Первый период в истории греции. «Периодизация истории Древней Греции. Упадок Древней Греции

Истории Древней Греции

Географическое положение, этнообразование и периодизация

Лекция 8. Зарождение античной цивилизации

Географические рамки Древней Греции не были постоянными. Начало развития – Эгейский регион (Балканское, Малазийское, Фракийское побережье, острова Эгейского моря) и территория Балкан. В VIII–VI вв. до н. э. освоена Сицилия, южная Италия и побережье Черного моря. К концу IV в. до н. э. в составе эллинистических государств оказались Ближний, Средний Восток до Индии и Египет до первых порогов Нила. В основном Греция – горная страна. Долины и равнины составляют 20 % территории. Благоприятные условия для быстрого развития племен. Близость народов Древнего Востока – это зона пересечения воздействия цивилизаций Месопотамии и Египта. Приморское положение и изрезанность береговой линии привели к развитию городов как центров торговли и ремесел. Климат субтропический. Большое количество полезных ископаемых: белый мрамор, серая и красная глина, золото и пр.

Этнообразование. В отличие от стран Древнего Востока в Эгейском бассейне – этническая однородность. Эти области были заселены греческой народностью, которая представлена четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы, эолийцы. Каждая группа говорила на своем диалекте, имела особенности в обычаях и религии. Но отличия были незначительны. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли на юг Балкан в конце III тыс. до н. э. В конце II тыс. до н. э. под напором дорийцев, шедших из Македонии, ахейцы ассимилировались и были вытеснены в горы. Их потомки проживали в Аркадии и на Кипре. Дорийцы заселили основную часть Пелопоннеса: Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду, острова Крит и Родос. Близки дорийцам были жители Эпира и других областей Западной Греции. Ионийцы поселились в Аттике, центральной части Эгейского моря (Самос, Хиос, Лемнос, Эвбея, Иония) и области Малой Азии. Эолийцы проживали в Беотии, Фессалии и в области Эолида на побережье Малой Азии к северу от Ионии, в том числе на о. Лесбос. Кроме греков в Эгеиде проживали остатки догреческих племен: лелеги. пеласги, карийцы, которые в этногенезе заметной роли не сыграли. В Македонии проживали македонцы – отдельная ветвь греческой народности. Термины «греки» и «Греция» появляются позднее, в Риме.

1. III – II тыс. до н. э. – «Эгейский» (крито-микенский) период: зарождение первых обществ и первых государств на Крите и юге Балкан.

2. XI – IX вв. до н. э. – «предполисный» или гомеровский («темные века»): господство родоплеменных отношений.

3. VIII – VI в. до н. э. – «архаический» период: формирование полисной системы и государства; Великая греческая колонизация (Средиземное и Черное моря).



4. V–IV в. до н. э. – «классический» период: расцвет древнегреческой цивилизации, политического строя, культуры, экономики.

5. Вторая половина IV– середина I вв. до н. э. – «эллинистический» период:

а) восточные походы Александра Македонского, образование эллинистических государств (30-е гг. IV в. – 80-е г. III в. до н. э.);

б) функционирование эллинистических обществ и государств (40-е годы III – середина II в. до н. э.);

в) кризис системы и завоевание Римом на западе, Парфией на востоке (середина II – I вв. до н. э.).

8.2. Возникновение первой цивилизации в Европе

Началом европейской цивилизации считается крито-микенская культура. Ее исследование начинается с XIX в. (Генри Шлиман, Артур Эванс). Древнейшие неолитические поселения на Крите датируются 1600–1400 гг. до н. э. Первые жители Крита знали гончарное дело, строили дома из обожженного кирпича, занимались земледелием, изготавливали зеркала, антропоморфные фигурки из глины и камня. Эта цивилизация не была родственна материковой Греции. На втором этапе поселения преобразуются в город с регулярной планировкой и к концу периода появляются крупные здания с множеством комнат. В ранний бронзовый век (III–II тыс.) начинается волна миграции и смешение эмигрантов из Азии с критским населением. Расцвет Крита наступает в 1600–1400 гг. до н. э. По имени первого правителя – Миноса (приблизительно XV в. до н. э.) эту цивилизацию назвали минойской (согласно греческой мифологии он – сын Зевса и Европы, его супруга – дочь Солнца). Источник процветания Крита – заморская торговля. Крит контролировал морские пути из Эгейского моря на юг. Минойцы были очень религиозны: в раскопках много культовых вещей, и главная фигурка – женщина-богиня. Верующие на изображениях больше испытывают восторг, но не страх. Поклонение умершим скорее отсутствовало. Только зажиточных людей хоронили в высеченных в скале склепах или гробницах, что свидетельствовало о ранней социальной дифференциации.

Наглядное представление о минойской культуре дает Кносский дворец – комплекс построек хозяйственного, жилого и культового назначения. В нем нет оборонительных сооружений, следовательно, население не было воинственно. Это доказывает и отсутствие батальных сцен в сюжетах многочисленных фресок. На Крите существовала письменность (линейное письмо «А», которое до сих пор остается нерасшифрованным).

