Непрерывное медицинское образование: курс молодого бойца. Непрерывное медицинское образование (система НМО) Непрерывное обучение врачей

Непрерывное медицинское образование сегодня – это обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей профессиональной жизни.

Основная цель непрерывного медицинского образования (НМО) – обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями.

Что нужно знать врачу о новой системе образования?

С 1 января 2016 года вступила в силу , в соответствии с которой право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет.

В целях реализации Программы развития здравоохранения и обеспечения перехода к системе аккредитации образован Координационный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (sovetnmo.ru). Контроль над деятельностью этого совета осуществляет лично министр здравоохранения, а возглавляют его заместитель министра И.Н. Каграманян и президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В составе совета более 40 членов – представители Минздрава России, руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, специалисты в области отечественной медицинской науки и образования.

Система непрерывного медицинского образования, внедренная в большинстве развитых стран, успешно стартовала в России в виде модели отработки основных принципов НМО специалистов с высшим медицинским образованием.

В 2014 г. отрабатывался проект непрерывного профессионального медицинского образования. Участие врачей в реализации модели осуществлялось на добровольной основе путем заключения соответствующего договора с образовательной организацией.

Проект реализовывался с учетом принципов НМО:

  • непрерывности обучения (отдельными модулями, циклами, путем прохождения отдельных учебных мероприятий в течение всего календарного года);
  • применения электронного обучения и ДОТ (доля дистанционных технологий и электронного обучения в образовательной программе должны составлять не менее 50%);
  • учет наиболее актуальных проблем практического здравоохранения при формировании программ;
  • сетевое взаимодействие образовательных и профессиональных общественных медицинских организаций.

В 2015 г. продолжалась работа по реализации модели отработки основных принципов НМО. Перечень участников был расширен на все врачебные специальности и все регионы РФ, а срок реализации модели пролонгирован до конца 2020 г.

Главный принцип НМО в России – образование должно осуществляться на основании партнерства государственных бюджетных образовательных учреждений (ГБОУ) и профессиональных обществ, а существующая система последипломного образования должна развиваться. ГБОУ и общества будут совместно разрабатывать образовательные программы для медицинских работников с тем, чтобы темы взаимодополняли друг друга и не дублировались, а требования к образовательным материалам и мероприятиям были едины.

Обучение будет персонифицировано, а это означает, что каждый работник будет самостоятельно составлять свой индивидуальный план развития на предстоящий год, выбирая из программы наиболее значимые для него темы. Участие в модели отработки основных принципов НМО дает врачу возможность самостоятельно выбирать программу дополнительного профессионального образования (ДПО), тематику учебных мероприятий и электронных образовательных модулей.

Программы ДПО образовательных организаций размещены на сайте edu.rosminzdrav.ru (доступны после регистрации).

В рамках реализации модели обработки основных принципов НМО с 2016 года специалисту с высшим медицинским образованием предлагается на добровольной основе пройти дополнительное профессиональное обучение по программе не менее 144 часов: не менее 108 часов – по программе образовательной организации и не менее 36 часов – на учебных мероприятиях и по учебным материалам (в т.ч. 16 часов участия в учебных мероприятиях: конференциях, семинарах, мастер-классах и т.д., и 20 часов самостоятельного обучения по электронным учебным модулям в сети Интернет).

Перечень учебных мероприятий и электронных учебных модулей, прошедших оценку на соответствие установленным требованиям к учебным мероприятиям и материалам для НМО и обеспеченных кредитами, размещен в разделах сайта sovetnmo.ru .

Известно, что для обучения врачей на территории РФ применяется система электронных обучающих модулей от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED – издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: sovetnmo.ru . Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности.

Принцип непрерывности образования будет реализован путем равномерного распределения модулей (блоков) программы по годам.

Учет образовательной активности будет происходить в часах или кредитах (1 час, как правило, равен 1 кредиту). Вся информация, накопленная работником за 5 лет, будет отражаться в его персональном отчете об исполнении индивидуального плана развития. Этот отчет будет доступен в личном кабинете на сайте edu.rosminzdrav.ru .

