «дела давно минувших дней», свидетельство чему - признания сына Александра Андреевича - заместителя редактора газеты «Завтра» Андрея Фефелова, сделанные им 13 августа 2014 г. в интервью:
«Часть моих предков - выходцы из русского сектантства. И Прохановы, и Фефеловы, и Мазайевы когда-то были крестьянами и принадлежали к молоканской среде. Их потомки, сделавшись купцами, давали своим детям образование, посылали детей учиться в Европу. […] …Вопросы веры, церкви, эсхатологии сопровождали меня с раннего детства. […] Традиция ушла, но связи существуют. Однажды в газету “Завтра” пришла целая делегация молокан. Такие солидные аккуратные бородатые люди со спокойными лицами. Оказывается, Юрий Лужков в тот период почему-то притеcнял молоканскую общину, лишил ее молельного дома. И тогда, зная о нашем происхождении, они пришли к нам за информационной поддержкой. Мы им не отказали и даже приютили их на время. Несколько раз подряд по воскресеньям в редакции “Завтра” проходили собрания молокан и пелись псалмы, сочиненные моими прадедами».
И действительно, предки Александра Андреевича - далеко не рядовые сектанты.
Многое было завязано на двоюродном дедушке Александра Андреевича - Иване Степановиче Проханове (1869-1935). Он также был корневым молоканином, однако в 1875 г. его отец, а в 1886 г. и он сам присоединились к баптистам.
Переход этот был закономерным. В свое время историк Н.И. Костомаров подчеркнул связь появления секты молокан с «развитием в русском народе рациональных умствований».

С биографией И.С. Проханова, этого «русского Лютера», может познакомиться всякий, заглянув в интернет. Там есть все факты, но подлинный смысл их остается как бы за кадром. Потому обратимся к давнему, написанному еще в мае 2005 г. посту из ЖЖ известного русского философа, писателя и публициста Д.Е. Галковского (пусть и спрямляющего некоторые углы и несколько категоричного, но заметившего многое):
http://galkovsky.livejournal.com/52 576.html?thread=37 ..
«Да это понятно, - высказался во время обсуждения одной из тем Дмитрий Евгеньевич, - Кого ещё “главным русским националистом” поставят, да в придачу дадут крупный печатный орган. Это не должен быть “человек проверенный”. Это должно быть “само оно”.
Дедом Проханова был один из активнейших членов английской резидентуры в Российской Империи, Иван Степанович Проханов. Господин Проханов тоже был издателем газет и журналов, за систематическую антигосударственную и антицерковную деятельность выслан в родную Англию. Там окончил богословский колледж в Бристоле. В 1898 году Проханов вернулся в Россию, с места в карьер развернул широкомасштабную подрывную работу. Руководителем Проханова был Ленин (через Бонч-Бруевича). […] Вскоре Проханов стал главой российских баптистов и одним из 6 вице-председателей Всемiрного Союза Баптистов. В 1914 году как прямых пособников Германии, членов социалистических подрывных организаций и немецких шпионов Проханова со товарищи немного прижали. С согласия, одобрения и по прямому совету Англии».
Прибавим к этому, что в описываемое время у И.С. Проханова были налажены связи с такими знаковыми фигурами, как С.Ю. Вите и П.Н. Милюков. Известно также, что Иван Степанович баллотировался в Государственную думу - известный рассадник русской смуты.

Но продолжим цитату из Д.Е. Галковского: «Что делал Проханов в 1917 и далее, думаю объяснять не надо. Впоследствии подлецы выдумали себе “репрессии” и слёзно рыдали примерно в таком ключе: “VI Всероссийский съезд христианской молодежи с участием Ивана Проханова собрался в 1921 году в г.Твери. Едва участники приступили к намеченной программе, как 5 мая по доносу священника местного православного прихода Виноградова, пробравшегося в Тверскую Губчека в качестве следователя, были арестованы 42 участника съезда. 30 человек были вскоре освобождены, а 12 (в том числе и Проханов) переведены в лагерь принудительных работ на срок от одного до трех лет. Но через три месяца центральные власти освободили и их”.
Зацените. “Священник пробрался в доблестную ВЧК и оклеветал верных ленинцев”; “Подверглись чудовищным гонениям, в 1921 году три месяца провели в заключении”. Ужасы.
В 20-х годах Проханов активно разлагал Русскую Церковь, сотрудничая с “живоцерковниками”. Спокойно разъезжал по Европам и Америкам. В 1928 году, находясь в Канаде, Проханов решил в СССР не возвращаться, при этом преспокойно ПРОДОЛЖАЯ быть одним из наиболее активных и влиятельных советских баптистов.
В своих ЗАРУБЕЖНЫХ мемуарах Проханов, первый президент Всероссийского СЕХБ, писал: “В основе политики большевиков в отношении религиозных организаций была свобода для всех, за исключением тех групп и священства, которые участвовали в политической оппозиции новому режиму. Одним из первых шагов советского правительства был декрет об отделении церкви от государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь теряла финансовую поддержку государства... Миллионы рублей были изъяты из церковных касс и это подорвало средства существования Священного Синода, Духовной академии и других церковных институтов. Большинство священников были удалены от служения... Таким образом, низвержение православной церкви было значительным достижением, главной базой религиозной свободы...”».
А кстати, сравните этот пассаж Проханова-деда с текстом «письма махатм» 1926 г., написанного Н.К. Рерихом, по поэтике, как мы уже отмечали, весьма схожего с писаниями Проханова-внука: «На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов».
Прямая перекличка!

«Меня этот Проханов-гейт, - писал в комменте один из читателей приведенного нами поста Д.Е. Галковского, - не то чтобы обезкураживает, сколько просто непонятна удивительная преемственность поколений. Объяснить ее, пожалуй, можно лишь тем, что все это время со старой доброй эпохи была жива питательная среда (клуб, секта или вроде того), “духоборческая” дедушкина прокладка».
На другое, не менее удивительное созвучие, наталкивает и вот эта характеристика И.С. Проханова из книги ученого Л.Н. Митрохина «Баптизм: история и современность» (СПб. 1997):
«По своей целеустремленности, уверенности в успехе своего миссионерского призвания, по организаторской хватке он был фигурой уникальной. Его не привлекала рядовая проповедническая деятельность. Россия, повторял он, представляет собой “духовное кладбище или долину сухих костей”. Но русский народ находится накануне восстания - “это будет подлинное воскресенье, духовное обновление и реформация”. […]
Энергия Проханова была поистине неисчерпаемой. Ему было тесно в рамках немногочисленного объединения. Он постоянно создавал новые союзы, организации, издания курсы и школы, издал не менее 10 сборников духовных гимнов, свыше тысячи (!) из них написал сам (“поэзия слетала с моего пера, как живой цветок”) составил вероисповедание ЕХБ, написал сотни статей, обращений, проектов. […] Его авторитарные методы, не всегда предсказуемые поступки смущали и раздражали более степенных и уравновешенных коллег, порождая дополнительные трения между союзами, несмотря на постоянные заверения во взаимной любви».
Вам ничего это не напоминает? Прочитав это, я, например, понял, что «пассионарность» Александра Андреевича Проханова - черта родовая.

Весь этот background писателя Президент В.В. Путин, по роду своих прежних занятий, вероятно, очень хорошо знает. Потому, видимо, и не идет на контакт с А.А. Прохановым, буквально навязывающим себя (вспомните хотя бы ответы Президента во время «прямой линии» на вопросы Александра Андреевича). При этом Владимiр Владимiрович, как известно, охотно общался с В.Г. Распутиным, А.И. Солженицыным, Н.С. Михалковым.
(Предупреждая возможное возражение, замечу, что причина такой дистанцированности вовсе не в навешенных некогда ярлыках. Ведь и В.Г. Распутина когда-то называли «красно-коричневым».)

Что касается Валентина Григорьевича, то он вряд ли знал подноготную Александра Андреевича, однако безусловною хорошо ее чувствовал.
Какие дрожжи там бродят, узнать нетрудно. Вот, например, взгляд на Русскую историю сына А.А. Проханова - Андрея Фефелова:
«Интересно, что род Романовых - эта когорта государей и государыней - стоит между двумя столпами русской истории: Иваном IV Рюриковичем и Иосифом Сталиным. […] Особняком стоит фигура Петра Первого. Он великий разрушитель и великий строитель одновременно. В чем-то схож с патриархом Никоном и Лениным. […]
Даже демоны русской истории, такие, допустим, как Лев Троцкий, должны быть бережно исследованы и прочтены в едином грандиозном, сакральном контексте. Казалось бы, вот он враг всего русского народа! Но, тем не менее, это “наш” враг, “наш” уникальный демон . И никакая другая история подобную фигуру не произвела. Кстати, если говорить объективно, то Троцкий известен как создатель Рабоче-крестьянской красной армии, которая стала ударной силой собирания территорий Российской империи, рухнувшей в феврале 1917 года».
Нужно ли говорить, что вся эта (по всей вероятности, семейная, прохановская) историософия, была глубоко чужда Валентину Григорьевичу Распутину.

Напрасно в свое время волновался Виктор Астафьев за своего собрата: не повлияли на Валентина Распутина, не испортили его патриоты, вроде Проханова, которые Виктору Петровичу немилы были, по его словам, «за славословие революций». Не могли повлиять.
Находиться в одном помещении, хлебать из одной мисы - еще не значит быть единомышленниками.
Давно сказано: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2, 19) .
И сейчас, после кончины Валентина Григорьевича, эта несовместимость, по предельной деликатности писателя, почти что никак не являвшая себя на людях (разве что «необщение» свидетельствовало об этом), стала совершенно неоспоримой.