В середине XV в. произошло извержение вулкана и взрыв кальдеры на острове Санторин. Большая часть Крита оказалась засыпана пеплом. Довершает разрушения волна цунами, которая разрушила весь север острова. Критская цивилизации погибла, а остров вскоре был покорен обитателями материковой Греции – ахейцами.

У ахейцев прослеживается сильное влияние Крита. В XVII веке до н. э. возникают письменность (линейное письмо «Б», расшифрованное в XIX в.) и дворцы, похожие на Кносский. Облик культуры, несмотря на преемственность, отличается. Прежде всего, это выражено в военизированности общества. Ахейцы основали торговые поселения по всему Восточному Средиземноморью и в гаванях на Центральном и Западном побережьях Средиземноморья.

С конца VIII в. до н. э. начинается движение «народов моря» – агрессивных азиатских племен. Это явилось причиной гибели Микенской Греции в XII в. до н. э. Многое было разрушено и утрачено: на несколько веков было забыто искусство письма, в строительстве перестали использовать камень, Греция превратилась в «деревянную» страну. Вновь возрождаются родоплеменные отношения. Период влияния «народов моря» вошел в историю как «темные века». Одновременно с севера и северо-запада появляются племена дорийцев (родственны ахейцам). С их появлением изменилась экономика: резко сокращено количество металлических изделий, в сельском хозяйстве сокращаются запашки, следовательно, снижение урожайности. Секрет получения железа из руды позволил преодолеть кризис к X в. до н. э.: теперь каждая община самостоятельно могла обеспечить себя инвентарем и оружием. Из этого следует изменение социально-политической ситуации – изоляция общин друг от друга. Греческое общество становится конгломератом общин при господствующей роли аристократии. Большинство обществ имеет царей, власть которых ограничена народным собранием. Вновь начинается подъем культуры. Поселения приобретают вид городов. Во второй половине IX в. возникает полисное устройство. У греков было свое название этого процесса – синойкизм (сплочение под единой столицей). Пути формирования полиса:

1) группа деревень сливается в один город (Спарта, Коринф);

2) деревни существуют раздельно, но одну начинают признавать главной – метрополией (Афины);

3) отказ от дробления наделов и передача наследства только старшему сыну, что ставило проблему обеспечения граждан землей и вызвало Великую греческую колонизацию (все остальные полисы).

Ход колонизации:

– VIII век до н. э. – территории осваиваются на островах у западного побережья Греции, на о. Сицилия, на южном крае Италии;

– VII век до н. э. – колонизация идет на Север и Юг старого греческого мира. Греки занимают проливы, ведущие к Черному морю. Основные поселения на европейских и азиатских берегах. Только Милет имел 80 колоний. Начинается освоение Египта. Фокейцы из Малой Азии идут в Западное Причерноморье и основывают Массалию (Марсель) в устье Роны. Поздние поселенцы появляются в Южной Галлии.

Итог: берега Средиземного моря на 2/3 заняты греками. На Западе – до Пиренеев, на Востоке – устье Дона, Кавказ, Крым, кое-где Азовское побережье. Только юго-западный угол Средиземного моря (Испания, Африка) не были заняты греками. Там находились финикийские колонии. Греки нигде не захватывали больших внутренних областей. Они занимали побережье. Цицерон писал: «Греческий берег составляет точно кайму, пришитую к обширной ткани варварских полей».

В результате большая часть населения уходит в колонии, начинается вывоз продуктов из колонии в метрополии и развитие индустрии. По всему Средиземноморью развивается активный обмен, посредничество в торговле – источник дохода греческих общин. При этом каждый полис является самостоятельным государством, и разобщенность Греции становится главным фактором ее истории.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности географического фактора в истории Древней Греции?

2. Назовите племенные группы, на основании которых складывалась греческая народность.

3. Перечислите характерные черты крито-микенской цивилизации.

4. Что такое синойкизм?

5. Каковы основные направления и историческое значение Великой греческой колонизации.

Эллада и эллины. Страна, которую мы называем древней Грецией, находилась на юге Балканского полуострова. Хотя в древности она никогда не была единым государством, ее жители осознавали себя единым народом и называли свою страну Элладой, а себя эллинами. Всех иноземцев они именовали варварами, и поначалу это слово не имело презрительного оттенка, так греки обозначали всех тех, кто не говорил на их языке и бормотал что-то, с их точки зрения, непонятное (от звукоподражательного "бар-бар" и происходит греческое "барбарой", т.е. варвары).

Основные части древней Греции. Античная Греция делилась на три части: материковую, островную и малоазийскую. Материковая Эллада состояла из Северной, Средней и Южной Греции. Северная Греция состоит из двух областей: Фессалии на востоке и Эпира на западе. К северу от Фессалии находились Македония и Фракия (их население, хотя и родственное грекам по языку и культуре, не принадлежало к числу эллинов). На границе Македонии и Фессалии находится Олимп - высочайшая гора Греции, на вершине которой, как считали греки, находились дворцы их богов, которых возглавлял Зевс, "отец богов и людей". Севернее Эпира обитали племена иллирийцев.