В соответствии с вышеуказанными принципами каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов .

Внедрение системы НМО и использование современных образовательных технологий станет основой для поэтапного введения с 2021 года аккредитации медицинских специалистов на основе НМО как системы допуска к осуществлению медицинской деятельности.

Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В период времени с 1 января 2016 года по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста , в зависимости от срока прохождения «последней» сертификации или аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию до 1 января 2016 года , после истечения срока полученного сертификата еще однократно будут допускаться к профессиональной деятельности через «привычную всем» процедуру сертификации специалиста (1 раз в 5 лет – образовательный цикл с посещением лекций и сдачей итогового экзамена). При этом сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Если срок действия сертификата у вас заканчивается в 2016 году (и в последующих годах), то процедуру сертификации вы будете проходить уже по системе НМО. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата – повторную аккредитацию.

Рисунок . Система допуска к профессиональной деятельности
через процедуру аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года , будут допускаться к профессиональной деятельности только через процедуру аккредитации специалиста.

Модернизация системы последипломного медицинского образования происходит за счет готовности и желания профессиональных медицинских обществ активно заниматься образованием и повышением квалификации медицинских работников.

Общество клинической онкологии зарегистрировано на сайте sovetnmo.ru в качестве организатора (провайдера) учебных мероприятий, а также вошло в состав профессиональных обществ, участвующих в реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

В задачу комиссии, ответственной за аккредитацию в рамках новой системы образования по принципам НМО, входит оценка и допуск образовательных мероприятий к аккредитации.

Лицами, ответственными в Обществе за проведение оценки учебных мероприятий и материалов являются:


Председатель Российского общества клинической онкологии,
заведующий отделением клинической фармакологии и химиотерапии,
заместитель директора по научной работе
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России,

Москва


Руководитель онкологического отделения противоопухолевой терапии,
Центральная клиническая больница Управления делами Президента РФ,
член правления RUSSCO, председатель рабочей группы
по разработке Практических рекомендаций RUSSCO,
доктор медицинских наук, профессор,
Москва


Заведующий отделом биологии опухолевого роста
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, член правления RUSSCО,
член научного комитета Программы молекулярно-генетической диагностики RUSSCO,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН,
Санкт-Петербург


Заведующий кафедрой онкологии и торакальной хирургии ФУВ ГБУЗ МО
МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, руководитель и главный научный сотрудник
отдела «Онкология» ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского,
главный редактор журнала «Злокачественные опухоли»,
председатель этического комитета RUSSCO,
профессор, доктор медицинских наук,
Москва

Заведующая отделением химиотерапии МНИОИ им. П.А. Герцена –
филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России,
член ESMO, член ASCO, член правления RUSSCO,
доктор медицинских наук,
Москва



Зачем участвовать в реализации модели?

В настоящее время медицинские работники обязаны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию – проходить обучение в объеме 144 часов (4 недели) для продления права осуществлять профессиональную деятельность.

В модели реализации отработки основных принципов НМО врачам предлагается пройти обучение по новой программе, в которой 108 академических часов реализуется образовательной организацией (не менее 50% с использованием дистанционных технологий), а 36 часов – за счет образовательной активности, предоставляемой медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальностям. Из указанных 36 часов 16 часов набираются путем участия в аудиторных (конференции, семинары, мастер-классы и т.п.) или онлайн (вебинары, интернет-лекции) учебных мероприятиях и 20 часов – при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.

Врачи принимают участие в Модели на добровольной основе.

По окончании обучения врач представляет в образовательную организацию отчет об образовательной активности в рамках НМО.


Чтобы принять участие в реализации модели, врачу необходимо:

  1. Выбрать программу ДПО в образовательной организации (список организаций доступен в разделе «Организации» на сайте sovetnmo.ru).
  2. Заключить договор с образовательной организацией на обучение по выбранной программе.
  3. Зарегистрироваться на сайте sovetnmo.ru в разделе «План обучения» (это ваш «личный кабинет» на сайте), начать планирование образовательной активности.