Однако другая «опаска» В.П. Астафьева оказалась не столь уж пустой. В письме В.Я. Курбатову, отправленном в феврале 1994 г., он сетовал на то, что «товарищи Зюганов и Проханов с гордостью трясут вашими умствованиями и духовными на “народную тему” напоминаниями».
Всё это теперь, вроде бы, подтверждается. В разбираемой нами статье-манифесте А.А. Проханов перед тем, как навести тень на плетень, так прямо и пишет: «Недаром Валентин Григорьевич в годы перестройки подписал “Слово к народу”, недаром после он был близок к коммунистам, к Геннадию Андреевичу Зюганову».
Но возможно ли было избежать этого тогда ? Интересы народа и страны для таких, как В.Г. Распутин, были выше собственных амбиций и чистоты риз…

В обозреваемой нами статье «Распутин: империя и народ» А.А. Проханов поминает, собственно, одно произведение - повесть 1976 г. «Прощание с Матёрой».
Но вот как он выворачивает ее содержание: «…Русские, надрываясь на стройках, покидая и пуская под воду свои деревни, словно легендарный град Китеж…»
То есть САМИ (а вовсе не государство) ДОБРОВОЛЬНО пускают под воду свои избы, кладбища, поля!
Помимо открытого глумления над болью русского писателя и его народа (тут я категорически не согласен с теми, кто пишет, что «Прощания с Матёрой» Проханов-де «не понял»), такое прочтение, уже не распутинского текста, а «Сказания о Граде Китеже», свидетельствует о некой духовной порче выпустившего из-под пера такое.

Кадр из фильма «Прощание» по повести В.Г. Распутина. Режиссеры Лариса Шепитько и Элем Климов. 1981 г.

Нужно быть глубинно нерусским человеком, чтобы столь изощренно извращать один из архетипов нашего сознания.
Русский мессианский город «с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями» скрылся под воду «чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый», разорив Русь, подступил к нему.
«Его жители даже не собирались защищаться и только молились». Именно по тем молитвам «не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою».
Что касается наших Матёр, то под воду пускали их советские власти: местные - по указанию центральных. И оттуда, из водного зазеркалья, ту прежнюю Россию уже никому не достать. До тех пор пока она САМА (не выманенная «красными» или какими-либо иными заклинателями, а именно сама, по своей воле) оттуда не выйдет.
Выйдет же непременно, когда придет срок - «Последний срок».
«И досель тот град невидим стоит, - откроется перед страшным Христовым судилищем».

Кадр из фильма «Прощание». 1981 г.
Трудно это понять тем, кто вырос на асфальте. Недостаточно даже два года лесником прокуковать и в геологические партии ходить. Да и к чему такие жертвы? Дело тут не в городе как таковом. Речь о душе. «Где сердце твое, брате?.. Где душа твоя, сестрица?..»
Трудно стать русским, не веря тому, во что верует народ, сыном которого ты себя числишь.
И прежде, чем учить других, сам пойди в ученики. Сядь с Марией у ног Христовых и послушай.
Тот же Валентин Распутин не посчитал для себя зазорным сделать это на 44-м году от роду, за что был хамски осмеян постоянным автором газеты «Завтра» Владимiром Бушиным.

Но у некоторых слушать что-то плохо выходит…
Вот последний номер газеты «Завтра», от 2 апреля. Как водится, передовица А.А. Проханова. В ней рассказывается о его недавней поездке в Сербию, а в конце - о «богослужении в соборе Святого Саввы… самом большом соборе в Белграде» (здесь и далее мы сохраняем оригинальную авторскую орфографию): «…Когда мы причащались, когда я вкушал из рук владыки вино и хлеб, вдруг испытал такой прилив света, любви и красоты».
Выходит для Проханова Тело и Кровь Христовы просто «вино и хлеб», да еще принимает он Их «из рук владыки», а не со лжицы из Евхаристической чаши? Любому церковному человеку и объяснять не нужно, о чем такое словоупотребление говорит…

Интересно, что другой ниспровергатель В.Г. Распутина (но уже со стороны либералов) Дмитрий Губин, о котором мы писали в одном из прошлых наших постов, синхронно (в передаче от 3 апреля) говорил, по существу, о том же самом, но уже в запредельно недопустимой форме. (Мне очень больно приводит эти слова, но, не сделав этого, мы едва ли поймем, с чем имеем дело.)
http://gubin-live.podster.fm/91
Для оправдания оскорбительной постановки «Тангейзера» в Новосибирске прошедший выучку в Англии Губин нашел не менее кощунственные выражения: «Любой родитель, который отводит детей на первое причастие, он отводит ребенка есть тело 33-летнего еврея и пить кровь 33-летнего еврея. Потому что таинство состоит в том, что вино и хлеб претворяются (это вам скажет любой священнослужитель Русской Православной Церкви) в настоящие и подлинные тело и кровь Христовы. Но мы же не бежим в прокуратуру с требованием остановить трупоядение. Мы понимаем: церковь так живет, она так устроена, это их территория, они не мешают тем, кого возмущает каннибализм в любом другом месте…»

Но вернемся к Александру Андреевичу, который, как мы помним, описывал свое Причастие в белградском соборе. (После Губина оно выглядит даже благочестивым.)
Буквально на обороте страницы, на которой напечатано это откровение, опубликована его же статья под весьма символичным, таящим в себе множество смыслов названием: «Истинный ариец». Она о недавней гибели во Франции пассажирского самолета и о летчике-немце, считающимся ныне виновником трагедии.
«…На мой взгляд, - пишет А.А. Проханов, - речь идёт о психиатрии целого народа - народа немецкого, народа, который пребывает сегодня в таком состоянии, что отдельно взятый немец, являясь частью этого народа, в состоянии совершить подобные акции самоубийства. […] Он показал, что Германия, которую так уничтожают, она вместе с собой в преисподнюю, в Валгаллу унесёт всё остальное человечество. […] …Эта таинственная и ужасная смерть может трактоваться как психиатрический диагноз сегодняшнего состояния германской нации».