Из Фессалии через узкое Фермопильское ущелье дорога вела в Среднюю Грецию, состоявшую тоже из нескольких областей, главными из которых были Аттика (ее центр - Афины) и Беотия, крупнейшим городом которой были Фивы. К западу от Беотии лежала Фокида, на территории которой, в Дельфах, находился храм Аполлона с оракулом этого бога. Без прорицаний, которые давала жрица Аполлона, Пифия, греки не начинали ни одно важное дело. Прислушивались к оракулу Аполлона и правители соседних с Элладой государств.

Узкий Коринфский перешеек (Истм) отделял Среднюю Грецию от Южной или Пелопоннеса (Пелопоннес - "остров Пелопса" - был назван в честь мифического героя, внука самого Зевса). Наиболее значительные области Пелопоннеса: Лаконика, центром которой была знаменитая Спарта, Арголида с Аргосом и Элида, где в Олимпии находился храм Зевса со статуей этого бога, которая считалась одним из чудес света, и раз в четыре года проводились Олимпийские игры в честь верховного бога эллинов.

Греческие острова и Малая Азия. Островная часть Греции состояла из множества больших и малых островов, почти все они находились в Эгейском море. Самым крупным из них является Крит, как бы замыкающий Эгейское море с юга. Своеобразным мостом, связывающим два материка, Европу и Азию, является архипелаг Киклады между югом Балкан и западом Малой Азии. Вдоль малоазийского побережья разбросаны острова другого архипелага, который назывался Спорады.

Западное побережье Малой Азии было колонизовано греками еще в конце II тысячелетия до н.э., и они жили там до 1922 г., когда после греко-турецкой войны были вынуждены выселиться оттуда. Греческая Малая Азия делилась на Ионию и находившуюся к северу от нее Эолию. Наиболее крупным из малоазийских греческих городов был Милет.

Периоды греческой истории. Историю древней Греции принято делить на пять периодов:

  • крито-микенский (эгейский) - конец III-конец II тысячелетия до н.э.;
  • гомеровский - XI-IX вв. до н.э.;
  • архаический - VIII-VI вв. до н.э.;
  • классический - 500-323 гг. до н.э.;
  • эллинистический - 323-30 гг. до н.э.

Ахейская цивилизация. В древний крито-микенский период возникли первые в Европе цивилизации, относящиеся к бронзовому веку: минойская на Крите и, под ее влиянием, несколько позднее на Пелопоннесе и в Средней Греции - ахейская или микенская (по названию наиболее известного ее центра, царства знаменитого Агамемнона). Ахейская цивилизация была первой, созданной греками, которых Гомер именует ахейцами или данайцами. Она погибла в конце XII-начале XI в. до н.э., и Греция оказалась отброшенной в своем развитии на целое тысячелетие назад.

Гомеровский период назван так потому, что долгое время основным источником для его изучения были поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Сейчас столь же важное значение приобрели результаты археологических раскопок, проводившихся со второй половины XIX в. В это время греческое общество медленно приходило в себя после катастрофы конца II тысячелетия до н.э. и накапливало силы для мощного рывка вперед - создания цивилизации совершенно иного типа, непохожей ни на критскую, ни на микенскую. В гомеровский период начинается железный век Эллады.

Города-государства Греции. В архаический период произошло становление полисной цивилизации в Греции. Появилась новая форма государства - полис, который обычно называют городом-государством. Всего в Элладе было несколько сотен таких государств, площадь некоторых из них измерялась десятками квадратных километров, но, несмотря на малые размеры, они являлись совершенно независимыми. Полис был рабовладельческим государством: как известно, древний мир был миром, лишенным машин и полным рабов, уделом большинства которых оказывался тяжелый физический труд. За счет рабов свободные граждане полиса имели свободное время для развития физической и духовной культуры, занятий военной подготовкой, для праздников и развлечений.

Свободное население полиса состояло из граждан и неграждан, переселенцев из других мест и их потомков. Граждане, в свою очередь, делились на аристократию (знать), которая возводила свое происхождение к богам и героям, и демос (земледельцев, ремесленников, торговцев).

Виды власти у греков. В зависимости от особенностей своего устройства греческие полисы делились на демократические, аристократические и олигархические. В демократических власть принадлежала демосу, в аристократических - всей знати, в олигархических - узкому кругу лиц из числа той же аристократии. В любом полисе существовали народное собрание, совет и выборные должностные лица, но в демократическом все важные вопросы решались народным собранием, в котором участвовали все граждане, тогда как в аристократическом или олигархическом оно существовало только для вида и собиралось редко, только для одобрения того, что уже было решено теми, кому принадлежала власть. Примером демократического полиса были Афины, аристократического, позднее переродившегося в олигархический - Спарта.