  1. Выбрать интересующие мероприятия и электронные модули, опубликованные на сайте sovetnmo.ru в разделах «Мероприятия» и «Модули» соответственно.

Учет образовательной активности

По итогам учебных мероприятий, обеспеченных кредитами, всем слушателям выдается Свидетельство НМО установленного образца с указанием индивидуального кода подтверждения. При вводе (активации) данного кода в специальном поле в разделе «План обучения» (ваш «личный кабинет» на сайте) появляется запись о прохождении учебного мероприятия.

Информация об успешном изучении размещенных на сайте электронных образовательных модулей добавляется в раздел «План обучения» автоматически.

Что такое Свидетельство НМО?

Свидетельства НМО выдаются организаторами (провайдерами) учебных мероприятий. Информационные электронные сообщения о начислении кредитов направляются зарегистрированным пользователям по электронному адресу, указанному при регистрации, после активации индивидуальных кодов или по прохождению электронного учебного модуля. Пользователи должны обеспечить сохранность указанных документов и информации для подтверждения, при возникновении такой необходимости, накопленных кредитов.


Индивидуальный код подтверждения является буквенно-числовой комбинацией, состоящей 13 символов, и имеет вид XXXX-XXXXXXXX. В коде используются латинские буквы (кроме «О») и цифры. Для активации кода необходимо ввести код без учета регистра ввода, дополнительных пробелов и символов.
ВНИМАНИЕ: Буква «О» в коде не используется, следует вводить «ноль»!


Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru

Портал для специалистов в сфере здравоохранения, обеспечивающий организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования. На портале вы сможете:

  • получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • вступать в пятилетний цикл обучения по специальности, планировать и учитывать свою образовательную активность;
  • выбирать программы для обучения в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования и/или с применением образовательного сертификата вне пятилетних циклов обучения по специальности.

Для регистрации потребуется ввести номер диплома о прохождении «последнего» курса повышения квалификации.

Для чего нужно синхронизировать аккаунты на порталах edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru ?

Синхронизация аккаунтов необходима для того, чтобы образовательная активность за счет различных образовательных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары), дистанционные интерактивные образовательные модули), учет которой специалист ведет на сайте sovetnmo.ru , отображалась в Личном кабинете на портале edu.rosminzdrav.ru .

Как синхронизировать аккаунты на портале edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru ?

Процедура синхронизации аккаунтов описана в Личном кабинете на портале edu.rosminzdrav.ru , в разделе «Личные сведения». Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.


Простая математика RUSSCO

Если вы врач-онколог (имеете сертификат специалиста и диплом об окончании интернатуры/ординатуры по специальности онкология), то посещая мероприятия RUSSCO, вы сможете накопить необходимое число баллов (кредитов).

Например :
Цель: 250 баллов за 5 лет. Значит, в среднем вам нужно набирать по 50 баллов в год.
Количество возможных баллов за мероприятия RUSSCO – от 1 до 9 баллов. В среднем это 3-4 балла. Соответственно, посещая по 1-2 мероприятия в месяц, вы можете набрать необходимое количество баллов в год.

Что такое система НМО

НМО, - непрерывное медицинское образование, - новая форма повышения квалификации медицинских работников. НМО отличает непрерывность, использование инновационных технологий (дистанционные, электронные, симуляционные технологии), а также возможность выстраивания персональной траектории обучения, что обеспечивает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих потребностям специалистов. В рамках развития системы НМО Минздравом России совместно с профессиональными НКО запущена модель отработки основных принципов НМО (см.приказы 837 , ).

Как применить накопленные баллы (кредиты)

Баллы (часы, кредиты), накапливаемые медицинскими работниками при участии в образовательных мероприятиях и изучении электронных образовательных материалов могут быть использованы ТОЛЬКО в рамках Модели отработки основных принципов НМО.

Зачем участвовать в реализации модели

В настоящее время медицинские работники обязаны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию, - проходить обучение в объеме 144 часа (4 недели) для продления права осуществлять профессиональную деятельность.