Все эти рассуждения сами по себе, конечно, чудовищны и эпатажны, но, признаем, вписываются, всё же, в определенную систему ценностей.
Более того, этот первый удар по нервам микширует, как нам кажется, главный смысл, ради чего, собственно, видимо, и был создан этот текст:
«…Сам акт самоубийства вовсе не значит, что это акт страдания и желание порвать с жизнью. Быть может, этот акт следует трактовать как акт восстания. Может быть, немец или Германия, находящиеся в страшном унижении, стремясь вырваться из-под контроля, прибегают к последнему средству - к смерти, которая спасает человека от этого контроля.
Причём эта смерть не является рядовой смертью, смертью индивидуальной. Она является смертью, связанной с порывом в другие, грядущие германские измерения. И эта смерть носит ритуальный характер, поэтому пилот увлёк за собой в эту смерть 150 человек. Это была не просто смерть одиночки. Это было самосожжение на виду у всего мiра, самосожжение или самоубийство вопреки этому мiру».
Словосочетания: «акт восстания», «стремление вырваться из-под контроля», «последнее средство», учитывая мiровоззрение автора, безусловно, несут в себе положительные смыслы.
Их органично дополняют другие: «ритуальный характер», «увлечение за собой в эту смерть 150 человек».
И заключительный аккорд: «Это было самосожжение на виду у всего мiра […] вопреки этому мiру».
Тут уж апофеоз смерти, как «творческого акта». Раскольничьи гари! Священный суицид!
Сектантская закваска - куда же от тебя денешься?
Не зря, видимо, некоторое время общавшийся с Александром Андреевичем поэт Алексей Широпаев называл его «Красным Шаманом».
С гремящим бубном, выкриками-заклинаниями, верчением и подскоками…

Примечательно, что некоторая двусмысленность не скрыла, тем не менее, от «своих» главный нерв.
«По моему, - откликнулся один из постоянных авторов комментов на сайте газеты “Завтра”, - прятаться всё время за Бога, ссылаться на Бога, говорить о боге, надеяться на бога, - это ещё большая трусость, чем суицид. Это ещё и лишение себя свободы самостоятельного выбора, лишение себя ответственности за судьбу своей страны и своего народа - дескать всё в руках божьих».
Таковы подлинные птенцы гнезда Проханова.

Но в чем тогда смысл всех этих блёсток, мишуры, «православной» риторики Проханова, его поездок по монастырям-скитам-старцам?
Попытка ли это натянуть перед - всё еще оставшимся в сердцевине своей православным - русским народом овечью шкуру? Эксплуатация ли это авторитета чтимых Русским мiром православных подвижников для своих политических проектов?
Не будем гадать. Главным для нас является тот безспорный факт, что за всем этим - обман и ложь. Пусть даже, как некоторые считают, «во благо». Благими же намерениями, твердо знали наши предки, вымощена дорога в ад.
И еще одно (не менее важное): убеждая себя и других, что он отправляется в паломничество, на деле Александр Андреевич занимается двумя вещами: «агитпробегом» или «православным туризмом». Он так и не распахнул душу свою перед Богом, Который Сам бы и сотворил там Благое.
Порой, даже посещает мысль: хочет, но...не может.
И тут самое место повторить слова критика В.Я. Курбатова, обращенные им к В.П. Астафьеву: «Происходит это от неверия, от безрелигиозности. Боюсь, что он теперь в чем-то даже и расходится со своим народом, который повернул к Богу. Ему это кажется фарисейством, и, похоже, он не видит там спасения. […] Покоя нет, Стержня нет». (С небольшой, всё же, поправкой: не от «безрелигиозности» или атеизма, а - в данном случае - от искаженной сектантством духовности.)

Однако посмотрите, какой интересный расклад выходит. По одну сторону - так уж вышло! - Господь наш Иисус Христос, Вера наша Православная, писатель наш русский Валентин Григорьевич Распутин. А по другую - такие вроде бы разные по мiровоззрению и занимаемой политической позиции - писатель-патриот А.А. Проханов и либеральный журналист Д.П. Губин, которому регулярно предоставляет эфир пропрезидентское радио «Комсомольская правда».
Не правда ли, есть над чем призадуматься?

В этих непростых размышлениях, перед лицом предстоящего нелегкого выбора, помощником нашим, вольно или невольно, выступает Валентин Распутин. Он один из тех оселков, на которых многое (и многие), так или иначе, проверяются: на излом, на верность, на идеалы.
Смерть прояснила.
И тут на память неожиданно приходит заголовок давней рецензии на одну из последних повестей писателя: «“Пожар” высветил».
Если бы не этот печальный уход, подумалось, многие из нас, прочитав или послушав приведенные нами слова, в очередной раз так бы и прошли мимо, разве пробурчав себе под нос: «Снова он чудит».
Кончина Валентина Григорьевича, которого при жизни называли «совестью народа», напомнила и нам о нашем долге, сделала нас строже к себе и другим…

Из цикла: беседы с известными людьми.

Советский и российский писатель, сценарист, публицист, общественный деятель.

Член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982). Кавалер орденов «Красного Знамени», «Трудового Красного Знамени» (1984), «Знак Почёта» и «Красной Звезды».

Родился 26 февраля 1938 года, в Тбилиси. Предки, молокане, с Тамбовщины попавшие в Закавказье.

Его дед был родным братом Ивана Степановича Проханова — лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911), эмигрировшего из России в 1928 году.

Сын его, Ярослав Иванович, известный ботаник, был арестован в 1938 году по статьям 58-10 и 58-11 (контрреволюционную деятельность), но сумел договориться о передаче очень большого наследства, которое оставил ему за границей умерший в 1935 году Иван Степанович.

*И тогда можно было договориться. Чего уж там. Было бы за что.

И таким образом в 1939 году был освобождён, с него сняты все обвинения, хотя преследования и в дальнейшем продолжались уже из-за того, что он, будучи учеником Н. И. Вавилова, продолжал пропагандировать классическую генетику.

Александр Андреевич окончил московский авиационный институт в 1960-ом, но уже на последнем курсе института стал писать стихи и прозу. Проработав после института инженером в НИИ два года, ушёл в лесники в Карелию, водил туристов в Хибины, участвовал в геологической экспедиции в Туве.

*Так сказать набирался житейского и писательского опыта. Везде понемногу.

В 1968 году начал работать в «Литературной газете» и первым в своём репортаже описал события на острове Даманский во время советско-китайского конфликта в 1969 году. С 1970 году передаёт репортажи, будучи корреспондентом в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе. В 72-ом становится членом СП СССР (ему было 34 года) и продолжает публиковаться в «Литературной газете», в журналах «Молодая Гвардия» и «Наш современник». Кроме того два года работает главным редактором журнала «Советская Литература» (1989-1991).

В КПСС не вступал.

В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где становится главным редактором. 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддерживает ГКЧП.

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал ВС РФ. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время».

*Как видите опыт у Проханова политической борьбы уже был большой.

5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды - в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных.

В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген», где он художественно отобразил версию об организации взрывов жилых домов в России в 1999 году спецслужбами России, получает премию «Национальный бестселлер».

Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).

Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов.

*Так коротенько о биографии А. А. Проханова, в которой прослеживаются гены родни, характер самого журналиста и его жизнь во все три периода времени, что протекали у нас на глазах.

А теперь, собственно, само интервью с Александром Андреевичем. Мои примечания курсивом.

«СССР был уникальным проектом. Советское можно копировать, но всё же лучше строить что-то своё».

А. А. Проханов

Размышления А. Проханова на страницах «АиФ» №15 2014 год. Записал Виталий Цепляев.

О русской силе.

Если российская государственность продолжит усиливаться, то и наше геополитическое пространство будет расширяться. И не обязательно мы должны включать какие-то новые земли, как Крым. Объединение русского мира можно делать и без танковых колонн и без подразделений спецназа.

К примеру, Союзное государство Россия и Белоруссия.

Кудрин (экс-министр финансов) говорит о 150-160 миллиардах долларов, которые могут утечь из страны в 2014 году. Это в связи с присоединением Крыма.

Но цена, которую мы заплатили за присутствие «кудриных» в нашей политике исчисляется в триллионах долларов.

*Не получится создавать какой-то отдельный «славянский мир» Александр Андреевич. Если бы «славянский базар» я бы согласился. И с названием тоже. Вы ж посмотрите, сколько национальностей и конфессий существует бок о бок на территории РФ. И сколько въезжающих в РФ не славян на время, на ПМЖ, неофициально

К примеру, армяне в своём государстве – христиане, но они на 99,9% — армяне. Азербайджан, отделившись и став мусульманской страной, вроде терпимо относится к русскоязычному населению. Но пусть попробует армянин, хоть в единственном числе, или ещё кто-то, другой национальности и в массовом порядке, приехать туда на заработки…

А теперь после примеров, прикиньте, сколько субъектов этих наций проживают на территории РФ. Официально, неофициально, временно, постоянно…

Насчёт же типов вроде «кудриных» согласен. Столько их было, что одной заработной платы, что им давали будет на много миллионов.

О «сердюковщине».

«Сердюковщина» стала понятием нарицательным, как «смердяковщина» Достоевского.

*Все возмущены, все понимают губительность существующей в России «сердюковщины», а сделать что-либо на основании закона не могут. Значит, есть такие силы в государстве, которые стоят выше закона. А это только те, кто их придумывает и те, кто их утверждает.

О точках развития.

«Первое, чем нужно заняться – оборонка…

Модернизация ОПК (оборонно-промышленный комплекс) потянет за собой модернизацию целых сфер жизни, всей среды обитания»

«Второй суперпроект связан с землёй. Возможно, сейчас мы перестанем приобретать модифицированные западные продукты, вспашем свою русскую пашню и заведём свой скот.

И Россия станет цветущей ультрасовременной аграрной державой.

*С этими двумя наиважнейшими направлениями я согласен целиком и полностью. Только добавлю, что все границы: наземные, морские и воздушные должны опять быть закрыты «на замок». Хотя бы временно, а для нежелательных лиц и компаний, возможно, и навсегда.