Греческие воины. Вооруженные силы полиса состояли из ополчения всех граждан. Вооружение они покупали на свои деньги, поэтому наиболее богатые служили в коннице (содержание коня стоило очень дорого), зажиточные - в тяжеловооруженной пехоте, бедняки составляли легкую пехоту и экипажи кораблей (сами корабли строились либо за счет государства, либо по его поручению богачами, которых назначали капитанами построенных ими судов).

Аристократы и олигархи не доверяли собственным согражданам, поэтому предпочитали полагаться не на них, а на воинов-наемников, которые предлагали свои услуги тому, кто больше заплатит. Но случалось и так, что один из аристократов, задумав захватить власть, подкупал наемников, с их помощью уничтожал или изгонял своих противников и становился тираном - так греки называли того, кто устанавливал единоличную власть незаконным путем. Было время, когда тираны правили во многих греческих городах, но к концу архаического периода тирания повсеместно уничтожается, чтобы возродиться уже в другой обстановке спустя много десятилетий.

Четвертый (классический) период начинается со столкновения греческих полисов с могущественной Персидской державой (греко-персидские войны), а заканчивается завоеваниями Александра Македонского, уничтожившего эту державу.

Персидское царство. В нем со времени возникновения до гибели правила династия Ахеменидов, а само государство простиралось от Индии до Эгейского моря. Царь Дарий разделил его на области - сатрапии, во главе каждой из которых стоял сатрап. Население каждой сатрапии должно было платить налоги и по приказу царя являться в войско. Таким образом, персидская армия представляла собой огромное число воинов с разным вооружением, разной манерой сражаться, говоривших на разных языках. Управлять таким войском было очень трудно. Своего флота у персов не было, корабли им поставляли финикийцы, египтяне и ионийские греки.

Элинистический период. Последний период истории древней Греции называют эллинистическим, он продолжался от смерти Александра Македонского до завоевания римлянами Египта. В это время как греческие полисы, так и бывшая держава Ахеменидов входят в состав новых государств, основанных полководцами Александра, которые много лет спустя после его смерти провозгласили себя царями. Одним из знаменитых эллинистических царей был Пирр, с которым пришлось встретиться на поле боя римлянам.

Откуда известно о войнах и битвах древних греков. О сражениях греко-персидских войн нам известно главным образом из труда Геродота "История". Сведения, сообщаемые Геродотом, дополняет и оживляет Плутарх, который жил много веков спустя. Его "Сравнительные жизнеописания" представляют собой несколько десятков биографий знаменитых греков и римлян и поэтому являются важным источником по истории не только древней Греции, но и Рима.

Битвы первой половины IV в. до н.э. описаны их современником, афинским писателем и историком Ксенофонтом и уже известным нам Плутархом. По истории походов Александра Великого, кроме биографий великого македонянина и его современников, древние историки, жившие уже в римское время, Арриан и Квинт Курций Руф, создали специальные труды, сохранившиеся до нашего времени и переведенные на русский язык. Много интересного для характеристики борьбы греков за свободу, против Македонии, содержится в речах Демосфена.

Уже в III тыс. до н. э. на Балканском полуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очаги государственности у народов, этническая при­надлежность которых не установлена. Развитие их в материковой Греции было прервано примерно в XXII в. до н.э. греческими племенами, которые называли себя ахейцами, или данаями. Их нашествие первоначально не повлияло на островные цивилизации, самой высокой из которых была критская.

1. Критская культура (конец III тыс. до н.э. - XVв. до н.э.). Наибольшими впечатляющими остатками этой цивилизации являются двор­цы, поэтому она называется также дворцовой. В конце XV в. до н.э. недалеко от Крита, на острове Тир, произошло грандиозное извержение вулкана, в ре­зультате чего большинство поселений на Крите погибло. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись ахейцы и захватили его.

2. Микенская культура (XV-XIII вв. до н.э.).

Ее центрами были Микены, Тиринф, Пилос, Афины. В этот период ахейские племена ведут активную колонизацию, заселяют острова Родос и Кипр, соз­дают колонии на Сицилии, в Южной Италии и Малой Азии. Воспоминания о завоевательных походах ахейцев в Малую Азию сохранились в предании о Троянской войне, которая была увековечена Гомером в «Илиаде».

3. Вторжение дорийцев (конец XIII-XIIвв. до н.э.).

В конце XIII в. до н. э. ахейская цивилизация погибает в результате нашест­вия с севера греческих племен дорийцев, которые позднее расселились на территории материковой Греции.

4. «Темные века» (XI-IXвв. до н.э.).

Происходившие в это время события не вполне понятны. Основным источ­ником по истории этого периода являются поэмы Гомера, потому этот пе­риод называют еще гомеровским.

5. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.).

В этот период складывался этническое самосознание греков на основе един­ства языка, религии, нравов, формируются полисы.

6. Классическая эпоха (V в. до н.э.).

Время расцвета древнегреческой культуры и искусства. В это время разви­ваются философия и живопись, возникают театры, возводятся великолепные храмы. Важнейшие политические события этой эпохи - греко-персидские войны (492, 490, 480-479 гг. до н.э. и 448 г. до н.э.) и Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Война между Афинским и Спартанским военными сою­зами формально закончилась победой спартанцев, но ослабила оба греческих государства. 7. Эпоха эллинизма (IVв. до н.э. - Vв. н.э.).

Данная эпоха начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчи­вается с захватом Рима варварами. Александр Македонский создал огромную империю, которая охватила весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда.

Во II в. до н.э. Греция была захвачена римлянами и с этого момента вхо­дила в состав Римского государства.

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.


Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название – античная культура. Понятие «античность» появилась в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «Античный» (лат. antiquus – древний) для определения Греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основой европейской культуры.

Общая характеристика

Более 3,5 тыс. лет назад в Европеек в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Они пришли с севера и называли себя эллинами – потомками царя Эллина, а свою страну – Элладой. Греки из племени Иона, внука Эллина, поселились на западе Малой Азии, и местность, где они жили, получила название Ионии. Общее имя греки этому народу дали римляне.

Между Ионией и Балканским полуостровом раскинулось Эгейское море, берега кт изрезаны удобными бухтами. Эгейское море – мелководное, с множеством больших и малых островов, самый крупный из кт – остров Крит. Территория, заселенная греками, получила общее название Греция.

Обилие островов, где мореход мог укрыться в ненастье, и спокойных бухт стало одной из причин быстрого развития судоходства у греков.

Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, ее омывают моря.

Южная оконечность Эллады – полуостров Пелопоннес. С остальными областями страны его связывает узкий Коринфский перешеек, или Истм. На Пелопонессе возникли древнейшие эллинские города: Микены, Спарта, Мессена, Тиринф, Коринф, Олимпия. Из городов, располагавшихся в других частях Эллады, наиболее известны Афины, Пилос, Платен, Фивы, Дельты. Но самым могущественным в те времена в бассейне Эгейского моря был остров Крит.

В 15 в. до н.э. грандиозное землетрясение и извержение вулкана уничтожили почти все постройки на острове. Население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки.

Некоторые ученые полагают, что крушение критской цивилизации отражено в мифе о гибели легендарной страны Атлантида.

После того как стихия разрушила обитель критских царей, в Древней Греции возвысился город Микены, расположенный в Южной Греции. Микенскую крепость построили греки из племени Ахея, второго внука Эллина – ахейцы. Ахейцы были воинственны и любили богатство. На ахейских царей работали искусные ремесленники, им служили храбрые воины. Мастера сооружали роскошные дворцы на берегах Эгейского моря, воины предпринимали далекие походы по суше и по морю.

Вслед за Критом греки стали заселять другие острова Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Усилению греков воспротивилось Троянское царство, расположенное на северо-западе полуострова. Ок. 1200 г. до н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Осада города закончилась его падением. Ахейцы разрушили и сожгли Трою. А в результате сильного землетрясения, кт произошло после войны троянцев с ахейцами, город окончательно пришел в упадок и никогда более уже не возрождался.

Периоды культуры развития Древней Греции

Для мировой культуры огромную роль сыграло культурное наследие античных государств. Все народы Европы испытали влияние античной литературы, искусства, философии, религиозных, политических и юридических взглядов. Само понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения – так итальянские гуманисты называли греко-римскую культуру.

Произведения Древней Греции и Древнего Рима в области литературы и искусства принято называть классическими.

Гегель в «философии истории», переходя к вопросу о классическом мире, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, «потому что мы находимся в сфере духа… Подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать, прежде всего, в Греции».

Гегель отнюдь не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и в настоящее время. И сегодня их достижения в области искусства, науки и философии не только понятны нам, но и продолжают нас волновать. К.Маркс писал: «Они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом… Условия, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова». Классическое образование в Европе всегда предполагало знание достижений античности.

Почему Древняя Греция считается колыбелью европейской культуры? Ответ просто: потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения европейской цивилизации. Если мы бросим ретроспективный взгляд на европейскую культуру, то легко заметим, что исходным пунктом является именно Древняя Греция. О культуре Эллады можно сказать, что она содержала в себе в зародышевом состоянии все последующие достижения европейской культуры.

Выделяют следующие периоды культурного развития Древней Греции:

· Крито-микенский период (3-2 тыс. до н.э.)

· Гомеровский период (11-8 вв. до н.э.)

· Архаический период (8-6 вв. до н.э.)

· Классический период (480-323 до н.э.) подразделяется на эпоху расцвета (5 в. до н.э.) и эпоху кризиса полиса (4 в. до н.э.)

· Эллинистический период (4-1 вв. до н.э.)

Крито-микенский период

Центрами крито-микенской цивилизации были остров Крит и город Микены в материковой Греции. Критскую культуру еще называют по имени царя Крита Миноса – минойской. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов. В нач. 20 в. английским археологом Артуром Эвансом был открыт первый из критских дворцов – Кносский, который являлся дворцом Миноса. Он имел сотни помещений, коридоров, лестниц и пристроек. Именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре – чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка которых отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль.

В нем почти не было окон: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстие в крыше. Такое устройство здания спасало находившихся в нем от изнурительной жары летом и холодных ветров зимой.

Царский дворик выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Среди памятников, дошедших до нас, следует отметить фрески, бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Цари Крита создали сильнейший военный флот, подчинили себе близлежащие острова и стали властвовать на всем Эгейском море, совершали плавания к берегам Египта, Финикии. На Крите были найдены глиняные таблички с письменами. Но эти надписи пока не разгаданы, и критская цивилизация остается одной из самых таинственных в истории человечества.

Но в сер. 15 в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера недалеко от Крита (современный остров Санторин).

В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветала микенская культура. Тесно связанная с древними культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры – шахтные гробницы в Микенах (полуостров Пелопонесс), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски. Основными центрами микенской культуры, как и на Крите, были дворцы. В отличие от критских, все дворцы были укреплены. Их стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Греки, видевшие эти стены в более позднее время, называли их циклопическими, приписывая их сооружение их одноглазым великанам – циклопам. С приходом северобалканских племен – дорийцев, крито-микенская цивилизация прекращает свое существование.

Гомеровский период

Этот период (11-9 вв. до н.э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. В его поэмах отражена жизнь общ-ва с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской эпохе. Герои Гомера – цари и представители знати.

До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основным строительным материалом было дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общ-ва в архаическую и классическую эпоху.

Культура архаического периода

В этот период (8-6 вв. до н.э.) проходила Великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В рез-те греческий мир вышел из состояния изоляции, в кт оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. У лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев – алфавитное письмо, кт греки усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. Зарождение греческой науки (астрономия, геометрия) проходило под влияние египтян и вавилонян. На греческое искусство оказали сильное влияние египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органически вошли в греческую культуру.

В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-гос-ва, охватывающее сам город и прилегающую к нему территорию. Полисное устройство гос-ва воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах гос. важности. Такое государственное устройство явл-ся прототипом демократии. (наиболее крупные полисы – Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы). В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-гос-в, но именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляется понятие «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом.

Социальная практика, предполагавшая подчинение законам, избрание высших должностных лиц и суда присяжных, имела прямое влияние на состояние умов, порождая и укрепляя в сознании граждан доверие к своему разуму. Характер мировоззрения греческого общества складывался начиная с крито-микенского периода. Это становление продолжалось и в архаический период. Мировоззрение было ориентировано на пантеон богов Олимпа. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм (многобожие). Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции существовали и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде (похожими на людей). Власть олимпийских богов была не беспредельной. Сам Зевс подчинялся велению судьбы.

По представлению древних греков первоначально существовал Хаос, из кт выделилась земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана – титаны, кт свергли отца. Один из титанов Кронос (время) воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном – Зевсом. По преданию Зевс и окружающие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера – владычицей неба.

Богом света и поэзии был Аполлон, кт обычно сопровождали 9 муз – покровительниц искусств и наук. Аполлон - сын Зевса и Богини Латоны, рожденный на острове Делос. Один из самых древних и почитаемых богов. С одной стороны, это бог-губитель, стреловержец, он насылает смерть, болезни, с другой - это бог солнца, света, покровитель пастухов, путников и мореходов, а так же бог врачеватель, бог муз. Свое прозвище Аполлон Мусагет он получил, после того как Гермес подарил ему лиру. Мусагет означает повелитель муз. Позже Аполлон становится покровителем искусства поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра на колеснице изображен именно Аполлон. Аполлон также предсказатель будущего. Известно его самое большое святилище в Дельфах, где жрица-пифия делала предсказания.

Музы - богини творческого вдохновения в поэзии, пении и других искусствах; спутницы Аполлона. Они - дочери Юпитера (Зевса) и нимфы Мнемозины (Памяти), которые провели на ложе девять ночей подряд. Согласно греческим мифам, они были произведены на свет, чтобы прославлять пением героические подвиги борьбы против доисторических титанов. Первоначально музы были нимфами, главенствовавшими над источниками, обладавшими силой давать вдохновение, такими, как Аганиппа и Иппокрена на горе Геликон и Кастальский ключ на горе Парнас. Последний в конце концов стал их обиталищем. Потому на картинах, изображающих муз, часто фигурируют фонтаны и источники. Со временем установилось их число - девять, и каждая получила свою сферу влияния среди наук и искусств:

Каллиопа , муза эпической поэзии; изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты). (Орфей - сын Аполлона и Каллиопы);

Эрато - муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов);

Мельпомена - муза трагедии; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке;

Терпсихора - муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным - инструментом;

Полигимния - муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты - орган-портатив, реже лютня или другой инструмент;

Клио - муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой;

Талия - муза комедии и пасторальной поэзии; изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами; начиная с XVII века - c комической маской;

Эвтерпа - муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой (часто - с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом;

Урания - муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем.

В изобразительном искусстве они - молодые женщины, в обществе бога Солнца Аполлона или в одиночку, и представляют то или иное искусство, держа в руках разнообразные атрибуты: книги, свитки, холсты, скрипки, тамбурины, трубы, лиры, арфы, флейты, короны, лавровые венки (как знак успехов на том или ином поприще), маски или, в случае с Мельпоменой, меч или кинжал.

Богиней красоты была Афродита, мудрости - Афина, богом огня и кузнечного дела – Гефест, войны – Арес. Каждая отрасль хозяйственной деят-ти имела своего бога-покровителя: Деметра – земледелие, Афина – ткачество, Дионис – виноделие, Гермес-торговля и т.д.

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и др.

Важным фактором развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были:

· Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в 4 года в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э.;

· Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах;

· Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в 2 года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов греческой культуры – агонистика (греч. Agon – борьба) – стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии. Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их жизни. Главное в системе воспитания архаической эпохи главное – превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и др.

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греция была Иония. Именно там возникла первая философская система античности – натурфилософия . Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (624-546 гг. до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) – воздух, Анаксимандр (ок. 611 – 546 гг. до н.э.) – апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами – твердым и жидким, теплым и холодным.

К тому же времени относится и возникновение греческого театра, который вырос из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Эпоха архаики поражает богатством и разнообразием форм узора на греческой керамике. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в т.н. ориентальном, т.е. восточном стиле, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы. Поражает своим величием Парфенон – храм Афины-девы. Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей значительную роль в развитии мировой цивилизации.

Пифагор (ок. 540-500 гг. до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в общ-ве происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем кт был Парменид Элейский (ок. 540-480 гг. до н.э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей, их движение он объяснял обманом органов чувств.

Следует отметить, что не все в культуре Древней Греции было создано непосредственно греками. Они заимствовали у египтян солнечный календарь и сведения об устройстве гос-ва, у вавилонян – многие математические открытия. Но греки не просто использовали достижения других народов, они учились у них.

Классический период

Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен серьезными социально-политическими событиями:

· борьбой рабовладельческой демократии и тирании;

· ожесточенной войной греческих полисов с персами.

Войны с Персией стали для греческого народа суровым историческим испытанием. Грозная опасность сплотила греческие города под руководством Афин в борьбе за свободу и независимость. Разгром персов убедительно показал преимущество общественного строя городов-государств Древней Греции, способствовал росту гражданского самосознания эллинов. Этот период связан с расцветом античной рабовладельческой демократии, нашедшей наиболее полное выражение в общественно-политическом строе Афин в период т.н. «золотого века»

Демократия – одна из главных черт классической древнегреческой культуры. Гос-во не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами были гос-вом со всеми его культовыми и эстетическими установлениями. Это определило то чувство единства личного и общественного, эстетического и этического, конкретного и всеобщего, кт достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Ученые утверждали, что существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иным уровнем культуры и ее выражения. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойственен узкий профессионализм. Например, прославленный философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии; известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат (Поликлет). И большинство из известных греков были еще и поэтами.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деят-ти. Афинское гос-во заботилось о культурной жизни граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией аристократов, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. О невежественном человеке говорили так: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Целью его было всестороннее воспитание личности.

Равнодушные к внешним завоеваниям, греки всю силу своей энергии направляли на достижение гармонии красоты и добра, стремились к классическому идеалу равновесия тела и духа. Умеренность в материальном положении вытекала из доверия к богам. Мир, опекаемый богами, не нуждался в чрезмерности и упрочении, для жизни в нем достаточно было уподобиться природе. Такое мирочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, кт не знает образов не только духовного, но и телесного страдания. Величайшие скульпторы этой поры: Мирон, Поликлет, Фидий – изображали богов и героев. Изображения атлетов-победителей – основная тема в творчестве 2-х крупнейших мастеров 5 в. до н.э. – Мирона и Поликлета. Оба скульптора работали в бронзе. К числу лучших работ Мирона относится статуя «Дискобол», изображающая атлета, победившего в состязаниях по метанию диска.

Лучшей работой Поликлета считается скульптура «Дорифор» - бронзовая фигура юноши с копьем. Статуя не была памятником какому-либо определенному атлету-победителю, и ее назвали «каноном» по названию теоретического трактата Поликлета. Мастер сумел найти правильный пропорции, на основе кт может быть построено человеческое тело в скульптуре. Он математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение м/у собой. Слава статуи Поликлета связана также с тем, что он ярко выразил в скульптуре идеал атлета-гражданина, образ всесторонне развитого, здорового и цельного чел-ка. От этих произведений искусства веет спокойствием и величественностью

Канон – свод положений, имеющий характер правила, нормы, эталона.