В модели реализации отработки основных принципов НМО врачам предлагается пройти обучение по новой программе, в которой 108 академических часов реализуется образовательной организацией (не менее 50% с использованием дистанционных технологий), а 36 часов - за счет образовательной активности, предоставляемой медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальностям. Из указанных 36 часов 16 часов набираются путем участия в аудиторных (конференции, семинары, мастер-классы и т.п.) или онлайн (вебинары, интернет-лекции) учебных мероприятиях, и 20 часов - при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.

Врачи принимают участие в Модели на добровольной основе.

По окончании обучения врач представляет в образовательную организацию отчет об образовательной активности в рамках НМО.

Как принять участие в реализации модели

Врачу необходимо:

  1. выбрать программу ДПО в образовательной организации (список организаций доступен в разделе Организации)
  2. заключить договор с образовательной организацией на обучение по выбранной программе
  3. Зарегистрироваться на сайте www.sovetnmo.ru в разделе "План обучения" (это Ваш "личный кабинет" на сайте) и начать планирование образовательной активности
  4. выбрать интересующие мероприятия и электронные модули, опубликованные на сайте sovetnmo.ru в разделах "Мероприятия" и "Модули" соответственно

Как вести учет образовательной активности

По итогам учебных мероприятий, обеспеченных кредитами всем слушателям выдается Свидетельство НМО установленного образца с указанием индивидуального кода подтверждения. При вводе (активации) данного кода в специальном поле в разделе "План обучения" (Ваш "личный кабинет" на сайте) появляется запись о прохождении учебного мероприятия.

Информация об успешном изучении размещенных на сайте электронных образовательных модулей добавляется в раздел "План обучения" автоматически.

Свидетельство НМО

Свидетельства НМО выдаются организаторами (провайдерами) учебных мероприятий. Информационные электронные сообщения о начислении кредитов направляются зарегистрированным пользователям по электронному адресу, указанному при регистрации, после активации индивидуальных кодов или по прохождению электронного учебного модуля. Пользователи должны обеспечить сохранность указанных документов и информации для подтверждения, при возникновении такой необходимости, накопленных кредитов.

Индивидуальный код подтверждения (ИКП)

Индивидуальный код подтверждения является буквенно-числовой комбинацией состоящей 13 символов и имеет вид XXXX-XXXXXXXX. В коде используются латинские буквы (кроме "О") и цифры. Для активации коды необходимо ввести код без учета регистра ввода, дополнительных пробелов и символов. ВНИМАНИЕ: Буква "О" в коде не используется, следует вводить "ноль"!

Не удается активировать ИКП

Если Вам не удается активировать ИКП указанный в Свидетельстве НМО или при активации ИКП появляется сообщение "Код не был активирован. Возможно код неверен или уже был активирован ранее", необходимо направить письмо на адрес [email protected] с со следующей информацией:

  1. Название мероприятия
  2. Дата проведения
  3. Место проведения
  4. ИКП, который необходимо активировать.

Когда появятся учебные мероприятия и/или электронные учебные модули по специальности

Информация о новых учебных мероприятиях и электронных учебных модулях, обеспеченных кредитами, размещается на сайте Комиссии по мере поступления заявок на оценку для НМО от провайдеров мероприятий и электронных модулей. То есть наличие учебных мероприятий и электронных модулей зависит только от активности провайдеров. Обращаем Ваше внимание на то, что сама Комиссия НЕ создает электронные учебные модули и НЕ проводит учебные мероприятия.

После участия в учебном мероприятии не получил Свидетельство НМО

По вопросам выдачи Свидетельства НМО необходимо обращаться к Провайдеру (организатору) учебного мероприятия. Комиссия НЕ выдает Свидетельств НМО.

Могут ли учитываться баллы (кредиты), полученные на зарубежных учебных и научных мероприятиях

Баллы, полученные за учебные мероприятия в системе непрерывного медицинского образования (непрерывного профессионального развития) ЕС, США и других стран, не могут учитываться в системе НМО в Российской Федерации. Баллы будут учитываться в будущем при условии реализации достигнутого соглашения о намерении гармонизации системы НМО Российской Федерации и Евросоюза (с учетом всех мероприятий, проводимых в странах, которые принимаются к зачету в ЕС).

Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России http://edu.rosminzdrav.ru

Портал для специалистов в сфере здравоохранения, обеспечивающий организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования.На портале Вы сможете:

  • Получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • Вступать в пятилетний цикл обучения по специальности, планировать и учитывать свою образовательную активность;
  • Выбирать программы для обучения в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования и/или с применением образовательного сертификата вне пятилетних циклов обучения по специальности.

Для чего нужно синхронизировать аккаунты на порталах http://edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru

Синхронизация аккаунтов необходима для того чтобы образовательная активность за счет различных образовательных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары), дистанционные интерактивные образовательные модули), учет которой специалист ведет на сайте www.sovetnmo.ru отображалась в Личном кабинете на портале http://edu.rosminzdrav.ru

Как синхронизировать аккаунты на портале http://edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru

Процедура синхронизации аккаунтов описана в Личном кабинете на портале http://edu.rosminzdrav.ru, в разделе Личные сведения. Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.

У меня есть Личный кабинет на http://edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru. Где я должен активировать ИКП, полученные по итогам образовательных мероприятий?

ИКП, полученные по итогам участия в образовательных мероприятиях и за изучение образовательных модулей необходимо активировать в Личном кабинете на сайте www.sovetnmo.ru.

ВНИМАНИЕ!! Учебные мероприятия и электронные учебные модули, не размещенные на сайте www.sovetnmo.ru, не обеспечиваются образовательными кредитами в рамках Модели отработки основных принципов НМО. Наличие в материалах учебных мероприятий или электронных модулей информации об образовательных кредитах не является гарантией того, что кредиты будут зачислены. Проверяйте эту информацию на нашем сайте.


Одной из ключевых задач современной системы здравоохранения в Российской Федерации является достижение высочайшего качественного уровня на каждом этапе работы медицинского специалиста с населением. Качество, безопасность и надежность лечения относительно каждого из предлагаемых клинических случаев – это залог того, что здравоохранение на государственном уровне будет соответствовать высоким международным стандартам. Достичь этого можно за счет организации корректной системы аккредитации медицинских специалистов. Специально для этого на федеральном уровне была введена программа непрерывного медицинского образования (НМО), в рамках которой каждый медицинский работник должен подтвердить или улучшить свой квалификационный уровень.

Суть НМО, цели и задачи образовательной системы

Как уже было сказано, в рамках программы непрерывного медицинского образования специалист должен пройти процедуру аккредитации. Если раньше система имела форму курсов повышения квалификации, проходимых врачом раз в 5 лет, то теперь весь этот период (пятилетку) специалист получает знания посредством посещения специально организованных мероприятий.
На каждом таком мероприятии, которое получило аккредитацию в государственной системе непрерывного медицинского образования, специалист получает сертификат с индивидуальным кодом. Затем его задача заключается в том, чтобы активировать код на официальном интернет-ресурсе НМО и получить зачетные единицы (кредиты). В течение года должно накапливаться 50 кредитов. Соответственно, по истечению 5 лет их должно быть 250, что позволяет врачам переходить к процедуре аккредитации.
Понятно, что при такой интенсивности осуществления медицинского образования личная база знаний у врачей будет пополняться постоянно. При этом система непрерывного медицинского образования базируется на следующих принципах:

  1. Знания поступают к специалисту постоянно в рамках одной сессии из определенного числа мероприятий. Причем у врачей и медицинских работников есть право на самостоятельное составление программы, по которой они будут накапливать ежегодное количество кредитов.
  2. Также программа непрерывного медицинского обучения требует минимального отрыва специалистов от рабочего процесса. В большинстве случаев справиться с этой задачей помогают интерактивные и электронные дистанционные технологии. Так, к примеру, очень популярной формой изложения материалов являются вебинары – все те же мероприятия, но проводимые в режиме онлайн посредством ресурсов интернета.
  3. Учитывая то, что материалы, предлагаемые в программе непрерывного медицинского образования, излагаются в очной и заочной формах, их база постоянно пополняется. Специалисты получают наиболее актуальные и ценные знания и основывают на них свою дальнейшую практическую деятельность.

Под задачей повышения качественного уровня медицины подразумеваются следующие задачи программы непрерывного образования:

  • достижение максимального соответствия процесса лечения клинических случаев с рекомендациями профессиональных обществ и прочих медицинских ассоциаций по разным направлениям медицины;
  • максимально корректное разделение клинических случаев на те, что требуют госпитализации, и те, что разрешаются путем амбулаторного лечения;
  • минимизация числа осложнений и летальных исходов в лечебной практике;
  • повышение общей удовлетворенности пациентов, как от самого процесса лечения и его результатов, так и от соответствующего медицинского обслуживания и т.д.

Как показывает практика, очень много проблем у специалистов возникает из-за регистрации и начала работы с системой непрерывного образования. Далее приведена схема, выполняя действия в соответствии с которой, каждый медик сможет поэтапно пройти весь путь к процедуре аккредитации.

Схема непрерывного обучения в рамках новой образовательной системы

Для того чтобы начать процесс непрерывного медицинского обучения, специалист должен зарегистрироваться на официальных интернет-порталах:

  • sovetnmo.ru – Координационный совет НМО;
  • edu.rosminzdrav.ru – официальный ресурс Минздрава России.

Важно! Получая свой «Личный кабинет» на каждом из этих ресурсов, стоит знать о том, что зачетные единицы от сертификатов засчитываются исключительно через сайт Координационного совета. В случае возникновения каких-либо сложностей с введением кода можно обратиться в службу поддержки данного ресурса.
После регистрации участник НМО должен составить индивидуальную программу обучения из мероприятий очной и заочной формы, которые представлены в едином списке на двух указанных выше ресурсах. Стоит отметить, что списки мероприятий на сайте Координационного совета и Минздрава России могут различаться.

Правовая регламентация системы непрерывного медицинского образования: вопросов больше чем ответов

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов для врачебного сообщества является вопрос о необходимости вступления в систему непрерывного медицинского образования с целью прохождения в последующем процедуры аккредитации специалиста, предусмотренной ст. 69 .

Действительно ли нужно вступать в систему непрерывного медицинского образования? Попробуем разобраться.

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать действующее законодательство. Сразу стоит отметить что определения " системы непрерывного медицинского образования", равно как и "непрерывного медицинского образования" не содержится ни в одном действующим на настоящий момент нормативно-правовом акте. При этом стоит отметить, что Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" поставлена задача создания системы непрерывного медицинского образования. В данном контексте также следует упомянуть ч. 2 ст. 82 " в которой говорится о том, что " реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации".

Так, согласно ч. 6 ст. 101 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ с 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют, лица получившие медицинское или иное образование и свидетельство об аккредитации. То есть уже сейчас согласно федеральному закону у всех практикующих врачей должен быть на руках такой правоустанавливающий документ на занятие медицинской деятельностью как свидетельство об аккредитации, что косвенно подтверждается требованием ст. 65 ТК РФ, устанавливающей обязательное предоставление при заключении трудового договора документа об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Свидетельство об аккредитации, наряду с дипломом о медицинском и ином образовании как раз и является одним из таких документов по смыслу (устанавливает порядок выдачи свидетельства об аккредитации) и (устанавливает Положение об аккредитации).

В свою очередь, таким правоустанавливающим документом также является и сертификат специалиста. Так, ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. С точки зрения правоприменения, это фактически означает, что лица имеющие подобный сертификат имеют право заниматься медицинской деятельностью до окончания его действия.

И с 2021 года проходить процедуру аккредитации. Данный тезис также подтверждается "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов". Данный приказ фактически устанавливает, что процедура аккредитации для лиц, получивших медицинское образование до 1 января 2016 года начнется с 2021 года.

По смыслу действующего законодательства основанием для прохождения аккредитации согласно Приказа Минздрава России от 02.06.2016 № 334н является предоставление комиссии отчета за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио), который должен предоставить каждый доктор, для того чтобы пройти аккредитацию после 2021 года, когда истечет срок действия его сертификата, чтобы работать дальше. И вот тут-то и возникает некоторое непонимание - а что это за индивидуальные профессиональные достижения и программы повышения квалификации и каков порядок их прохождения?

Ответ содержится в проекте Приказа Минздрава "Об утверждении порядков и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях", размещенный на портале НМО. Так, согласно п. 17 данного документа обучение работника в рамках системы непрерывного образования представляет собой самостоятельное формированием работником с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации комплекса образовательных программ повышения квалификации, разрабатываемых образовательными организациями, образовательных мероприятий, реализуемых общественными профессиональными некоммерческими организациями, а также интерактивных образовательных модулей по соответствующей специальности и последующее дискретное освоение данного комплекса, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в течение 5 лет, завершающееся прохождением процедуры аккредитации.

В свою очередь, п.п. 18 - 19 предусмотрено,что для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу).

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 зачетных единиц .

В качестве компонентов индивидуального плана реализуются образовательные программы повышения квалификации, направленные на совершенствование имеющихся или освоение новых умений и навыков в рамках имеющейся у работника квалификации, освоение новых знаний умений и навыков с присвоением новой квалификации, а также образовательные программы и дистанционные образовательные модули по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, продолжительностью не более 36 академических часов , разрабатываемые образовательными организациями для подготовки в рамках системы непрерывного образования.Ежегодный объем освоения образовательных программ составляет не менее 36 зачетных единиц.

Однако на настоящий момент данный проект не является нормативно-правовым актом, следовательно можно констатировать, что новый порядок обучения медицинскими работниками совершенствования своих профессиональных знаний в системе непрерывного медицинского образования в настоящее время не установлен.

Вместе с тем требования действующего законодательства однозначны - с 1 января 2021 медицинские работники у которых истек срок действия сертификата специалиста, для того что бы в дальнейшем иметь право осуществлять медицинскую деятельность, должны пройти процедуру аккредитации, согласно положению, утв. Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н, а это значит - представить отчет об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации, то есть выполнить требования, порядок выполнения которых в настоящее время отсутствует .

Чем же эта неопределенность может грозить медицинским работникам?

Тем, что врачи, продлившие сертификат специалиста в период с 1 января 2016 года по настоящий день оказались в неопределенной ситуации, с одной стороны, им предстоит в 2021 и 2022 г. соответственно проходить процедуру аккредитации с предоставлением портфолио, с другой стороны - конкретные требования к содержанию портфолио, а именно общая трудоемкость разделов индивидуального плана, в настоящее время законодательно не установлены , а это значит что врачам придется руководствоваться лишь информацией, размещенной на портале НМО, т.е. информацией, не подкрепленной законодательно.

При этом на портале Минздрава в настоящее время открыты двое ворот для вступления в систему НМО - участие в модели отработки принципов НМО согласно (на добровольных началах) , и собственно система НМО, ориентированная, как можно предположить, на тех докторов, которым предстоит пройти аккредитацию после 1 января 2021 после истечения сроков действия их сертификатов, но функционирующая по сути без какого-либо правового обоснования.

Данная неопределенность также заставляет задаться следующими вопросами:

1. Кто должен оплачивать обучение по программам повышения квалификации в рамках НМО?

Поскольку порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным
программам в настоящее время не утвержден, то возникает неопределенность с обязанностью работодателя установленной ч. 4 ст. 196 и п. 1 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а именно обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Известно множество случаев, когда работодатели отказываются отпускать работников на конференции и оплачивать командировки. Все это конечно оспаривается, но требует определенных усилий и времени.

2. Будет ли принят проект Приказа Минздрава?

Ответ на этот вопрос превращается фактически в гадание на кофейной гуще. К тому же в любое время проект может быть изменен и в него будут внесены какие-либо иные требования. То что он будет изменен - сомнений практически нет , вот только что это будут за изменения, и как они отразятся на коллегах, которые уже сейчас стоят перед необходимостью набирать пресловутые часы - неизвестно .