Иначе наша постоянная расхлябанность, заложенная в генах дружелюбность, лень и «короткая память» могут привести к постоянному проникновению на территорию страны чуждых элементов, вредителей, и не только незаконным путём.

А насчёт вспашки не забыть бы опыт целины 50-х годов прошлого века. Чтобы не получить после грандиозных успехов первых лет целины, падение урожаев и восстановления земель до пахотного состояния в течение полутора десятков лет.

О символах СССР.

Возвращение ГТО, ССО, звание героев Труда, ВДНХ – это косметика, копирование образцов. Советский стиль уникален, его воспроизвести невозможно!

Мы переживаем период мощного исторического творчества, когда вновь создаётся государство Россия. Начиная с 1991 года его по существу не было.

«Вместо государства была липкая, мерзкая, отвратительная лужа, в которой сидело пьяное чудовище. На месте этой лужи ничего и никогда не должно было вырасти».

А мы — опять вырастаем!

И каждая грань вновь растущего кристалла должна иметь новое название. История не может двигаться вспять.

*История и не движется вспять. Она повторяется. Ладно, когда несколько поколений прошло, а то даже на памяти одного поколения.

О нашей миссии.

Всех достал золотой телец с его гегемонией денег, с приматом мерзкой банковской математике. Люди хотят взлёта, хотят чуда…

И Россия, пусть порой в жёстких формах, приближает надежды людей.

Путин упрекнул Запад, что тот всё больше становится похож на Содом, поправ христианские ценности.

В то же время, несмотря на то, что в России есть дикое расслоение, есть прощённый Сердюков, есть грабёж страны со стороны мздоимцев-чиновников, есть столько всяких сук, место которым на суках, Путин взял на себя миссию сбережения христианских ценностей.

И это огромное мировоззренческое движение вселяет надежду, что с Россией всё будет в порядке.

*Возрождение ценностей, это многие россияне, Александр Андреевич, приветствуют. Только вот почему одних христианских. И не получилось бы, что под «шумок» христианство начнёт занимать всё более важное место в политике государства российского. Заодно богатея, наглея, используя своё влияние на умы. А это ведь тоже опасно. Не так всё хорошо у православия, как хочется видеть тем, кто всё больше склоняются к вере.

И, последнее.

«Мои книги – лаборатория, где я формировал свои представления о русской истории и русском мессианстве. Все эти романы о государстве Российском. Я ездил по стройкам и заводам, по нефтяным полям, писал о походах ядерных лодок. Испытывал восторг от побед моего государства и ощущал тоску, когда оно вдруг упало и разбилось.

Но сегодня я вижу, что моё государство возрождается, и снова пишу об этом.

Роман, который я завершаю, описывает всё то, что предшествовало крымским событиям. Такое «предкрымье»…

*Чувствуется, какая ностальгия? Это не упадок сил, и не разочарование в конце пути. Это правдивое изложение своих мыслей без намёка на «пиар». Зачем ему, уже давно известному писателю, нужен «пиар»?

Послесловие.

В дополнение к вышеизложенному хочу вам показать небольшую информацию о том, как на Проханова за статью «Певцы и подлецы» в газете «Известия» от 17 августа 2014 года и на саму газету подан в суд иск.

МОСКВА, 28 октября - РИА Новости. Лидер рок-группы «Машина времени» Андрей Макаревич (р.1953), если выиграет суд у «Известий» и писателя Александра Проханова, планирует потратить деньги на благотворительность.

«…Андрей Вадимович подал в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчики - газета «Известия» и писатель Александр Проханов, чьи комментарии были особо возмутительны», - рассказал Чернин (секретарь Макаревича). По его словам, иску предшествовала переписка с главным редактором. «Мы требовали опровержения, газета отказалась его разместить, и тогда пришлось подать иск в суд», - добавил пресс-секретарь.

«В публикации утверждается, что Макаревич дал концерт в Славянске в украинской воинской части, но на самом деле он выступал в лагере беженцев в городе Святогорск», - уточнил Чернин.

По словам Чернина, если музыкант выиграет дело, то все деньги он перечислит детям-беженцам, пострадавшим от военных действий на Украине.

*Кстати денег затребовал Макаревич за свою честь, достоинство и деловую репутацию в количестве – 1 000 000 рублей.

Отыграл по суду 500000 рублоей, но писатель подал аппеляцию в Мосгорсуд на решение Савеловского суда города Москвы.

Так у меня вопрос к читателям, которые прочли этот выпуск «Разговоры с известными людьми» до конца:

Не кажется ли вам, что такой «базар» среди творческой интеллигенции абсолютно не ведёт к «славянскому Миру» и миру вообще?

А вот на «мозги» масс действуют отрицательно, показывая, кто есть кто?!

Мои выводы.

Я склоняюсь к мысли, что гены, знание человеком о своих родичах с детства, размышления, дают в конце концов то развитие личности, в которой присутствуют черты его пра- пра- родичей. Но вот как использует личность в дальнейшем всё это, дело отдельно каждого. На пользу окружающим или только себе, что в итоге получаем мы, окружающие, от таких личностей – это вопрос?

В данном случае я не могу сказать, что личность Проханова, его биография и творчество может отрицательно подействовать на умы окружающей среды. И он всё же занимает достойное место в среде части творческой интеллигенции, к словам которой можно и прислушаться…

Или хотя бы взять на ум.

Алтаич

с. Алтайское

Александр Проханов, биография которого приведена в этой статье, - известный отечественный писатель, общественный и политический деятель. Является главным редактором и издателем газеты "Завтра".

Биография политика

Александр Проханов, биографию которого вы можете прочитать в этой статье, родился в Тбилиси в 1938 году. Его предки были молоканами. Это представители отдельной ветви христианства, которые не признают креста и икон, не совершают крестного знамения и считают грешным есть свинину и пить спиртное. Они были родом из Саратовской и Тамбовской губерний. Оттуда перебрались в Закавказье.

Дед Проханов был молоканским богословом, являлся родным братом Ивану Проханову, основателю Всероссийского союза евангельских христиан. Хорошо знаком и дядя Проханова, который был известным в СССР ученым-ботаником, был репрессирован в 30-е годы, но позже реабилитирован.

Александр Проханов, биография которого есть в этой статье, в 1960 году окончил После пошел работать в НИИ инженером. Еще будучи студентом старших курсов, взялся за написание стихов и прозаических произведений.

В 1962-1964 годах трудился лесником в Карелии, работал экскурсоводом, водил туристов в Хибины, даже принимал участие в геологической экспедиции в Туве. Именно в те годы Проханов Александр Андреевич, биографию которого можно узнать из этой статьи, открыл для себя таких писателей, как Владимир Наборов и Андрей Платонов.

Литературная карьера

В конце 60-х герой нашей статьи решил для себя, что свяжет свою дальнейшую судьбу с литературой. В 1968 году он пришел в "Литературную газету". Уже через два года в качестве специального корреспондента отправился делать репортажи в Никарагуа, Афганистан, Анголу и Камбоджу.

Один из главных журналистских успехов Проханова - репортажи о событиях который произошел в то время на советско-китайской границе. Он стал первым, кто стал об этом открыто писать и говорить.

В 1972 году журналиста Александра Проханова, биографию которого вы сейчас читаете, приняли в Союз писателей СССР. В 1986 году стал публиковаться в толстых литературных журналах "Наш современник", "Молодая гвардия", продолжал сотрудничество с "Литературной газетой".

В 1989 году Проханов стал главным редактором журнала "Советская литература", входил в редакционную коллегию журнала "Советский воин".

Газета "День"

Во время перестройки занял активную гражданскую позицию. В самом конце 1990 года Проханов создает газету "День". Сам становится ее главным редактором. В 1991 году он опубликовал знаменитое антиперестроечное обращение, которое озаглавил "Слово к народу". В те времена газета становится одним из самых радикальных и оппозиционных средств массовой информации, выходит вплоть до октябрьских событий 1993 года. После этого власти закрыли издание.

В 1991 году Александр Проханов, биография которого содержится в этой статье, был доверенным лицом генерала во время выборов президента РСФСР. Макашов баллотировался от Коммунистической партии РСФСР. В итоге он занял только пятое место, набрав менее 4% голосов избирателей. Победил тогда Борис Ельцин, заручившийся поддержкой 57 с лишним процентов голосов россиян. Во время августовского путча наш герой открыто выступил на стороне ГКЧП.

В 1993 году Проханов в своей газете "День" назвал действия Ельцина государственным переворотом, призывая поддерживать членов Съезда народных депутатов и Верховный Совет. Когда танки расстреляли советский парламент, газету "День" запретили решением Министерства юстиции. Помещение, в котором располагалась редакция, разгромил ОМОН. Сотрудников избили, а имущество уничтожили, как и архивы. К тому времени запрещенную газету печатали в Минске.

Появление газеты "Завтра"

В 1993 году зять писателя Проханова по фамилии Худорожков зарегистрировал новую газету - "Завтра". Ее главным редактором стал Проханов. Издание выходит до сих пор, многие обвиняет его в публикации материалов антисемитской направленности.

Газета в 90-е славилась жесткой критикой постсоветского устройства, в ней часто публикуются материалы и статьи популярных оппозиционных деятелей - Дмитрия Рогозина, Владимира Квачкова, Сергея Кара-Мурзы, Максима Калашникова.

Газета фигурирует во многих современных художественных произведениях искусства. Например, в романе "Моноклон" Владимира Сорокина или в "Акико" Виктора Пелевина. Глеб Самойлов посвятил этой газете даже свою одноименную песню.

В последние годы издание изменило свою концепцию. В ней появились публикации государственно-патриотического содержания. Проханов провозгласил проект "Пятая империя", при этом он стал более лояльным к власти, хотя по-прежнему нередко критиковал существующее положение в стране.

В 1996 году Проханов вновь принял активное участие в президентской кампании. На этот раз он поддержал кандидатуру Решить судьбу победителя в первом туре не удалось. Ельцин набрал 35%, а Зюганов - 32. Во втором туре Ельцин одержал победу с результатом в 53 с небольшим процента голосов.

Политическая активность Проханова многих не устраивала. В 1997 и 1999 годах он подвергался нападениям неизвестных.

"Господин Гексоген"

В качестве писателя Проханов стал известен в 2002 году, когда издал роман "Господин Гексоген". За него он получил премию "Национальный бестселлер".

События развиваются в России в 1999 году. Произошедшая в то время серия взрывов в жилых домах представляется как тайный заговор власти. В центре повествования оказывается экс-генерал КГБ по фамилии Белосельцев. Его привлекают к участию в операции, конечной целью которой является приход к власти некоего Избранника.

Сам Проханов признавался, что в то время рассматривал Путина как человека команды Ельцина. Но со временем изменил свою точку зрения. Проханов стал утверждать, что именно Путин жестко остановил распад страны, убрал олигархов от непосредственного управления ею, организовал российскую государственность в ее современном виде.

В 2012 году вошел в состав Совета по общественному телевидению, который был сформирован указом президента Владимира Путина. В настоящее время занимает пост заместителя председателя совета при федеральном Министерстве обороны.

Икона со Сталиным

Проханова многие знают благодаря его эпатажным поступкам. Например, в 2015 году он пришел на заседание пленума Союза писателей России, которое проходило в Белгороде, с иконой "Богоматерь Державная". На ней был изображен Иосиф Сталин в окружении военачальников советского времени.

После этого икону принесли на Прохоровское поле во время торжеств по поводу знаменитого танкового сражения, во многом решившего исход Великой Отечественной войны.

При этом Белгородская митрополия официально сообщала, что на службе присутствовала не икона с генералиссимусом, а картина, которая была написана в иконописном стиле, так как никто из изображенных на ней персонажей не был причислен к лику святых Русской православной церковью. А некоторые и вовсе были гонителями церкви.

Также широко известно, что Проханов увлекается примитивизмом и коллекционирует бабочек. В его собрании уже около трех тысяч экземпляров.

Личная жизнь

Конечно же, рассказывая биографию Александра Проханова, о семье нельзя не упомянуть. Она у него большая и крепкая. Его супругу звали Людмила Константиновна. После свадьбы она взяла фамилию мужа.

В биографии Александра Проханова семья, дети всегда были в числе главных приоритетов. С женой он прожил в браке до 2011 года. Она скоропостижно умерла. У них остались дочь и двое сыновей. Дети в личной жизни Александра Проханова (биография его полна интересными событиями) играют важную роль.

Сыновья Проханова

Определенную известность в обществе заработали его сыновья. Андрей Фефелов стал публицистом, является главным редактором интернет-канала "День". Высшее образование получил в МИСИ, окончил инженерный факультет.

После вуза сразу отправился в армию, служил в пограничных войсках. Во время перестройки встал на путь отца, стал публицистом и писателем, начал публиковаться в политических журналах. В 2007 году получил пост главного редактора в газете "Завтра", где работал его отец. У него семья.

Второго сына зовут Василий Проханов, он автор-исполнитель. В биографии Александра Андреевича Проханова семья имеет важное значение. Он всегда ей уделял много внимания. Биографией, личной жизнью Александра Проханова интересуются все поклонники его творчества.

Судебные разбирательства

Неоднократно Проханов становился участником судебных разбирательств. В 2014 году он написал для "Известий" статью под названием "Певцы и подлецы". В ней рассказывалось о выступлении Андрея Макаревича перед украинскими военнослужащими. Проханов утверждал, что сразу после концерта солдаты отправились на позиции обстреливать мирных жителей Донецка.

Суд обязал опровергнуть эти факты, а также выплатить Макаревичу 500 тысяч рублей за моральный вред. Затем городской суд отменил решение нижестоящего суда и обязал разместить только опровержение.

Творчество Проханова

Русский по национальности Александр Проханов. В биографии его обязательно нужно об этом упомянуть. Его стиль отличается оригинальным и колоритным языком. В нем много метафор, необычных эпитетов, а каждый персонаж индивидуализирован.

У Проханова практически всегда реальные события соседствуют с совершенно фантастическими вещами. Например, в уже упоминавшемся в этой статье романе "Господин Гексоген" олигарх, похожий по описаниям на Березовского, попав в больницу, просто тает в воздухе. А Избранник, в котором многие угадывали Путина, сев за штурвал самолета, превращается в радугу.

Также в его творчестве можно заметить симпатию к христианству, всему русскому. Сам он до сих пор считает себя советским человеком.

Ранние произведения

Первыми произведениями Проханова стали рассказы, которые он публиковал в газетах и журналах. Многим запомнился его рассказ "Свадьба" 1967 года.

Его первый сборник под названием "Иду в путь мой" был опубликован в 1971 году. Предисловие к нему написал популярный в то время Юрий Трифонов. В нем Проханов описывает русскую деревню с ее классическими обрядами, самобытными персонажами и устоявшейся этикой. Спустя год он издает еще одну книгу о проблемах советской деревни - "Неопалимый цвет".

Его первый роман напечатали в 1975 году. Он назывался "Кочующая роза". Он имеет полуочерковый характер и посвящен впечатлениям автора от поездок по Дальнему Востоку и Сибири.

В нем, а также в нескольких последующих произведениях Проханов обращается к проблемам советского общества. Это романы "Место действия", "Время полдень" и "Вечный город".