Егэ литература фет лирика кимы варианты. Афанасий фет. Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

Афанасий Афанасьевич ФЕТ
(1820–1892)

А.Фет сказал о своем современнике, удивительном лирике и
мыслителе Ф.Тютчеве, вернее, о только что вышедшем томике его
стихов: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей».
То же самое можно сказать и о творчестве самого Фета, лирические шедевры которого не потерялись среди неисчислимого богатства русской поэзии как XIX, так и XX века. Напротив, в каждую новую эпоху они открывают перед читателем особый смысл, новизну содержания и формы.
А.Фет не выходил за пределы так называемых «вечных тем» поэзии, несмотря на то, что жить ему привелось в эпоху социальных споров и бурь - в 60–70-е годы XIX века. Тем не менее в его поэзии воплощен весь XIX век, но по-особому, с чисто художественной, эстетической стороны. Начав творческий путь с подражания своим великим предшественникам, в первую очередь, Пушкину и Жуковскому, он в своих последних стихах затрагивал такие темы, использовал такие приемы, которые современникам были непонятны и порой смешны,и лишь через два десятилетия символисты увидели в Фете своего предтечу и учителя. В его творчестве мы увидим и верлибр, которого в русской литературе просто не было («Я люблю многое, близкое сердцу...»), и смелые метафоры, объединяющие в один неповторимый образ звук и цвет, дух и материю («как мошки зарею, крылатые звуки толпятся»), и завораживающую музыкальность ассонансов и аллитераций, смеловое сочетание разных ритмов, не свойственное традиционной силлаботонике, распространенной тогда в русской поэзии.
Путь А.Фета к творческому совершенству шел стремительно. Только первый его сборник - «Лирический пантеон» - можно считать подражательным. Уже следующие его стихи и циклы: «Элегии и думы»,«Осень», «Снега», «Мелодии» - говорят о формировании поэтического таланта необыкновенной силы и своеобразия. Это поэзия, воспевающая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания:

И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Все мирозданье ты найдешь.
(«Добро и зло»)

В старости А.Фет, выйдя в отставку после 25 лет военной службы,
поселился в собственном имении в Курской губернии. Он много читает: и книги по философии, и мировую поэзию, - занимается переводами античных авторов, размышляет о вечном. Последний его сборник носит название «Вечерние огни». Сожалея о быстротечности жизни и страшась, как и все люди, ее неизбежного и таинственного окончания,
он все же благословляет все живое и обладает той же зоркостью взгляда и остротой чувств, как и в молодости:

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем
И в ночь идет, и плачет, уходя...
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.
(1890)

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем ординарна и до сих пор покрыта тайной, впрочем, так же, как и его уход их этого мира. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился по непризнанному в России лютеранскому обряду на Шарлотте Фёт, которую увез в Россию от мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Всю свою жизнь он переживал двусмысленность своего положения.
Фета часто называют певцом русской природы, она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. И. С. Тургенев говорил о Фете, что ждет от него стихотворение, последние строки которого надо будет передавать лишь безмолвным шевелением губ. Ярким примером может служить стихотворение "Шепот, робкое дыханье...", которое построено без единого глагола. Запятые и восклицательный знак тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, "ряд волшебных", неуловимых для человеческого глаза "изменений", а в отдалении - точную картину.
Превосходно передает поэт и “благоухающую свежесть чувств”, навеянных природой, ее красотой, прелестью, необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
вот оно – «заря, заря!» -- казалось бы радость, свет. Но откуда же эти «…тени, тени без конца» -- в таких вот ночных тенях и укрывается вселенская грусть Фета. Поэт -- изначально мистик, пророк. «Тень» уже подсознательно мелькнула в пору расцвета любви. Но часто поэты сами не могут объяснить, что они написали. В этих маленьких оговорках и сокрыта главная тайна… предсказание.
Читать

Назовите фамилию знаменитого русского поэта XIX века, в творчестве которого современники видели воплощение «поэзии мысли», автора знаменитого четверостишия «Умом Россию не понять...».

Вопрос №2

Назовите поэтическое направление в русской литературе второй половины XIX века, к которому тяготел в своем творчестве Ф.И. Тютчев

Вопрос №3

Как называется художественный прием, позволивший Ф.И. Тютчеву наделять явления природы свойствами живых существ?

Вопрос №4

Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?

Вопрос №5

Укажите название средства художественной выразитель¬ности, которое использует Ф.И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», создавая образы осеннего увядания природы: «Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья»

Вопрос №6

Назовите фамилию русского поэта, о котором Л.Толстой сказал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Вопрос №7

Как называется художественный прием, основанный на подборе однородных согласных звуков и придающий звучанию стихотворения А.А. Фета особую музыкальность?