Итак, подведем итоги:

1. В стране действительно идет эксперимент по "обкатке" принципов НМО в котором каждый может принять участие на добровольной основе.

2. Коллегам, срок действия сертификата которых не истек, можно как дождаться срока истечения сертификата и продлить его в обычном порядке и уже потом решать вопрос - вступать в систему НМО, либо принять участие в программе отработки принципов НМО в соответствии с условиями, установленными Приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837.

3. Для коллег, срок действия сертификата которых закончился после 01.01.2016 рекомендую несмотря на все неопределенности все же вступить в систему НМО. Мне видится, что к 2020 году для тех, кто не успел в 2016 году вступить в систему НМО будут так или иначе сделаны какие-то послабления при прохождении процедуры аккредитации, но это опять - гадание на кофейной гуще .

Очень надеюсь, что в ближайшее время будут приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которые как минимум внесут определенность в сложившуюся ситуацию.

Всем добра и пусть нам повезет!

С 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внедряется новая процедура доп уска к профессиональной деятельности - аккредитация специалиста. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В период времени с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию , так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения "последней" сертификации .

После истечения срока полученного сертификата будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации специалиста еще однократно Обучение таких специалистов может проходить в виде "традиционного" повышения квалификации (144 ч.) или в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

Вступают в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования с момента последней сертификации и будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста. Обучение таких специалистов включает формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности ( не менее 250 академических часов за 5 лет) и последующее дискретное его освоение с распределением объема не менее 50 часов в год.

Компонентами индивидуального годового плана обучения являются следующие виды образовательной активности:

· программа повышения квалификации объемом 36 часов или две программы повышения квалификации по 18 часов каждая;

· образовательные мероприятия общим объемом 14 часов: конференции, съезды профессиональных сообществ и др., проводимые в очно и (или) дистанционно, электронные учебные модули для самостоятельного изучения.

Информационная поддержка системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования осуществляется одновременно с помощью Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru и официального сайта Координационного совета по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию - http://www.sovetnmo.ru .

Для вступления в систему непрерывного медицинского образования специалистам необходимо зарегистрироваться одновременно:

· на портале http://edu.rosminzdrav.ru

· на сайте http://www.sovetnmo.ru .

На Портале http://edu.rosminzdrav.ru в разделе Пятилетние циклы обучения специалисту, вступающему в систему непрерывного медицинского образования, необходимо:

· выбрать программу повышения квалификации трудоемкостью 18 или 36 часов по своей специальности,

· сформировать и распечатать заявку на обучение.

На сайте http://www.sovetnmo.ru . специалисту, вступающему в систему непрерывного медицинского образования, необходимо

· выбрать очные и заочные образовательные мероприятия

· выбрать учебные модули для самостоятельного изучения

На порталенепрерывного медицинского и фармацевтического образованияhttp://edu.rosminzdrav.ru размещена программа повышения квалификацииГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского «Правовое регулирование и финансирование здравоохранения Российской Федерации»объемом18 часов. Программапредназначена для всех специалистов системы здравоохранения, в том числе врачей-терапевтов. Обучение проводится 13 декабря 2016 г. с 9.00 по 15.00 в корпусе 9 (зал заседаний ученого совета) ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. Обучение осуществляется за счет бюджета Московской области.

Для зачисления на обучение по этой программе специалисту, зарегистрированному на портале http://edu.rosminzdrav.ru , необходимо войти в личный кабинет и выбрать данную программу из перечня предлагаемых порталом, записаться на нее и распечатать заявку.

Регистрация на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru , запись на программу через портал, а также распечатка заявки необходимы для начисления необходимых специалисту кредитов.

Документы для зачисления предоставляются в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского в день приезда на обучение. Перечень документов

заявление (заполняется по прибытии на обучение).

документ, удостоверяющий личность и гражданство (копия)

документ, подтверждающий факт изменения фамилии, имени или отчества, при их смене (копия);

заверенная по месту работы копия диплома специалиста;

заверенная по месту работы копия документа об окончании интернатуры и (или) ординатуры;

справка с места работы с указанием должности и стажа работы в ней.