«Золотым веком» Афин наз. 2 пол. 5 в. до н.э., когда на должность стратега (командующего) в Афинах был избран Перикл (ок. 490-429 гг. до н.э.). Период его правления длился всего 15 лет, но сделал он за это время очень много. Перикл обладал широким кругозором, глубокими теоретическими познаниями, тонким художественным вкусом. Лучшие умы Эллады стремились в Афины, подолгу жили и работали там. Самым притягательным центром стал дом Перикла, где собирались талантливые люди: историк Геродот, философы Анаксагор и Протагор, великий скульптор Фидий, драматург Софокл. Душой этого кружка истинных интеллигентов была жена Перикла Аспазия, кт часто вступала в дискуссии с самим Сократом. Ее роль в преобразовании античной культуры была не меньше, чем роль царицы Нефертити в древнеегипетской реформации.

Перикл преследовал возвышенную цель: создать новый невиданный город-гос-во с высококультурным обществом. Он олицетворял собой идею величия эллинского духа, обращавшую сознание его сограждан к высоким идеалам. Перикл был высококультурным чел-ком, но, страстно желая видеть таких же простых греков, невольно переоценил роль культуры в обыкновенной человеческой жизни. Одним из негативных следствием преобразовательной деят-ти Перикла стал рост массы праздных горожан в Афинах, постоянно требовавших от гос-ва «хлеба и зрелищ». Платон об этом периоде писал, что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед худшими притязаниями афинского демоса.

Эллинистический период

В последние десятилетия 4 в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии способствовал захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского и открытием мира. Греки лучше познакомились с культурой Египта, Вавилона, Индии. Постигая необъятность земли, человек вдруг ощутил себя всего лишь крошечной песчинкой в сложной системе мироздания. Бессилие перед судьбой и окружающим миром рождало в человеке трагическое мироощущение, что побудило его обратиться к собственным переживаниям. В этот период существует множество самостоятельных художественных школ, зачастую испытывающих влияние искусства Востока.

Александр М. основал огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель. Но все это не помешало ему захватить персидскую державу, а заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать чтобы ему и в Греции воздавали божественные почести.

Происходил исторический поворот от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма – синтез эллинской и восточной культур. Точкой отсчета становилась уже не македонская, не эллинская, а сверхнациональная идея. Уже, будучи царем, Александр, был полон решимости устранить все национальные предрассудки. Его раздражали эллинские предубеждения против варваров, против побежденных народов. Александру виделись слитыми воедино Запад и Восток.

В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мера сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Угасание политической жизни в бывших полисах совпало в изменениями в деле воспитания. Резкое имущественное расслоение повлекло за собой расслоение образовательное: тип и уровень образования оказались в зависимости от экономического и социального положения. Впервые как сословие появилась интеллигенция. С интеллектуальным расслоением общества стал невозможен всенародный подъем, кт одухотворял праздники прошлых эпох. Особенностью этих праздников было то, что народ на них из участника превращался в зрителя.

Вместе с тем, эпоха эллинизма – время экономического подъема. Росли города, процветали науки, внедрялись изобретения. Но то, что впечатляло Восток, не могло устроить Грецию, поскольку греки помнили свободу. С оглядкой на богов они определяли и направляли свою жизнь, но постоянные войны лишали их этой возможности. Немыслимое в эпоху подъема стремление к безбрачию и бездетности еще более обостряло чувство неуверенности, и только в таких условиях появилась массовая потребность разобраться в своем внутреннем мире.

Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них явл-ся эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают морали. Главным был вопрос: откуда берется зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу? Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к утрате гражданских добродетелей. В рез-те философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: эпикуреизм, стоицизм.

Основателем первой был Эпикур (342-271 до н.э.). Он утверждал, что целью чел-ка должно быть личное блаженство, высшей формой кт признавалось невозмутимость, душевный покой.

Вторая система стоицизм, созданная Зеноном (335-262 г. до н.э.), идеалом добродетели считалась независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения является бесстрастие, апатия.

В эллинистическую эпоху пробуждается индивидуализм, что находит свое отражение в искусстве и лит-ре. Появляется стремление сделать более близким к человеческой жизни. Величавую торжественность и нравственную строгость высокой классики сменяет богатый и разнообразный мир человеческих чувств и страстей. Эти тенденции нашли воплощение в творениях выдающихся мастеров поздней классики – Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа.

Пракситель – мастер одухотворенного лирического искусства. Одни из лучших его произведений – статуя Гермеса с младенцем Дионисом, статуя Афродиты (богиня собирается купаться). Творчество Скопаса отличалось ярко выраженным драматическим характером: статуя пляшущей вакханки (менады). Классический идеал красоты олицетворяла статуя Леохара – Аполлон Бельведерский. Лисипп создал статую Александра Македонского и юноши-атлета.

В эту же пору создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры – знаменитая Венера Милосская.

В эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строительство кт, а также перепланировка старых осуществляется по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах кт располагались улицы. В городах увеличивается кол-во общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эту эпоху это уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. Возникла Александрия – настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки, философские школы, где перекрещиваются пути греческих и древневосточных культурных традиций.

В этот период появляюся и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.