Вопрос №8

Укажите термин, которым в литературоведении называют прием художественной изобразительности, заключающийся в подборе красочных, цветовых эпитетов: «голубой и зеленый огонь», «золотая кайма»

Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год.
Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. ()

8. "Шепот, робкое дыханье…" – дата написания: 1850 г.
Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Фет не использует глаголы, и это приём придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Большое количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XIX века. Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. См. подробный

«Только художник на всем чует прекрасного след».

Афанасий Фет (Шеншин — его настоящая фамилия) родом из Мценского уезда Орловской губернии. Мать Фета Шарлотта Беккер, будучи беременной, сбежала от мужа – асессора Дармштадского суда Иоганна Фета с 45-летним Афанасием Шеншиным. В1822 году обвенчалась с ним, вначале приняв православие. Родившегося сына назвали в честь приемного отца.

Поскольку отец Фета был человеком состоятельным, дворянином, он обеспечил мальчику достойное образование. В 1837 году его определяют в частную немецкую школу в Эстонии. Уже тогда он интересовался литературой, начал пробовать свои силы в сочинении стихов. Юный Фет готовился к поступлению в университет под руководством профессора Погодина.

В 1838 году он поступает сначала на юридический, а позже и философский факультет Московского университета. Здесь он подружился с Апполоном Григорьевым, посещая философско-литерутный кружок. При содействии своего университетского товарища Афанасий выпускает свой первый сборник «Лирический пантеон» и попадает в поле зрения Белинского, который одобрил творчество начинающего поэта. С 1842 года стихи Фета публикуются во многих изданиях, в том числе и популярных «Отечественных записках». 1844 год знаменует окончание университета.

В связи с тем, что при оформлении документов, фиксирующих отцовство, была допущена ошибка, и отцовство Шеншина признали недействительным, Афанасий стал числиться «иностранцем-разночинцем». Всю жизнь он пытался восстановить свои гражданские права, и, безусловно, это наложило отпечаток на всю его жизнь и творчество.

Так, пытаясь вернуть благородное звание, в 1845 году Фет поступает на воинскую службу в кирасирский полк. Получив звание офицера, в 1853 году его переводят в гвардейский полк, разместившийся вблизи Петербурга. В это время происходит сближение с Тургеневым, Гончаровым, он сотрудничает с журналом «Современник».

Через пять лет Фет, дослужившись до звания штаб — ротмистра, выходит в отставку. В период службы Фет впервые испытал трагическую любовь к Марии Лазич. Бедность девушки послужила причиной разрыва. Бывшая возлюбленная погибла в пожаре. Фет помнил ее всю оставшуюся жизнь:

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной,
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно утрачено душой.

(«Старые письма», 1859)

В брак поэт вступил в возрасте 37 лет. Его избранницей стала Мария Боткина, дочь богатого торговца чаем. Она не была красивой, к тому же старше Фета. Скорее, это был брак по договоренности, поскольку перед свадьбой невеста знала о сомнительном происхождении своего избранника. Ее не испугали признания жениха, и в 1857 году они поженились. Семейная жизнь складывалась благополучно. Фет сумел приумножить состояние, принесенное Марией, но детей у супругов не было. В 1867 году Фета избирают мировым судьей. Все это время он жил настоящим барином. И только после того, как ему возвратили дворянское звание и имя отчима, поэт начинает творить.

Ранние произведения Фета были попыткой погрузиться в мир грез. Он писал о природе, любви. Поэзия его отличалась иллюзорностью и умением передать настроение тонкими намеками, пробуждала в читателях светлые и чистые чувства.

Второй сборник « Стихотворения А.А.Фета» увидел свет в 1850 году. Уже тогда его признавали одним из лучших поэтов современности. В 1853 году создан третий сборник его произведений. 1863 год знаменуется выходом еще одного двухтомника стихотворений. С 1883 по 1891 г.г поэт работает над стихотворениями, вошедшими в пятитомное издание «Вечерние огни» , которое вышло после его смерти.

Фет считался представителем «чистого искусства», он не поднимал в стихах социальных проблем и до конца дней оставался консерватором и монархистом. Воспевая красоту природы, любовь, он считал это главным в своем творчестве.

Поэт умер в 1892 году от инфаркта, который наступил после попытки самоубийства. Как утверждают исследователи, в роду поэта были умалишенные. Утратили рассудок два его брата, слабоумием к концу жизни страдала его мать, незадолго до свадьбы Фета стала пациенткой лечебницы для душевнобольных его сестра. Самого поэта одолевали приступы жестокой меланхолии, которых сам Фет очень боялся.

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна